Самоподготовка

                Это нужно было выдержать! Дети, поступившие в детский дом, были педагогически запущены. Понятно, что родителям было не до них. Наталье Ивановне сразу предложили заниматься с детками по месту их проживания. Выделили отдельный кабинет. И тогда она испытала шок! Занятие по русскому языку начинала с элементарных загадок про морковь, лук, капусту, замок, лампочку для того, чтобы активизировать внимание детей. Ребятишки растерянно хлопали глазами и ничего не отвечали. Наталья была поражена. Постепенно за год дети подтянулись и перешли в среднюю школу. Задача воспитателей: помогать в подготовке домашнего задания. Ребятишки, не усвоившие материал на занятиях, в школу обязаны прийти с выполненными уроками. Наталья Ивановна, худенькая, сероглазая, улыбчивая женщина – старой закалки, ей было уже за сорок, до детского дома работала учителем начальных классов. Она считала, что всем необходимо знать словарные слова и без таблицы умножения человеку прожить нельзя! В их школе работала молодая деревенская учительница, которая как-то спросила у неё, сколько будет шестью девять, вместо ксерокс говорила серокс, расстегайся, ты – фотогигиеничная, координально. «И не стыдно ей, молодой, быть такой малограмотной? – размышляла Наталья.
                – Это настоящая мука: выучить таблицу умножения, а воспитательница не отстаёт. Сижу плачу и учу, учу и плачу! А Валька мелкая, похожая на колхозницу, мы её так и называли, под стол залезла и орёт: – Не буду запоминать эту поганую таблицу! Так и выучили. – рассказывает, смеясь, выпускница детского дома Оксана. Наталья требовала, чтобы и английский язык учили, шутила: «Придёте в магазин за кремом для лица, слово крем прочитаете, а что там дальше не поймёте. Купите и намажете вместо ног лицо или голову средством для депиляции, вымоете и облысеете! Выучите хотя бы элементарное: фейс да фут!» Смеялись девчонки и понемногу запоминали слова, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
                Вот и к истории подошли: изучали древний Египет. В конце параграфа вопросы, на них нужно ответить. Прочитали, Катя, смугленькая, быстроглазая девочка, уверенно отвечает: «В древнем Египте жили свинксы, которые охраняли ворота дворца.» Хохочут вместе, умница Марина поправляет: «Не свинксы, а сфинксы. Маленькая, копчёная свинкса – это ты!» Катя не обижается и смеётся вместе со всеми.
               Первоклассница Леночка, белокурый, кудрявый ангелочек, читает, с ней сложно, у неё дефекты речи. Выговаривает: – На о-кош-ке рас-тут как-ту-си. – Наталья Ивановна хохочет: – Не кактуси, а кактусы. Скажи по слогам: как-ту-сы. Лена смотрит прозрачными, как небо, голубыми глазами и повторяет: – Как-ту-сы. – Теперь читай. Читает:
                – На окошке растут как-ту-си, – и так многократно. Смеются вместе.
                Тане было задание к уроку труда принести кусочки материала для пошива прихватки. Она, не спросив воспитателя, ходила и бурчала: «Вечно у них ничего нет, дадут какую-нибудь старую тряпку!» Взяла Таня ножницы и отрезала добротный кусок от нового одеяла, яркий, в красную клетку. Потом втихую свернула одеяло и бросила в чужую комнату, где в шкафу обрезки и обнаружили. Таня – упитанная, круглолицая маленькая «хочуха», делает всё молча, так, как нужно ей, не понимая, что ответственность несут воспитатели: недоглядели!
               Люда легко усваивает материал, задачку решить не может, подходит и читает вслух условие: «Поперёк реки по дну было проложено 30 метров кобеля.» Наталья Ивановна хохочет и удивлённо переспрашивает: «Чего-чего проложено? Какого кобеля?» Люда обиженно смотрит вишнёвыми глазами, не понимая, почему все смеются. Наталья Ивановна берёт учебник, читает и: «Здесь написано «кабеля». Люда, перечитай правильно!» Смеются вместе. Наталья Ивановна объясняет, что такое кабель, кто такой кобель и разницу в правописании. Потом вспоминают эту, ставшую крылатой фразу: «тридцать метров кобелей.»

               Наталья Ивановна завела с девочками дневники личностного роста и для самопознания составила анкеты, предложила темы для рисунков, небольшие тесты. Было там и такое: «Когда я вырасту большой» и несколько пунктов. Это – полёт детских фантазий в будущее, перспективное планирование. О чём только не мечтали девчонки! Их планы были светлыми и чистыми, они с радостью и оптимизмом глядели в будущее. Некоторые мечтали съездить на море, а одна девочка написала: «Когда я вырасту большой, то обязательно побываю на Фефелевой башне!» Мечты многих из них сбылись, а вот на «Фефелевой» башне, к счастью, не довелось побывать никому.


Рецензии
Прочитавши эту работу, представил, да что там представил, вспомнил свое детство и первые пару-тройку начальных классов.
И хотя я мужского рода, тем не менее, мне довольно таки хорошо знакомо отношение учителей к учебному процессу того времени да и детей тоже. Вы же Надежда очень достоверно передали ту атмосферу обучения, которая была в те теперь уж далекие года моего детства.
Надежда, благодарю Вас за такую интересную во всех отношениях для меня работу. Ведь благодаря этой работе я вновь побывал первоклашкой и вспомнил первую свою учительницу. Одним словом я побывал в своем детстве.
С уважением.

Серж Рубежанский   25.07.2018 15:10     Заявить о нарушении