Виджнанапада. Философия сосредоточения. Часть 3
Желание соединяет смерть с жизнью, воля соединяет желание с деянием, деяние соединяет жизнь со смертью и определяет будущую жизнь.
ТРИЕДИНЫЙ ПУРУША
253. Свет этого солнца — это свет разума, это свет пуруши, находящегося в диске солнца. Его голова — это солнце, его туловище — эта земля, его блеск — этот земной огонь, его жар — эта пища, его сущность — это время.
Свет этой луны — это свет жизни, это свет пуруши, находящегося в луне. Его голова — эта луна, его туловище — это воздушное пространство, его сияние — эти звезды, его жар — эта вода, его бесконечность — эти страны света, его сущность — это желание.
Свет этой молнии — это свет Вечности, это свет пуруши, находящегося в молнии. Его голова — эта молния, его туловище — это небо, его сверкание — это созерцание, его жар — это дыхание, его сущность — это пространство.
Это — Брахман, это — Атман, это — неизменное тело Вечности, неизмеримая основа бытия, бесконечная основа основ.
254. Как день неразлучен с ночью, как луна неразлучна с землей, так разум неразлучен с речью.
Как слава неразлучна с силой, так речь неразлучна с жизненным дыханием, с жизнью.
Как ветер неразлучен с воздухом, так жизнь неразлучна с разумом.
Эта триада едина. В этом — все сущее.
Это — Атман, это — Брахман, это — основа бытия, это — источник бытия, это — само бытие.
Это — земля, воздушное пространство, небо. Речь — земля, разум — воздушное пространство, жизненное дыхание, жизнь — небо.
Это — огонь, ветер, солнце. Речь — огонь; жизненное дыхание, жизнь — ветер, разум — солнце.
Это — вода, луна, молния. Речь — вода, разум — луна; жизненное дыхание, жизнь — молния.
Это — отец, мать, потомство. Разум — отец, речь — мать; жизненное дыхание, жизнь — потомство.
255. Древо этого мира взрастает в океане Непроявленного, Непостижимого, Невыразимого, в океане вечного блаженства, в океане небытия, в океане Высшего Бытия.
Семя этого древа мира — чувство собственного «Я», самосознание, двойственность, обособление, имя «Я», самость, способность постижения.
Древесина древа мира — разум, сок его — речь, его кора — жизненные силы, чувства: слух, обоняние, осязание, вкус, зрение.
Крона древа мира — небо, ствол его — воздушное пространство, его корни — земля.
Ветви этого древа мира — пять великих элементов: звук, воздух, огонь, вода, земля; листья — деяния, его рост — жизненное дыхание, жизнь.
Это — Брахман, это — Атман, это — непроявленное в проявленном, невоплощенное в воплощенном, бессмертное в смертном; это — извечная опора бытия, немолчное эхо смерти, бессмертная сущность вечности.
256. Владыка этого жара — огонь, владыка этого света — солнце, владыка этих светил — луна, владыка этого пространства — ветер.
Владыка этих имен — речь, владыка этих образов — глаз, владыка этих желаний — разум, владыка этого бытия — жизненное дыхание, жизнь.
Это — Брахман, это — Атман, это — сверкающий светоч светочей, это — всесильный владыка владык, это — высшая сущность сущностей.
257. Это самосознание, самость, имя «Я» — врата желания, это желание — врата мысли, этот разум — врата речи, эта речь — врата знания, это знание — врата бессмертия, это бессмертие — врата силы, эта сила — врата мудрости, эта мудрость — врата блаженства.
Это — Брахман, это — Атман, это — Освобождение от страдания, Полное освобождение из сетей неведения.
258. Наслаждение — пресыщает, страдание — очищает, знание — исцеляет, мудрость — освобождает.
259. Сущность истинного, бессмертного, невоплощенного в этом мире — пуруша, находящийся в диске солнца.
Образ этого пуруши — свет, его отражение — лучи, его тайное имя — «день».
Сущность истинного, бессмертного, невоплощенного в этом человеке — пуруша, находящийся в правом глазу.
Образ этого пуруши — блеск, его отражение — формы, образы,
его тайное имя — имя «Я».
Это — Брахман, это — Атман, это — неиссякающий источник силы.
260. Песнь этой земли — огонь, песнь этого воздушного пространства — ветер, песнь этого неба — солнце.
Песнь этой речи — знание, песнь этого разума — блаженство, песнь этого бессмертия — сила.
Песнь этого знания — мудрость, песнь этого блаженства — страдание, песнь этой смерти — жизнь.
Это — Брахман, это — Атман, это — извечное бытие небытия.
261. Зло сжигается страданием, страх рассеивается знанием, ночь переходит в день.
Страсть сжигается подвижничеством, неумеренность сменяется воздержанностью, неистовость сменяется бесстрастием, слабость переходит в силу.
Желание сжигается отречением, неведение вытесняется непоколебимым спокойствием и полным пониманием, тьма сменяется светом, знание переходит в мудрость. Ненависть сжигается любовью, гордыня сменяется смирением, тщеславие сменяется покоем, любовь переходит в блаженство Освобождения от страдания, Полного Освобождения от иллюзии майи.
262. Этот разум входит в тело человека через имя «Я», через самосознание, через самость; это дыхание входит в тело через разум, эта речь входит в тело через блаженство.
Это знание приходит через речь, это бессмертие приходит через знание, это блаженство приходит через бессмертие.
Это — Брахман, это — Атман, это — предвечное начало мира.
263. Врата этого блаженства — отсутствие эгоизма, избавление от самости, от обособления своего мнимого «Я»; основа этого блаженства — отречение, очищение разума путем уничтожения желаний; опора этого блаженства — бесстрастие, целомудрие, непоколебимое спокойствие, негневливость; путь к этому блаженству — знание, постижение Высшей Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке; сущность этого блаженства — растворение разума в океане света, в созерцании, Освобождение от страдания, Полное Освобождение от оков кармы.
264. Корень этого древа речи — жар, его ствол — земля, его листья — эти желания.
Корень этого древа разума — пища, его ствол — воздушное пространство, его листья — эти решения.
Корень этого древа жизненного дыхания, древа жизни — вода, его ствол — небо, его листья — эти деяния.
Корень этого древа бытия — самосознание, самость, имя «Я»; его ствол — пять великих элементов: земля, вода, огонь, воздух, звук; его листья — жизненные силы, чувства: зрение, вкус, осязание, обоняние, слух; его местопребывание и основа — пространство.
Это — Брахман, это — Атман, это — неизмеримая основа мира.
265. Корни этого древа смерти — неведение, его ствол — желание, его ветви — ненависть, лживость, страх, страсть, алчность; его сок — это страдание.
Корни этого древа бессмертия — знание, его ствол — отречение, его ветви — пять великих обетов: непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, бесстрастие, непринятие даров; его сок — это блаженство.
Это — Брахман, это — Атман, это — предвечная причина бытия.
266. Сказано: «Когда ученик готов, приходит Учитель». Это верно в отношении не только ученика, но и Учителя. Поэтому можно сказать также: «Когда Учитель готов, приходят достойные ученики». Ведь пчелы слетаются на аромат распустившегося цветка, а не к нераскрывшемуся бутону.
267. Источник этого бытия — небытие, Высшее Бытие, Непроявленное, Невыразимое, Непостижимое; источник этой жизни — влага, источник этой влаги — жар.
