Дирижёр

«Рояль дрожащий пену с губ оближет…»
Б. Пастернак
«То скрипок плач, то литавров медь…»
Новелла Матвеева

Аккорды струнных,
тремоло литавров,
удары медных –
это ли не бред?!

Набеги гуннов,
топоты кентавров
и крики мавров…,
вот он – ваш портрет!

Вы музыку бросаете на ветер
и на смычки, как на штыки бойцов!
Написан Вертер, но поэт – бессмертен….
Скрипичный ключ – как штемпель на конверте,
а ноты – буквы, мысль, в конце концов!

И в партитуре, словно в Книге Судеб,
рожденье, смерть и воскрешенье вновь,
страданье скрипок и сомненья тубы,
но заглушают бешеные трубы
виолончелей вечную любовь.

Дрожит рояль, разбужен флейтой вздорной,
альты кларнетам затыкают рот,
и контрабасы ветреным валторнам
гудят о том, что молодость пройдёт.

Пройдёт, пройдёт…. Но волей дирижёра
надеждой радостной взлетает горн в зенит!
И волны райских арф из горнего простора,
и сам Господь многоголосьем хора
минувшее с грядущим примирит.

В последнем взмахе ваши руки-крылья
над рифами оркестра воспарят!...
................................
И упадут.
И звёзды станут пылью.
И превратится музыка в бессильи
в молчащих нотных знаков длинный ряд.

Но в сердце… где-то…
или в подсознаньи
корабль созвучий долго будет плыть
в блаженстве снов, в плену воспоминаний,
через туман открытий и скитаний
в узор планет, галактик, мирозданий
вплетать свою серебряную нить.

2016-2018


Рецензии
Однажды, в юности... (была у нас такая традиция в семье - читать вслух новые книги на кухне) отец прочёл нам стихотворение Пастернака:
"Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвёт, подкосит этот бред.
Ты скажешь: - милый! - Нет, - вскричу я, - нет!
При музыке?!..."
и т.д.
С тех пор ни стихи, ни музыка не дают мне покоя, и, время от времени, соединяясь с прежними воспоминаниями, новые ощущения выливаются на бумагу и в воздух потоками слов, в попытке очистить замутненное суетой сознание. И тут уж женское превращается в мужское, и вообще твориться что-то, не поддающееся трезвому контролю.
Вот, на днях нашёл двух-трёхлетний листок с парой строф, написанных во время прослушивания чего-то из Бетховена или Рахманинова (уже не помню), а вчера, вернувшись от дачных трудов, вдруг завершилось... Правда, пришлось в качестве оправданья за перемену рода вставить дополнительный эпиграф из Новеллы Матвеевой, но это для дотошных оркестрантов...

Алексей Упоров   27.07.2018 14:40     Заявить о нарушении