Нагарджуна. Двенадцать Врат. Глава 11
Глава 2. Существование и несуществование следствия: http://stihi.ru/2016/04/04/1072
Глава 3. Условия: http://www.stihi.ru/2016/06/05/6132
Глава 4. Признаки: http://www.stihi.ru/2016/06/07/322
Глава 5. Характеризуемое и нехарактеризуемое: http://stihi.ru/2016/11/03/820
Глава 6. Тождество и различие: http://www.stihi.ru/2017/01/28/7075
Глава 7. Бытие или небытие: http://www.stihi.ru/2017/04/01/927
Глава 8. Природа (Самосущее): http://www.stihi.ru/2017/04/08/11523
Глава 9. Причина и следствие: http://www.stihi.ru/2017/04/09/443
Глава 10. Творец: http://www.stihi.ru/2018/07/25/7251
Глава 11. Три времени
переложение с санскрита
Опять: все вещи пусты. Почему?
Поскольку для причины нет причины
До следствия – предшествовать ему,
Иль отставать, иль [путая личины],
Во времени его сопровождать.
Событий нет ни «раньше», ни «позднее»,
И ни «одновременно». Ожидать
Не стоит, будто истинна идея,
Что из причин последствия идут.
Ведь если существует лишь причина
[В момент какой-то времени, вот тут,
События в нём нет и половины]:
Нет следствия, и неоткуда взять
Его потом. Где были бы истоки,
Чтоб следствию себя на свет являть?
[Откуда бы его взялись его потоки]?
А если существует тут исход,
То нет причины возникать причине:
Зачем потом она произойдёт,
Коль есть её последствия и ныне?
А если оба есть вот тут, сейчас:
И следствие, и следствия причина –
[Как можем полагать мы в этот раз],
Что истинна причинная доктрина?
Представь рога коровы: ни один
Из них не будет следствием другого.
Они одновременны, [двуедин
Их принцип появленья] – нет такого,
Чтобы один последствием из них
Являлся, а другой – его причиной.
Поэтому три сцепки временных
[Меж фактами, увы], недостижимы.
– Твоё опровержение причин
Не может установлено быть также
В пределах временных трёх величин.
Идёт опровержение однажды
Пусть впереди того, что отрицать
Оно потом намерено собою –
[Обязаны при этом мы признать]:
Опровергаемое никакое
Существовать не может потому.
Не суждено в таких условьях также
Опроверженье свергнуть никому.
[И далее другую мысль покажем]:
Опровергаемое пусть идёт
Опроверженья раньше. [Здесь мы видим],
Что установлен для него черёд –
Зачем опроверженьем [мы обидим]
Его существованье? Пусть теперь
Они одновременно существуют.
Тогда причинных нет у них цепей,
Они несвязны. [Как пример любую
Мы снова пару фактов приведём]:
Рога коровы вместе существуют,
Но ни один при этом не ведом,
[Мы видим независимость прямую].
– Ошибочны суждения твои.
Раз вещи пусты, то не существует
Ни то, чем отрицать должны они,
Ни то, что опровергнуть подчистую.
Ты сам приходишь к выводу о том,
Что рассужденья пусты – вот про это
[Мы изначально речь здесь и ведём],
И речь твоя мой подтверждает метод.
Да, если говорю я, что должно
Существовать опроверженье вместе
С опровергаемым, – неправда то,
А заблужденье. [Но скажи по чести:
Когда я утверждал всё это? Нет.
Напротив, повторюсь сейчас я снова]:
На их существование запрет
Я наложил, [вполне он обоснован].
Так что аргументация твоя
Меня не задевает. – Но на деле
[Причинам разным лишь благодаря
Мы следствия когда-либо имели].
Мы видим, как причина наперёд
У следствия идёт: гончар из глины
Кувшин [как плод проекта] создаёт,
[И следствием являются кувшины].
Причина может быть и позади:
Ученики свой статус обретают
Лишь после лекций, что они прошли,
Да и учитель позже возникает.
[Заметь, без этих основных причин
Ученье не играло б роли следствий.
В финале вариант ещё один
Отметим с рассмотрением последствий]:
Причина может сосуществовать
Со следствием своим, как свет и яркость, –
Одновременно. Ложно утверждать
Поэтому, что [логики подарком
Являются суждения о том],
Что нет причины раньше, чем последствий,
Что позже мы причину не найдём,
И что не встретим их когда-то вместе.
– Пример твой, где ты мастера привёл,
Неверен, потому что без кувшина
Не будет он истоком – приобрёл
Он статус свой лишь в паре с ним. Причина
Не может потому опережать
Последствия свои. Необоснован
[И тезис твой о том], что отыскать
Причину после следствий можно снова.
Поскольку если нет ученика,
Кого считать учителем мы можем?
[Ошибка утверждать наверняка,
Что логики подобный ход возможен].
И если ты берёшься утверждать,
Что свет и яркость как исход с причиной
Одновременно будут возникать,
Ты ложную опять создашь картину.
Положим, свет и яркость есть сейчас –
Так что из них причина, что иное?
[Немного поразмыслив, ты тотчас
Найдёшь лишь заблуждение сплошное].
Причины и условия пусты.
Признать ты должен: всё на свете пусто.
Не существует, кроме пустоты,
Ни вещь, ни существо, [ни Бог], ни чувство.
Глава 12. Произведение (Происхождение): http://www.stihi.ru/2018/07/29/7083
Перевод – Валентин Ирхин
Рифмовка – Лариса Баграмова
Свидетельство о публикации №118072608370