Владыка этого бытия — пуруша, познающий себя Атман, наше воплощенное «Я»; владыка этой речи — разум, владыка этого огня — Разрушитель Шива.
Это — Брахман, это — Атман, это — Безначальный Властитель Мудрости, Всемогущий Владыка Йоги, Всемилостивый Покровитель Аскетов, Бесстрастный Разрушитель Неведения.
268. Выдох поглощается вдохом, звук поглощается безмолвием, жизнь поглощается смертью.
Желание поглощается волей, воля поглощается деянием, деяние поглощается покоем.
Мысль поглощается речью, речь поглощается разумом, разум поглощается блаженством Освобождения от желаний, Полного Освобождения от пут эгоизма.
269. Врата этого бытия — блаженство, врата этого страдания — наслаждение, врата этого желания — неведение.
Врата этой смерти — желание, врата этой жизни — деяние, врата этого деяния — мысль.
Врата этого бессмертия — знание, врата этого знания — речь, врата этой речи — разум.
Это — Брахман, это — Атман, это — наивысшая сущность бытия, это — сокрушающая неведение сила, это бесконечная сущность бессмертия.
270. В этом океане блаженства, чья сущность — пространство, чей образ — свет, заключен познающий себя Атман, пуруша, чья сущность — воплощенное «Я», имя «Я», самость, чей образ — солнце; в этом пуруше заключен разум, чья сущность — воздушное пространство, чей образ — луна; в этом разуме заключена речь, чья сущность — мысль, чей образ — огонь; в этой речи заключено знание, чья сущность — мудрость, чей образ — жизнь; в этом знании заключено Непроявленное, Непостижимое, Невыразимое, чья сущность — небытие, Высшее Бытие, чей образ — смерть.
Это — Брахман, это — Атман, это — неизмеримый океан безмолвия, это — Высшая Истина бытия, это — извечное бытие бытия.
271. Глаза этого блаженства — мудрость, глаза этой любви — разум.
Основа этой мудрости — сила, основа этого разума — речь.
Опора этой силы — знание, опора этой речи — звук.
Это — Брахман, это — Атман, это — всеобъемлющее необъятное пространство, это — несмолкающая песнь блаженства, это — ликующий гимн Вечности.
ОЧИЩЕНИЕ
272. — Как очиститься от зла?
— Страданием или подвижничеством.
— Как приобрести силу?
— Бесстрастием и самообузданием.
— Как достичь мудрости?
— Сосредоточенным размышлением, постоянным упражнением.
— Как достичь блаженства?
— Приобретением знания, постижением Высшей Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
— Как постичь Истину?
— Самопознанием и самосозерцанием, уничтожением эгоистических желаний, отрешением от мнимой индивидуальности, избавлением от самости, от корыстных побуждений, от пут эгоизма, от оков желания, Освобождением от иллюзии майи, от власти смерти, Полным Освобождением из сетей неведения.
ТРИЕДИНЫЙ БРАХМАН
273. Этот мир — пища. Пища — это Брахман. Его образ — земля, его сущность — бытие, его источник — время.
Время — это Брахман. Его образ — год, его сущность — жизненное дыхание, жизнь; его источник — солнце.
Солнце — это Брахман. Его образ — свет, его сущность — познающий себя Атман, пуруша, воплощенное «Я», имя «Я»; его источник — блаженство.
Это — Брахман, это — Атман, это — безбрежный океан безмолвия.
ТВОРЕНИЕ
274. — Имеет ли мир начало?
— Не имеет. Мир, бытие — это вечное созидание, это — непрерывный акт творения.
Абсолютное творит себя в относительном, причина творит себя в следствии.
Настоящее вырастает из прошлого, будущее творит себя в настоящем.
Мудрость творит себя в разуме, знание творит себя в неведении.
Блаженство творит себя в любви, сила творит себя в бесстрастии.
Смерть творит себя в жизни, жизнь творит себя в смерти.
Это — Брахман, это — Атман, это — движущая сила существующего.
СТРАДАНИЕ
275. — Какова сущность страдания?
— Неведение человеком своей истинной бессмертной природы, своего неизмеримого величия, своей неисчерпаемой силы, своего безграничного могущества; неведение единства всего сущего, обособление себя от единого целого, от океана бытия; двойственность.
— Каково семя страдания?
— Наслаждение.
— Какова природа страдания?
— Эгоистические желания, желание результатов лично для себя, эгоизм, самость, корыстные побуждения, погоня за чувственными удовольствиями, погоня за славой, могуществом, властью, богатством, жажда бытия.
— Какова основа страдания?
— Ненависть, лживость, бесчестность, страсть, корыстолюбие.
— Какова опора страдания?
— Нечистота и гневливость, неудовлетворенность и зависть, неумеренность и невоздержанность, невежество и трусливость, гордыня и тщеславие.
— Как избавиться от страдания?
— Утверждением в непричинении вреда, в правдивости, в неприсвоении чужого, в бесстрастии, в непринятии даров; наружной и внутренней чистотой, удовлетворенностью, самообузданием, изучением, преданностью Истине; отречением от эгоистических желаний, от мнимой индивидуальности, от самости; приобретением знания, сосредоточенным размышлением над Вечной Истиной Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке; приобретением силы путем постоянного упорного упражнения в сосредоточении, в управлении умом; бескорыстной деятельностью на благо мира; всеобъемлющей любовью ко всему живому; Освобождением от желаний, Освобождением от оков кармы, Освобождением от неведения, Полным Освобождением из вечно вращающегося колеса текущих друг в друга воплощений, несуществующих в существующем рождений и смертей.
276. Любовь переходит в блаженство через мудрость.
Разум переходит в мудрость через знание.
Знание приобретается сосредоточенным размышлением, сосредоточение приходит через управление чувствами и рассудком.
Отвлечение чувств достигается правильным дыханием, равномерное дыхание достигается властью над телом.
Управление телом достигается настойчивым упражнением, постоянное упражнение приводит к цели при очищенной мысли и очищенном разуме, при ясном понимании четко поставленной достойной конечной цели.
Очищение мысли и разума достигается подвижничеством, постоянным утверждением в непричинении вреда, правдивости, честности, бесстрастии, непринятии даров; неуклонным стремлением к наружной и внутренней чистоте, довольством, самообузданием, изучением и постоянным повторением изречений мудрецов, преданностью Истине; постепенным отречением от эгоистических желаний, страстным стремлением к Освобождению от неведения своей истинной природы, к Полному Освобождению из бесконечно вращающегося в Вечности колеса рождений и смертей.
НАИВЫСШЕЕ
277. В мире есть множество истин, но среди них есть Высшая Истина, которой подчинены все остальные истины. Эта Высшая Истина бытия — истина о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
В мире есть множество законов, но среди них есть Высший Закон, которому подчинены все остальные законы.
Этот Высший Закон бытия — Закон Кармы, закон Великого Перехода, неумолимо-справедливый закон неизбежного возмездия.
В мире есть множество радостей, но среди них есть Высшая Радость, которой подчинены все остальные радости.
Эта Высшая Радость бытия, Высшее Знание бытия — самопознание и самосозерцание, постижение Человеком своей истинной бессмертной природы.
В мире есть множество целей, но среди них есть Высшая Цель, которой подчинены все остальные цели.
