Жизнь среди людей О романе Анны Сахновской
ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
(О романе Анны Сахновской
«500 лет среди людей»)
Литература ХХ1 века уже достаточно проявила себя за истекшие почти два десятилетия нынешнего нового столетия и безусловно имеет свои отличительные признаки, сводимые в самом общем виде к следующему - она непременно завлекательна (но вовсе не развлекательная при этом по своей сути), она безжалостно раскрывает «подноготную человека, его души, стремлений и поступков и она внутренне сроднилась с фантастикой, с самим ее духом свободного вымысла и используемыми в фантастике обычно художественными приемами.
Все эти три качества в полной мере присущи роману Анны Сахновской «500 лет среди людей», интригующее и многообещающее начало которого могли недавно прочитать читатели журнала «МУЗА».
Этот неординарный роман - по всем основным своим чертам и свойства есть безусловно произведение литературы именно ХХ1 века. Тут невозможно ошибиться.
И не потому что вовсе что герои романа (включая главного героя) и вся жизнь в нем изображенная - очень современны и безошибочно актуальны… Вовсе нет.
Само действие романа Анны Сахновской могло происходить и в Древнем Египте и его героем с таким же успехом мог быть и рядовой египтянин из Мемфиса как стал им рядовой офисный программист современной Москвы.
Дело в другом.
Дело в том что автора романа не интересует видимая действительность жизни «как она есть» при буквальном ее изображении и воспроизведении - он стремится открыть, распознать и исследовать «подноготную» человеческой жизни, скрытую от глаз посторонних и непосвященных , невидимую и потаенную.
Герой романа, неприметный московский служащий, рядовой программист в одной из столичных фирм, ведет ничем непримечательную жизнь, такую же заурядную как и он сам.
При этом он и сам о себе весьма невысокого мнения и склонен преувеличивать достоинства и добродетели других, рядом с ним находящихся людей.
В итоге он всегда «в тени» окружающих, на незаметном месте на службе и вдобавок ко всему прочему (что однако вполне естественно) еще и неудачник и в личной жизни.
Как выбраться из такого вот жизненного тупика?
Как ощутить себя не только равным со всеми вокруг но и выше, благороднее и успешнее из всех вместе взятых, как проявить себя, открыв в себе какие-нибудь редчайшие сверх способности и наконец обратив на себя внимание окружающих, заслужив их уважение и видное место в их кругу?
Когда читаешь роман то создается ощущение, что всем этим озабочен не только его герой, но и сам его автор - как «выйти в люди», как добиться уважения и видного положения в окружающем тебя обществе…
Задача поставлена.
И тут только нужно найти какой-то долгожданный чудесный «золотой ключик» к успеху и долгожданной самореализации…
Вполне л=естествено если исходить из внутренней логики данного романа, что его герою найти такой чудодейственный «золотой ключик» к успеху удается.
Удается благодаря необычайному (фантастическому на самом деле и именно для фантастики в литературе характерному) чудесному прозрению или, точнее, благодаря вдруг дарованному ему «откровению свыше», если обратиться к терминологии старых времен.
Герой романа вдруг, понаблюдав в телескоп солнечное затмение, обретает способность «насквозь видеть» людей, их души, их помыслы, их утаенную от окружающих прошлую жизнь.
И он умело и смело пользуется этим своим вновь обретенным даром для долгожданного самоутверждения в окружающей его жизни.
Происходит чудо.
Созерцание солнечного затмения вдруг чудесным и фантастическим образом открывает герою глаза на людей их мир.
А так же и на себя самого.
Себя самого герой романа «500 лет среди людей» теперь уже видит совершенно безгрешным - он многократно смотрит на себя в зеркало и новобретенным «вторым зрением» неизменно видит в зеркале на месте собственной персоны сияющий непорочный свет… Сияние безгрешной чистоты своей души.
Но зато в окружающих его людях наш герой тем же своим чудом обретенным тайным «вторым зрением» видит теперь одну мелочность, пошлость, неправду, зависть, злобу, эгоизм и всю гамму возможных пороков человеческих в разных вариациях…
И лицезрение чужих пороков «своими глазами», как ни странно, дает герою нежданные силы жить и бороться за свое место под солнцем.
А что же теряться когда все вокруг такие жалкие, ничтожные, циничные, нечестные, завистливые и злые?
Я могу и должен заслужить среди них почет и уважение.
Я заслуживаю этого.
Ведь я неизмеримо лучше их - от моего «лика» исходит сияющий свет когда я смотрю в зеркало … Неизменно исходит.