Эта Высшая Цель бытия, Высшая Цель жизни, смысл жизни — Освобождение.
НЕВЕДЕНИЕ
278. Здоровье разрушается ненавистью, уверенность в себе разрушается лживостью, довольство разрушается бесчестностью, радость разрушается невоздержанностью, дружелюбие разрушается алчностью.
Покой уничтожается славой, счастье уничтожается богатством, искренность уничтожается властью, ритмичное дыхание уничтожается гневом, спокойствие мысли уничтожается гордыней.
Сила разрушается страстью, мудрость теряется в суесловии, блаженство исчезает в наслаждении, знание разрушается желанием, бессмертие растворяется в смерти.
Смерть — это конечное омовение.
279. Сила птицы — в крыльях, сила человека — в мысли.
Опора птице — воздух, опора человеку — разум.
Счастье птицы — в полете, счастье человека — в знании.
СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ
280. Счастье достигается удовлетворенностью, сохраняется — спокойствием, поддерживается — бескорыстием, разрушается — невоздержанностью, эгоизмом.
Несчастье приходит с ненавистью, злобой, гневом; сохраняется — лживостью, бесчестностью; поддерживается — страстью, алчностью; преодолевается — стойкостью, разрушается — непричинением вреда, правдивостью, неприсвоением чужого, воздержанием, щедростью; наружной и внутренней чистотой, довольством, самообузданием, изучением, преданностью Истине.
ТРИ СВЕТОЧА
281. Солнце — это познающий себя Атман, пуруша, воплощенное «Я»; молния — это вспышка созерцания; луна — это разум.
Наше воплощенное «Я», пуруша — это бесстрастный зритель, побуждающий природу-майю творить для него свои бесчисленные узоры. Однако эта игра природы никак не затрагивает его, поэтому солнце светит всегда и для всех одинаково.
Вспышка молнии озаряет все вокруг сверкающим светом. Такова вспышка созерцания человеком в самадхи своей истинной бессмертной природы.
Разум изменчив. Чем выше уровень знания Истины, тем полнее и ярче светит разум.
Фазы луны являются как бы отражением пути человека в круговороте перевоплощений, в бесконечной череде рождения и смертей.
Мир Дэвов, светлых существ, блаженство бессмертия небожителей приобретается знанием.
Фаза луны «полнолуние» и означает в применении к человеку достижение им состояния Йогина, добившегося значительного, но не полного, совершенства, достижение человеком уровня знания Истины, позволяющего ему некоторое время вкушать блаженство в небесном мире, мире богов, избавившись от страдания, связанного с грубым физическим телом.
Исчерпав плоды своих добрых дел, человек вновь возвращается в мир смертных, вновь рождается в лоне смертных. Знание начинает убывать, сгущается мрак неведения. Это соответствует фазе луны «последняя четверть«, когда луна убывает. Постепенно человек опускается в низшие миры, в зависимости от своих деяний достигает состояния животных, или птиц, или растений и т.д.. Здесь царит полный мрак, ни один луч света не приникает в эти миры. Это соответствует фазе луны «новолуние».
Исчерпав плоды своих дурных дел, человек вновь возвращается в мир людей, разум его вновь проходит те же этапы, но теперь человек находится не на пути вниз, а постепенно поднимается по лестнице знания, его знание вновь возрастает. Это соответствует фазе луны «первая четверть», когда луна прибывает.
Труден выход из этого бесконечно вращающегося в Вечности колеса рождений и смертей и заключается в полном господстве человека над умом, в полном подчинении ума, в уничтожении его активности. Лишь вознесшись над разумом с помощью разума, лишь исчерпав все возможности разума и добившись его растворения в своем сердце, человек достигает созерцательного состояния, бесстрастия, достигает турии, четвертого состояния, достигает созерцания в самадхи своего истинного «Я», созерцания своей истинной бессмертной природы, своего безмерного величия; приходит к Освобождению из колеса перевоплощений, растворяется в океане блаженства, в океане света, в океане небытия; в океане Высшего Бытия.
282. Путь к Истине лежит через страдание, путь к бессмертию лежит через знание.
Путь к блаженству лежит через мудрость, путь к покою лежит через бесстрастие.
Путь к смерти лежит через желание, путь к Освобождению от власти смерти, от чар майи, лежит через отречение.
ОКО МУДРОСТИ
283. Мир скрыт во мне, я скрыт в мире, Я — весь этот мир.
Разум — это глаз пуруши, познающего себя Атмана, воплощенного «Я»; знание — его взгляд.
Разумом человек с помощью знания видит в многообразии мира проявление Атмана, видит многое в едином.
Исчерпав возможности разума, умерив его активность, вознесшись над разумом с помощью разума и растворив его в своем сердце, человек с помощью созерцания непосредственно постигает в самом себе Истину, постигает свою истинную сущность, непосредственно ощущает единство всего сущего в Атмане, постигает основу и источник бытия, созерцает единое во многом.
КАРМА
284. Как камень, брошенный вверх, неизменно возвращается на голову того, кто его бросил, так любое побуждение ненависти и злобы, любой бесчестный поступок неизбежно рано или поздно возвращается к человеку в виде несчастья, горя, скорби, болезни, страдания.
Как саженец фруктового дерева, высаженный в землю и заботливо взращиваемый, одаряет впоследствии владельца сочными и вкусными плодами, так доброта, честность, бескорыстие даруют человеку удовлетворенность, покой, радость, счастье, блаженство.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
285. Мир, бытие — это вечная жертва, это бесконечное жертвоприношение.
Блаженство приносит себя в жертву наслаждению на огне любви и возникает страдание.
Мудрость приносит себя в жертву разуму на огне речи и возникает желание. Знание приносит себя в жертву неведению на огне желания и возникают оковы кармы, неумолимо-справедливой власть смерти.
Мир приносится в жертву мудрости отречения на огне самопознания и достигается Освобождение от власти смерти, Полное Освобождение из сетей неведения.
О ВЫСШЕМ
286. Высшее счастье — в удовлетворенности, высшее отречение — в бескорыстии, высшая энергия — в бесстрастии, в воздержании.
Высшая сила — в управлении умом, высшая мудрость — в отречении, в уничтожении эгоистических желаний; высшая чистота — во всеобъемлющей любви ко всему живому.
Высшая победа — это победа над самим собой, высшее знание — это познание самого себя, своей истинной бессмертной природы, своего безграничного могущества; высшая истина — это вечная истина веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
287. — Что такое смерть?
— Небытие, Высшее Бытие, Великий Переход, конечное омовение.
— Что такое жизнь?
— Несмолкающее эхо смерти, неиссякающая пища смерти, непреходящая природа дорогого, извечная опора времени, несокрушимая опора бытия.
— Какова сущность смерти?
— Вечность.
— Какова сущность жизни?
— Наше воплощенное «Я», имя «Я», пуруша, познающий себя Атман.
— Какова природа смерти?
— Время.
— Какова природа жизни?
— Блаженство.
— На чем зиждется власть смерти?
— На неведении человеком своей истинной бессмертной природы, своего безмерного величия; на обособлении себя от океана бытия, на двойственности; на эгоистических желаниях, на погоне за чувственными удовольствиями, на жажде власти, богатства, славы, на жажде бытия; на ненависти, лживости, бесчестности, страсти, корыстолюбии.
— Каков смысл жизни, высшая цель жизни?
— Освобождение от власти смерти, Освобождение от неведения, Освобождение от пут эгоизма, от эгоистических желаний, Полное Освобождение из вечно вращающегося колеса текущих друг в друга рождений и смертей.
СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
288. — Каков алтарь смерти?
— Желание, жажда богатства, славы, власти, наслаждений, жажда бытия.
— Каков алтарь бессмертия?
— Отречение от эгоистических желаний, основанное на бескорыстии, на всеобъемлющей любви ко всему живому, на господстве над умом и телом, на приобретении Высшего Знания Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
— Каковы основные составные части алтаря бессмертия?
— Дружелюбие, непричинение вреда; искренность, правдивость; честность, неприсвоение чужого; бесстрастие, целомудрие; щедрость, независимость, непринятие даров.
— На чем покоится алтарь смерти?
— На неумолимо-справедливом законе кармы, законе неуклонного возмездия, законе Великого Перехода.
— На чем покоится алтарь бессмертия?
— На самопознании и самосозерцании, на познании человеком своего истинного «Я», на постижении своей бессмертной природы, своего неизмеримого величия и могущества, своей безграничной свободы, независимости, и несвязанности.
МИРОЗДАНИЕ
289. — Что такое бытие, мироздание?
— Разум.
— Какова основа мироздания?
— Речь.
— Какова опора мироздания?
— Жизнь, жизненное дыхание.
— Какова движущая сила мироздания?
— Мысль.
— Какова причина мироздания?
— Желание.
— Какова природа мироздания?
— Страдание.
— Каков основной закон мироздания, бытия?
— Неумолимо-справедливый закон кармы, закон неизбежного возмездия, выливающийся в беспрерывную цепь причин и следствий, выражающийся в бесконечной череде текущих друг в друга воплощений, несуществующих в существующем рождений и смертей.
— Какова сущность мироздания?
— Имя «Я», наше воплощенное «Я», пуруша, познающий себя Атман.
— Каков источник мироздания?
— Брахман-Атман, небытие, Высшее Бытие; Бесконечная Неизменная Вечность; Непроявленное, Непостижимое, Невыразимое, зовущееся смертью; таинственный океан безмолвия, безбрежный океан блаженства.
290. Жизнь, жизненное дыхание движется в воздушном пространстве, мысль движется в разуме.
Блаженство существует в знании, страдание заключено в неведении.
Мудрость выражается в отречении, в воздержании; неведение коренится в желании.
Знание выражается в мудрости, бессмертие заключено в блаженстве.
Это — Брахман, это — Атман, это — высшее бытие в небытии, высшее безмолвие; это — начало и конец всего; это — растворение проявленного мира.
291. — От какого семени возрождается смертный?
— От семени деяния.
— На какой почве взрастает семя деяния?
— На почве желания.
— Какова пища желания?
— Неведение, заблуждение, ослепление.
— Какова почва неведения?
— Имя «Я», самость, эгоизм, двойственность, обособление себя от океана бытия.
— Как избавиться от неведения, от ослепления?
— Бескорыстной деятельностью на благо мира, основанной на отречении от эгоистических желаний, на преодолении эгоизма; подчинением ума и тела, достигаемым систематическим настойчивым упражнением; постоянным приобретением знания, самопознанием, упорным сосредоточенным размышлением; всеобъемлющей любовью ко всему живому, основанной на постижении Высшей Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
292. Как поджаренные семена не дают всходов, так семена деяний, поджаренных на огне бесстрастия и совершенных без эгоистических желаний, без личной заинтересованности в плодах действий, без желания результатов для себя лично, не дают всходов в виде последующих аналогичных действий, не создают новой кармы и не влекут за собой новых и новых воплощений, текущих друг в друга рождений и смертей.
ЧЕЛОВЕК
293. Человек — это играющий с собой Бог, наслаждающийся игрой Бог, развлекающийся неведением владыка мироздания, забавляющийся иллюзией творец миров.
— В чем величие Человека?
— В разуме, в способности к сосредоточению, в способности к абстрактному мышлению, в умении мыслить независимо от показаний чувств.
— Что возвышает Человека над другими созданиями?
— Воля, свобода воли.
— В чем сила Человека?
— В подвижничестве и самообуздании, в укрощении чувств, в подчинении ума и тела с помощью постоянного упорного упражнения, в бесстрастии и воздержании.
— В чем высшая радость Человека?
— В самопознании и самосозерцании, в бескорыстии, в способности к самопожертвованию, в постижении своей истинной бессмертной природы.
— В чем высшее счастье Человека?
— В удовлетворенности.
— В чем высшее блаженство Человека?
— В всеобъемлющей любви ко всему живому, в приобретении знания, в постижении Вечной Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
— В чем высшая свобода Человека?
— В мудрости, в отречении от эгоистических желаний, в уничтожении оков кармы, в отрешении от мнимой индивидуальности, в преодолении пут эгоизма, в уходе от власти смерти.
— Какова высшая цель Человека, высший смысл жизни Человека?
— Постижение своего истинного «Я», постижение своей бессмертной природы, своего неизмеримого величия и могущества, своего всесилия и всеведения; Освобождение от страдания, Освобождение от двойственности, Полное Освобождение из вечно вращающегося колеса текущих друг в друга воплощений, несуществующих в существующем рождений и смертей.
294. Будущее коренится в настоящем, будущая жизнь определяется сегодняшними поступками. Чистота поступков зависит от чистоты помыслов, чистота намерений определяется чистотой мыслей.
Мысль очищается отречением от эгоистических желаний, отрешением от мнимой индивидуальности, избавлением от самости, от пут эгоизма.
Освобождение от пут эгоизма, из сетей желания, от двойственности, от иллюзии, от чар майи, разрушение неведения, постижение человеком своей истинной бессмертной природы достигается на пути знания упорным изучением и размышлением, укреплением и тренировкой воли путем подвижничества, самообуздания и воздержания; систематическим накоплением знания, постоянным упражнением в сосредоточении, всеобъемлющей любовью, бескорыстием, основанными на постижении Высшей Истины бытия о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, В Человеке.
СВЕТ И МРАК
295. — Что такое свет?
— Образ Брахмана, образ Непроявленного, Непостижимого, Невыразимого; пуруша, сияющий в огне, в солнце, в луне, в молнии; сущность разума.
— Что такое тьма?
— Образ смерти, образ небытия, образ желания.
— Какова сущность света?
— Наше воплощенное «Я», пуруша, познающий себя Атман.
— Какова сущность тьмы?
— Желание, двойственность, эгоизм, самость.
— Какова природа света?
— Знание, постижение Истины.
— Какова природа тьмы?
— Неведение человеком своей истинной природы, заблуждение, ослепление.
ЖАР И ХОЛОД
296. — Что такое тепло, жар?
— Сжигающая неведение мудрость отречения.
— Что такое холод?
— Бесстрастие, безразличие, невозмутимость, основанные на непоколебимом спокойствии и полном понимании.
— Какова сущность тепла?
— Подвижничество, самообуздание.
— Какова сущность холода?
— Воздержание, целомудрие.
— Какова природа тепла?
— Речь, воля, сила.
— Какова природа холода?
— Небытие.
— Каков источник жара, тепла?
— Пища.