Это знак моей безгрешности в полном греха и неправды мире, моей избранности и моей непорочности…
Так развивается сюжетная канва романа.
И надо сказать развивается захватывающе интересно!
Увлекательно читать как герой таким образом вдруг «прозревает», как он начинает видеть мир и людей в нем иными чем раньше … Начинает их, если называть вещи своими именами, презирать, а собой же, таким ранее неприметным и заурядным - только гордиться и гордиться…
И начинает одновременно и действовать, пробиваться в жизни «наверх», в число «успешных людей».
И уже в самом начале романа видно, что многое у нашего героя и получается, что удача ему сопутствует и что его нежданно открытые в себе большие достоинства как будто существуют и на самом деле…
Чем все это кончится?
Как дальше сложится жизнь и судьба героя романа?
Победит ли он окружающий мир или этот мир сломает его нежданно обретенную гордыню и поставит его, неприметного московского служащего в недавнем прошлом, снова на место?
Да и что он открыл в себе?
Дар ли это видеть «всю истину» о мире и людях такой как она есть или просто выпущенная вдруг на вдруг «на волю» безмерная гордыня, с мнимых высот которой все окружающие кажутся люди нечистоплотными, низкими и ничтожными или по крайней мере фатально духовно и нравственно незначительными, если не откровенно порочными?
И так ли уж сам-то он, наш заурядный и такой неприметный ранее герой, кристально чист душой и фантастически безгрешен каким вдруг стал видеть себя в любом зеркале?
Что же будет с героем романа дальше? Что? Что? Что?
И наконец, что же эта нераскрытая дальнейшая судьба героя романа способна продемонстрировать, что она докажет?
Какие истины о мире, окружающем нашего героя и о нас самих, раскроет нам?
И что раскроет эта будущая судьба героя в нем самом? Что он заслужит, а что не заслужит в жизни нашей????
Ответа на все эти безумно интересные и философические по сути своей вопросы в романе «500 лет среди людей» пока нет - роман в значительной своей части остается неопубликованным … Пока неопубликованным.
Но мы ждем с нетерпением публикации его продолжения и его заключительной части, которая и раскроет как весь замысел автора до конца, так и философический потаенный замысел и смыл этого романа.
Пока же ясно одно - произведение это в высшей степени неординарное.
Анной Сахновской создан яркий философский и фантастический одновременно роман, в который однако органично вплетены и черты реалистического «бытописательского» романа, вполне натуралистического по духу и использованным авторам художественным средствам.
С одной стороны можно воспринимать роман «500 лет среди людей» как типичную философскую и психологическую фантастику в духе знаменитых конокартин Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер».
А с другой стороны многое роднит этот замечательный роман Анны Саховской и с традиционной классической литературой, с произведениями, где герой из зависимого и незавидного положения в обществе пробивается «наверх», удовлетворяет свои немалые на самом деле амбиции, проявляя и силу характера, и напористость и многие другие качества (далеко не всегда идеальные), обычно необходимые чтобы занять свое «место под солнцем» в нашей жизни…
Читая этот роман невольно вспоминаешь и Растиньяка Бальзака, и Милого Друга Мопассана и даже временами «Записки авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна..
Конечно, герой романа Анны Сахновской неизмеримо морально чище и лучше этих названных героев классической европейской литературы… Все это так. Но он подозрительно «безгрешен» или видит себя таковым с подозрительным (безграничным) самомнением…
А так же с подозрительным полным презрением стал относится наш герой, обретя свой чудесный «дар» видеть все вокруг насквозь, и ко всем окружающим его людям.
Поэтому финал романа остается загадкой и может быть каким угодно… (Но тем интереснее будет его прочитать!!!)
И чем более неожиданными тем и более глубокими могут оказаться философский смысл и значение романа Анны Сахновской в контексте большой литературы нашей современности.
Пока же ясно следующее - роман «500 лет среди людей» бесспорно удался автору.
Это яркое, неординарное произведение. Оно уже внесло весомый вклад в нашу сегодняшнюю литературу.
Будем ждать публикации продолжения и окончания этого замечательного романа… И уверены, что они оправдают, должны оправдать наши немалые ожидания.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1959 году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «Антологию русского верлибра», «Антологию русского лиризма», печатал стихи в «Дне поэзии России» и «Дне поэзии Ленинграда» журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «Новом журнале», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «Перископ», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «Сибирские огни», «АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ», « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕНАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «МУЗА», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ», «РОДНАЯ КУБАНЬ» и др., в изданиях «Антология Евразии»,», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО, «Под часами», «Менестрель», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой) и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №118072604225