— Каков источник холода?
— Смерть.
— Каковы основные проявления жара, тепла?
— Огонь, солнце, молния, дыхание.
297. Топливо сгорает в огне, неведение сжигается мудростью.
Апатия сгорает в самообуздании, страсть сжигается укрощением чувств.
Страдание сгорает в подвижничестве, слабость сжигается подчинением ума.
298. Мед — король сладости, знание — мед бытия.
Молоко — царь напитков, отречение — владыка покоя.
Рис — король злаков, бесстрастие — властелин радости.
Золото — царь металлов, честность — владыка богатства.
ТРИ ОГНЯ
299. — Что такое духовность?
— Гармоничное сочетание силы, мудрости, любви.
В огне силы сгорают слабость, неверие в свои силы, трусливость.
— Каково топливо огня силы?
— Самообуздание, подвижничество.
— Какова сущность этого огня?
— Господство над умом, умерение активности ума.
— Какова природа этого огня?
— Обуздание чувств, отвлечение чувств от внешних объектов, устремление взора внутрь себя, а не наружу; укрощение рассудка.
— Каков источник силы?
— Знание, вера.
— Как возжигается огонь силы?
— Систематическим упорным упражнением в сосредоточении, постоянным настойчивым утверждением в пяти великих обетах: непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров.
В огне мудрости сгорают неведение, заблуждение, ослепление.
— Каково топливо огня мудрости?
— Сосредоточение, сосредоточенное размышление.
— Какова сущность этого огня?
— Отречение от эгоистических желаний, прекращение погони за чувственными удовольствиями и наслаждениями, уничтожение жажды власти, могущества, славы, богатства, жажды бытия.
— Какова природа этого огня?
— Бесстрастие, воздержание, целомудрие.
— Каков источник мудрости?
— Созерцание человеком в самадхи своего истинного «Я», своей истинной бессмертной природы, своего величия и всемогущества, своего всесилия и всеведения; вознесение над разумом с помощью разума.
— Как возжигается огонь мудрости?
— Изучением и размышлением, общением с ищущими Пути, общением с мудрецами. В пламени всеобъемлющей любви ко всему живому сгорают гнев, злоба, ненависть, гордыня.
— Каково топливо огня любви?
— Чистота.
— Какова сущность этого огня?
— Преодоление привязанности к именам и формам.
— Какова природа этого огня?
— Разрушение пут эгоизма, преодоление двойственности, самости, преодоление обособления себя от океана бытия.
— Каков источник любви?
— Блаженство созерцания Истины в самадхи, растворение разума в своем сердце.
— Как возжигается огонь любви?
— Постижением Высшей Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
300. Пища — основа мысли, воздушное пространство — опора ветра.
Вода — основа жизни, желание — опора страдания.
Жар — основа речи; жизненное дыхание, жизнь — опора бытия.
СЧАСТЬЕ
301. — Что такое счастье?
— Бесконечный покой, непоколебимая уверенность в своих силах, бесстрастие, основанные на постижении человеком своего истинного «Я», своей истинной бессмертной природы, своей божественной сущности, своих безграничных возможностей.
— Какова сущность счастья?
— Бесконечное, растворение в океане Вечности, разрушение пут эгоизма, отрешение от мнимой индивидуальности, преодоление двойственности, преодоление обособления себя от океана бытия.
— Какова природа счастья?
— Удовлетворенность, отречение от эгоистических желаний, уничтожение жажды бытия.
— Как достичь счастья?
— Постижением единства всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке путем гармоничного сочетания четырех великих путей, синтеза четырех Светлых Йог: постоянное приобретение знания, изучение и размышление — Джнана-Йога; укрощение чувств, постепенное овладение умом, умерение активности ума, обуздание рассудка, подчинение разума своей воле с помощью постоянного упорного упражнения в сосредоточении — Раджа-Йога; бескорыстие, бескорыстная деятельность на благо мира — Карма-Йога; бесконечная всеохватывающая всепоглощающая любовь ко всему сущему — Бхакти-Йога.
ПИЩА
302. Опора этого бытия — жизнь; опора жизни, жизненного дыхания — мысль; основа мысли — пища.
— Какова сущность пищи?
— Сила, жизненные силы, чувства.
— Какова основа пищи?
— Земля, этот мир.
— Какова опора пищи?
— Вода, блаженство, речь.
— Какова почва пищи?
— Время, год.
— Каков источник пищи?
— Солнце, наше воплощенное «Я», имя «Я», пуруша, познающий себя Атман.
303. Желанием малого достигается многое, отречением от эгоистических желаний, от желания результатов лично для себя, уничтожением жажды богатства, славы, власти, наслаждений, жажды бытия достигается бесконечный покой, бесстрастие; бесстрастием достигается отрешение от мнимой индивидуальности, преодолевается двойственность, обособление себя от единого целого, от океана бытия; отрешенностью достигается сила, достигается вера в свои безграничные силы и возможности, достигается спокойствие мысли, очищение разума; очищенной мыслью приобретается знание Истины; знанием возжигается и поддерживается очистительное пламя мудрости, преодолевается власть смерти, достигается Освобождение от страдания, Освобождение от неведения, Освобождение от пут эгоизма, Полное Освобождение от чар майи.
304. Отец и мать соединяются в потомстве; разум и речь соединяются в жизненном дыхании, в жизни.
Чувства и предметы восприятия соединяются в рассудке, желание и воля соединяются в деянии.
Прошлое и настоящее соединяются в будущем, сила и мудрость соединяются в блаженстве, в непосредственном восприятии Истины, в созерцании человеком своей истинной бессмертной природы, своего духовного величия, своего истинного «Я».
Это — Брахман, это — Атман, это — растворение проявленного мира, уничтожение круговорота бытия, Освобождение от заблуждения, Освобождение от страдания, Освобождение от оков желания, Полное Освобождение от власти смерти.
305. Самое большое дерево вырастает из маленького семени; самое большое путешествие начинается с первого шага; строительство дома не начинают с крыши, но вначале возводят фундамент.
Точно так возведение величественного здания мудрости постижения следует начинать не с упражнения в высших ступенях Йоги, но с утверждения в своем сердце десяти великих заповедей Йога: непричинение вреда; правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров; внутренняя и наружная чистота, удовлетворенность, самообуздание, изучение и повторение изречений мудрецов, преданность Истине.
306. В счастье заключено несчастье, в радости заключено огорчение, в наслаждении заключено страдание. В бесстрастии заключена отрешенность от мнимой индивидуальности, в отрешенности заключено отречение от эгоистических желаний, в отречении заключено Освобождение от оков неумолимой кармы, Полное Освобождение из колеса рождений и смертей.
307. Небольшой чистый родник может утолить жажду некоторого числа людей, но не может удовлетворить всех страждущих и никак не может служить местом водопоя. Тогда вода в нем всегда остается чистой и незамутненной.
Точно так человек, достигший известных высот на пути знания, должен стремиться к общению с ищущими Пути и вести упорядоченную жизнь, но не общаться с кем попало, ведя беспорядочный образ жизни; должен стараться больше слушать и размышлять, но не поучать каждого встречного и не заниматься суесловием; должен опасаться впасть в гордыню, но не стремиться к славе и не гоняться за дешевой популярностью; должен укрощать свои чувства и обуздывать рассудок, но не искать чувственных наслаждений и не давать пищи жажде власти, славы, могущества, богатства, жажде бытия.
308. Мир, бытие — это движущийся силой мысли по рельсам времени ни на секунду не останавливающийся поезд Вечности.
Его машинист — жизнь, жизненное дыхание, жизненная сила; его топливо — речь, слово, звук; его пассажир и владелец — наше воплощенное «Я», пуруша, познающий себя Атман; его конечная станция — Освобождение от эгоистических желаний, Освобождение от ослепления, Освобождение от жажды бытия, Полное Освобождение от власти смерти.
309. Жар и влага соединены в пище, мудрость и блаженство соединены в силе.
Желание и воля соединены в деянии, разум и речь соединены в жизненном дыхании, в жизни.
Небо и земля соединены воздушным пространством, миры связаны ветром, все сущее соединено мыслью.
Это — Брахман, это — Атман, это — пронизывающая миры сила.
МУДРОСТЬ
310. — Что такое мудрость?
— Сжигающая неведение сила, постижение Высшей Истины бытия о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
— Каков критерий мудрости?
— Максимум знания в минимуме слов.
— Как достичь мудрости?
— Отречением от эгоистических желаний, бесстрастием и воздержанием; бескорыстной деятельностью на благо мира; обузданием чувств, укрощением рассудка, повседневным упорным упражнением в сосредоточении; всеобъемлющей любовью ко всему сущему; постоянным приобретением знания и размышлением.
311. Мед этого бытия — знание.
Речь — его улей, мысли — его пчелы, рассудок — его соты, чувства — его воск, внешние объекты — цветы, Истина о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке — нектар.
Мед этой деятельности — бескорыстие.
Мудрость постижения — его улей; деяния, поступки — его пчелы; отречение от эгоистических желаний, преодоление пут эгоизма, отрешение от мнимой индивидуальности — его соты; укрощение чувств, обуздание рассудка, бесстрастие — его воск; объекты действий — цветы; всеобъемлющая любовь ко всему сущему — его нектар.
ИДУЩЕМУ
312. Не обдумав — не начинай, начатого — не бросай.
Без необходимости — не говори, о сказанном — не жалей.
Невежественного — не слушай, мудрого — не поучай.
О настоящем — не пекись, будущего — не страшись.
Лесть — не поощряй, о выгоде — не помышляй.
За богатством — не гонись, к славе — не стремись.
Неправедного — не осуждай, довольному — не завидуй.
Себя — не щади, о ближнем — порадей.
Несчастному — сострадай, счастливому — радуйся.
Колеблющегося — укрепи, слабого — защити.
Мысль — очищай, любовь — приобретай.
Чувства — укрощай, себя — познай.
313. Мудрость отречения — Не иметь и не желать.
Счастье удовлетворенности — Иметь, но не желать.
Зависть, алчность — Не иметь, но желать.
Жадность, корыстолюбие — Иметь и желать.
ЗНАНИЕ
314. Все знание условно можно подразделить на знание интуитивное и знание разумное. Интуитивное знание является откровением и основано на чистоте постижения Истины. Оно отличается глубиной проникновения, однако в то же время расплывчато и недостаточно конкретизировано. Разум же, напротив, страдает чрезмерной привязанностью к месту и времени, привязанностью к именам и формам. Поэтому знание наиболее ценно и продуктивно, когда интуиция, интуитивное прозрение освещается светом разума, а разум, сосредоточенное размышление подкрепляется интуицией, созерцанием.
315. Сущность человека — речь, сущность земли — огонь.
Сущность разума — мысль, сущность воздушного пространства — ветер.
Сущность знания — наше воплощенное «Я», пуруша, познающий себя Атман; сущность неба — солнце.
Это — Брахман, это — Атман, это — пылающий источник времени.
316. В Великом Единстве — Бесконечное, Неизменное, Вечное; в двойственности — невечное, преходящее, смертное.
В отречение от эгоистических желаний — покой, безмятежность, дружелюбие; в желании — страдание, тревога, беспокойство.
В бесстрастии — энергия, уверенность, бесстрашие; в страсти — слабость, зло, ослепление.
В знании — бессмертное, истинное, непреходящее; в неведении — конечное, зыбкое, изменчивое.
В сосредоточенном размышлении — сила, мудрость, всеведение; в неудержании сосредоточения — скорбь, спутанность мыслей, сомнение.
В бескорыстии — счастье, радость самопожертвования, щедрость; в эгоизме — неведение, заблуждение, обособление.
В любви — чистота, вера, единение; в ненависти — гнев, неверие, разобщение, страх.
ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД
317. Смерть — это Великий Переход, это распад смертного тела, телесной оболочки, смена одного тела на другое, освобождение от бренной оболочки — временное либо вечное.
Временное освобождение от власти тела, от власти смерти — это мир Дэвов, светлых существ, достигаемый добрыми делами, непричинением вреда, правдивостью, чистотой, честностью, щедростью. Исчерпав плоды своих добрых дел, человек вновь возвращается к новому существованию в мире смертных, предопределенному его прежними поступками в образе человека, вновь возвращается к очистительному страданию этого мира, к старости и смерти.
Полное Освобождение — это растворение в Великом Единстве, в океане блаженства, в океане небытия, в океане Высшего Бытия, достигаемое приобретением Высшей Мудрости путем синтеза четырех светлых Йог: Джняна-Йога — неустанное приобретение знания, сосредоточенное упорное упражнение в сосредоточении, управление умом; Раджа-Йога — постоянное упорное упражнение в сосредоточении, управление умом; Бхакти-Йога — всеобъемлющая любовь ко всему живому, основанная на постижении Вечной Истины Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке; Карма-Йога — бескорыстный труд, отрешение от мнимой индивидуальности, уничтожение пут эгоизма.
Временное Освобождение от страдания, бессмертие небожителей достигается Йогинами, достигшими существенного, но не полного совершенства; Йогинами, не достигшими полного отречения.
Полное Освобождение из бесконечно вращающегося в Вечности колеса рождений и смертей, уход от власти смерти достигается Йогинами, постигшими Высшую Мудрость Отречения на светлом пути бесстрастия, непоколебимого спокойствия и полного понимания; Йогинами, полностью преодолевшими неведение, иллюзию майи, привязанность к именам и формам; Йогинами, осуществившими идею Великого Единства путем растворения себя — во всем и всего — в себе.
318. Высшее удовлетворение — в чистоте мыслей, слов и поступков, в обуздании плоти, в умеренности, в воздержанности, в самообуздании, в преодолении чувственности, страсти, вожделения; в бесстрастии.
Высшее очищение — в страдании, в подвижничестве, в отречении.
Высшее блаженство — в постижении человеком своей истинной бессмертной природы, в постижении Высшей Истины бытия о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, В Человеке, в избавлении от уз эгоизма, в преодолении корыстных побуждений, в отрешении от мнимой индивидуальности, в Освобождении от страдания, в Освобождении от оков неумолимой кармы, в Полном Освобождении из вечно вращающегося колеса текущих друг в друга рождений и смертей.
ДОБРО И ЗЛО
319. Высшая Истина бытия — Истина о единстве всего сущего. Поэтому все, что ведет к разъединению, разобщению, двойственности, обособлению, есть зло; а все, что ведет к единению, есть благо, добро.
— Какова природа зла?
— Эгоистические желания, эгоизм, самость; жажда богатства, славы, власти, наслаждений, жажда бытия.
— Какова природа добра?
— Отречение от эгоистических желаний, бескорыстие, отрешение от мнимой индивидуальности.
— На чем зиждется зло?
— На неведении человеком своей истинной бессмертной природы, своего неизмеримого могущества, своего безмерного величия; на кажущемся обособлении себя от единого океана бытия.
— На чем зиждется добро?
— На постижении человеком своего истинного «Я», своего всеведения и всесилия, на ощущении своего единства с океаном бытия, на растворении себя — во всех, и всех — в себе.
— Как очиститься от зла?
— Самообузданием, подвижничеством, умеренностью во всем, воздержанностью.
— Как утвердиться в добродетели?
— Неустанным совершенствованием в пяти великих обетах: непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, бесстрастие, непринятие даров; постоянным приобретением знания, сосредоточенным размышлением, бескорыстной деятельностью, всеобъемлющей любовью.
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
320. Абсолютное познается через относительное, вечное познается через конечное, внутреннее познается через внешнее, незримое познается через зримое. Мы не можем помыслить Непостижимое, Непреходящее, Невыразимое, Непознаваемое, мы можем лишь размышлять о том, как Оно нам является.
Невозможно живописать словами Вечное Разумное Блаженство, можно лишь говорить о его бесчисленных проявлениях.
Бесконечно разнообразны узоры майи, но можно ли рассказать о ее источнике?
Вечно длится игра силы — в бессилие, мудрости — в неведение, несотворенного — в сотворенное, но как сказать о смысле этой Игры?
Смысл Игры — сама Игра, Игра от избытка блаженства, Игра Единства — в обособление, в мнимую индивидуальность, Игра в страдание и наслаждение, Игра в жизнь и смерть, в невозвратимые утраты, в мучительную боль потерь, Игра в связанность и освобождение.
Где грань между вечным и невечным, между истинным и ложным, между иллюзией и реальностью, между бытием и небытием и существует ли эта грань?
Где кончается зыбкий мираж конечного и начинается бесконечное? Где кончается всеразрушающая власть времени и начинается Бесконечная Неизменная Вечность? Где кончается неумолимо-справедливая власть смерти и начинается бессмертие?
Время — это лишь тень Вечности. Можно ли отделить тень — от оригинала, свет — от источника света, дождевую каплю — от воды, изделие — от материала, из которого оно изготовлено? Ибо вечное проявляется через невечное, конечное растворяется в бесконечном, в жизни заложена смерть, в смерти утверждается жизнь. Причина переходит в следствие, следствие становится причиной. Желание проявляется в воле, воля претворяется в деяние. Настоящее вырастает из прошлого, будущее коренится в настоящем, и так вечно вращается колесо несуществующих в существующем рождений и смертей; бесконечно струится во времени бурлящий поток становления, непрерывный поток причин и следствий, вытекая из безбрежного океана Вечности и вливаясь в безмолвный океан блаженства Освобождения от двойственности, Освобождения от мнимой индивидуальности, Полного Освобождения от власти смерти.
ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ
321. Мудрость, Высшее Знание — это интуиция, интуитивное постижение, откровение, освещенное светом разума, это — сосредоточенное размышление, сосредоточение, подкрепленное интуицией; это — вознесение над разумом с помощью разума.
Иными словами, мудрость — это созерцание, освещенное мышлением; это мысль, озаренная созерцанием; это — сосредоточение, вливающееся в созерцательное исследование, в слияние с объектом размышления, в растворение субъекта — в исследуемом объекте; это — овладение объектом путем его познания, путем погружения в него, путем слияния с ним, путем полного растворения в нем.
ВРЕМЯ
322. Время — это природа смерти, это тень Вечности, это — вечное созидающее разрушение.
— Какова сущность времени?
— Двойственность, обособление от океана бытия, самость.
— Какова сущность обособления?
— Наше воплощенное «Я», имя «Я», пуруша, познающий себя Атман.
— Каков источник времени?
— Непроявленное, Непостижимое, Невыразимое, Немыслимое, океан света, океан небытия, океан Высшего Бытия, чье имя — А У М, чья сущность — Сат — Чит — Ананда, Вечное Разумное Блаженство, чей образ — свет.
— Какова опора времени?
— Жизнь, жизненная сила, жизненное дыхание.
— Каков образ времени?
— Год.
— Каковы три составные части времени?
— Прошедшее, настоящее, будущее.
— Какова связь времен?
— Настоящее вырастает из прошлого, будущее коренится в настоящем.
— На чем зиждется связь времен?
— На неумолимо-справедливом законе кармы, на незыблемом законе неизбежного возмездия, на вечном законе Великого Перехода, основанном на желании.
— Что подвластно времени?
— Все, что является объектом эгоистических желаний; все, что способствует двойственности, обособлению от единого океана Вечности; все, что составляет нашу мнимую индивидуальность; все, что является пищей неведения, ослепления, заблуждения, самости.
— Что неподвластно времени?
— Знание, мудрость постижения Высшей Истины бытия о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке; мудрость постижения человеком своей истинной бессмертной природы, своего безмерного величия, своего неизмеримого могущества, своего всеведения и всесилия.
БЫТИЕ
323. — Какова Высшая Истина бытия?
— Вечная Истина Веданты о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке. Я существую во всех, все существуют во мне — такова Высшая Истина бытия.
— Каков Высший Закон бытия?
— Неумолимо-справедливый закон кармы, закон неуклонного возмездия, закон Великого Перехода.
— Каков Высший Смысл бытия?
— Самопознание и самосозерцание, постижение Человеком в самадхи своего истинного «Я», своей истинной бессмертной природы, своего всеведения, безграничного могущества, своего неизмеримого величия.
— Какова Высшая Цель жизни, смысл жизни?
— Освобождение от страдания, Освобождение от пут эгоизма, Освобождение от эгоистических желаний, отрешение от мнимой индивидуальности, Полное Освобождение из сетей неведения, от оков кармы, вознесение над разумом с помощью разума, уход от власти смерти, растворение в океане блаженства, в океане света, в океане небытия, в океане Высшего Бытия.
ЧЕТВЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
324. — Что такое Четверичный Путь Йоги?
— Четверичный Путь Йоги — это Путь Силы — Знания — Любви — Бескорыстия, это гармоничное сочетание Четырех Светлых Йог: Раджа-Йоги, Джнана-Йоги, Бхакти-Йоги, Карма-Йоги.
Раджа-Йога — это восьмиступенная Йога Патанджали:
1. Я м а — социальное поведение человека, пять великих обетов: непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров.
2. Н и я м а — личное поведение Йога, пять личных обетов Йога: наружная и внутренняя чистота, удовлетворенность, самообуздание, изучение, преданность Истине.
3. А с а н а — физические позы и упражнения, контроль над телом.
4. П р а н а я м а — дыхательные упражнения, управление дыханием.
5. П р а т ь я х а р а — отвлечение чувств от внешних объектов, обуздание чувств, укрощение рассудка.
6. Д х а р а н а — концентрация ума.
7. Д х и а н а — медитация, сосредоточенное размышление.
8. С а м а д х и — созерцание, слияние с объектом размышления.
Д ж н а н а — Й о г а — это свет знания, Высшее Знание, постижение Высшей Истины бытия о единстве всего сущего в Брахмане-Атмане, в Человеке.
Б х а к т и — Й о г а — это всеобъемлющая любовь, вытекающая из постижения Вечной Истины Веданты о единстве всего сущего.
К а р м а — Й о г а — это бескорыстная деятельность без эгоистических желаний, без ожидания результатов лично для себя, это — отрешение от мнимой индивидуальности, основанное на Высшем Знании.
Четверичный Путь Йоги — это сила, освещенная знанием, одухотворенная любовью, очищенная бескорыстием.
Это — знание, подкрепленное силой, одухотворенное любовью, очищенное бескорыстием.
Это — любовь, подкрепленная силой, освещенная знанием, очищенная бескорыстием.
Это — бескорыстие, подкрепленное силой, освещенное знанием, одухотворенное любовью.
ИСТИНА
325. — Что такое Истина, Высшее Знание?
— Истина — это начало и завершение, это истоки и русло, это Путь и Цель, это — Вечное Безмолвие Высшей Мудрости, это — Великое Единство бытия.
— Истина, Высшее Знание — это то, что невыразимо, но пронизывает каждый звук; то, что немыслимо, но одушевляет каждую мысль; то, что непостижимо, но незримо присутствует во всем; это — недостижимая цель разума, это — вознесение над разумом с помощью разума.
— Истина — это Высшее Единство Просветления, это — основа бытия, источник бытия, само бытие; это — Вечное Разумное Блаженство.
— Истина — это Бесконечная Неизменная Вечность, это — безбрежный океан безмолвия, океан света, океан блаженства, океан небытия, океан Высшего Бытия.
МЕДИТАЦИЯ
326. — Что такое медитация, созерцание?
— Созерцание, медитация — это молчание нераскрытой книги, это покой нависшей лавины, это седое безмолвие океана, источника жизни, это — необъятность просветления.
— Созерцание, медитация — это Созидание Великого Творчества, это могучая сила сосредоточения, это всеозаряющее сияние мудрости, это невыразимое блаженство постижения Вечной Истины Великого Единства, это — непосредственное восприятие Истины.
— Созерцание, медитация — это сверкающая вспышка молнии озарения, это вознесение над разумом с помощью разума, исчезновение разума в сердце, это слияние воедино с океаном бытия, это — растворение бытия в Океане Вечности, в океане света, в океане небытия, в океане Высшего Бытия.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
327. К а к, З а ч е м, П о ч е м у абсолютное переходит в относительное; Неизменное, Бесконечное, Вечное становится преходящим, конечным, изменчивым? — таков основной вопрос философии.
ЭВОЛЮЦИЯ И ИНВОЛЮЦИЯ
328. Бытие — это основанный на самости, обособлении, двойственности, желании вечно длящийся одновременный процесс эволюции с одной стороны и инволюции с другой стороны.
Эволюция — это развертывание мира природы, неведения, майи от нашего воплощенного «Я» через разум, рассудок, чувства к пяти великим элементам: звук — воздух — огонь — вода — земля. Земля, тело — это крайняя степень неведения, В системе Кундалини земле соответствует нижний лотос Муладхара — местопребывание Кундалини, божественной дремлющей силы.
Инволюция — это свертывание мира природы, Великой Иллюзии, авидьи, сопровождающееся пробуждением Кундалини и движением ее по каналу Сушумна вверх, к своему источнику, к Абсолюту.
Иными словами, бытие — это с одной стороны о г р у б л е н и е т о н к о г о в процессе эволюции и с другой стороны у т о н ч е н и е г р у б о г о в процессе инволюции, причем явления грубые занимают подчиненное положение по отношению к явлениям тонким, но не наоборот.
ВЕЧНОСТЬ
329. — Что такое Вечность, Бессмертие?
— Вечность, Бессмертие — это абсолютное в относительном, преходящее в непреходящем, незыблемое в изменчивом, истинное в существующем, это бесконечность конечного, это множественность единого, это реальность нереального, это — бытие небытия.
— Вечность, Бессмертие — это постижение Немыслимого, мышление о Непостижимом, определение Невыразимого, достижение Недостижимого, это — недосягаемая цель разума, вознесение над разумом с помощью разума.
— Вечность, Бессмертие — это ликующий Гимн Творения, это звенящая Песнь Мудрости, это сияющий Лик Истины, это — великое созидание Познающего, это — безмолвие Великого Единения.
ИСТИННОЕ В СУЩЕСТВУЮЩЕМ
330. — Каково высшее проявление Истины, высшее проявление Вечного Разумного Блаженства в мире?
— Высшим проявлением истины в мире являются Сила — Мудрость — Любовь.
Сила — стезя Мудрости и Любви, стезя высшего блага добродетели, стезя бесстрастия и отречения, стезя Освобождения. Источник Силы — знание.
Мудрость — средоточие знания, сплав мысли и интуиции, синтез откровения и сосредоточения, Высшее Откровение. Источник Мудрости — разум, сосредоточенное размышление.
Любовь — дочь Мудрости, источник вдохновения, источник интуиции, проявление Единства сущего, истечение Непроявленного — в проявленное, Непреходящего — в преходящее, Вечного — в конечное, Абсолютного — в относительное. Источник любви — Блаженство Высшей Мудрости Великого Единения.
ЦВЕТОК МУДРОСТИ
331. Мудрость — это цветок, заключающий в себе нектар Истины.
— На какой почве взрастает Цветок Мудрости?
— На почве разума.
— Каков стебель Цветка Мудрости?
— Речь.
— Каковы корни цветка мудрости?
— Бескорыстие, отречение от эгоистических желаний, отрешение от мнимой индивидуальности.
— Какова чашечка Цветка Мудрости?
— Сила сосредоточения, сосредоточенное размышление.
— Каковы лепестки Цветка Мудрости?
— Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров; наружная и внутренняя чистота, удовлетворенность, самообуздание, изучение, упорство в Истине.
— Каков сок Цветка Мудрости?
— Знание.
— Каким теплом согревается Цветок Мудрости?
— Теплом всеобъемлющей любви.
— Каков свет Цветка Мудрости?
— Самопознание и самосозерцание, постижение Человеком своей истинной бессмертной природы, своего безмерного величия, своего всеведения и всемогущества.
— Каков аромат Цветка Мудрости?
— Блаженство беспредельного покоя. Непоколебимое спокойствие и полное понимание.
— Каков плод Цветка Мудрости?
— Освобождение от страдания через страдание, Освобождение от оков кармы, Освобождение от пут эгоизма. Полное Освобождение из сетей неведения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
332. Философия — это наука об Истине, это — наука о Единстве, становящемся множественностью, и о множестве, растворяющемся в Единстве.
Это — наука о Вечности, изливающейся рекою времени, причинно-следственным потоком становления, потоком Неумолимой Кармы, потоком жизней и смертей; и о времени, сливающемся с Вечностью в непосредственном созерцании Человеком своей истинной бессмертной природы, своей истинной абсолютной сущности, своего неизмеримого величия.
Это — наука о Человеке как Высшей Реальности бытия, о Человеке как Высшей Истине бытия, о Человеке как Высшей Сущности бытия, о Человеке как средоточии Великого Единства бытия.
Свидетельство о публикации №118072509077