Самоподготовка
– Это настоящая мука: выучить таблицу умножения, а воспитательница не отстаёт. Сижу плачу и учу, учу и плачу! А Валька мелкая, похожая на колхозницу, мы её так и называли, под стол залезла и орёт: – Не буду запоминать эту поганую таблицу! Так и выучили. – рассказывает, смеясь, выпускница детского дома Оксана. Наталья требовала, чтобы и английский язык учили, шутила: «Придёте в магазин за кремом для лица, слово крем прочитаете, а что там дальше не поймёте. Купите и намажете вместо ног лицо или голову средством для депиляции, вымоете и облысеете! Выучите хотя бы элементарное: фейс да фут!» Смеялись девчонки и понемногу запоминали слова, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Вот и к истории подошли: изучали древний Египет. В конце параграфа вопросы, на них нужно ответить. Прочитали, Катя, смугленькая, быстроглазая девочка, уверенно отвечает: «В древнем Египте жили свинксы, которые охраняли ворота дворца.» Хохочут вместе, умница Марина поправляет: «Не свинксы, а сфинксы. Маленькая, копчёная свинкса – это ты!» Катя не обижается и смеётся вместе со всеми.
Первоклассница Леночка, белокурый, кудрявый ангелочек, читает, с ней сложно, у неё дефекты речи. Выговаривает: – На о-кош-ке рас-тут как-ту-си. – Наталья Ивановна хохочет: – Не кактуси, а кактусы. Скажи по слогам: как-ту-сы. Лена смотрит прозрачными, как небо, голубыми глазами и повторяет: – Как-ту-сы. – Теперь читай. Читает:
– На окошке растут как-ту-си, – и так многократно. Смеются вместе.
Тане было задание к уроку труда принести кусочки материала для пошива прихватки. Она, не спросив воспитателя, ходила и бурчала: «Вечно у них ничего нет, дадут какую-нибудь старую тряпку!» Взяла Таня ножницы и отрезала добротный кусок от нового одеяла, яркий, в красную клетку. Потом втихую свернула одеяло и бросила в чужую комнату, где в шкафу обрезки и обнаружили. Таня – упитанная, круглолицая маленькая «хочуха», делает всё молча, так, как нужно ей, не понимая, что ответственность несут воспитатели: недоглядели!
Люда легко усваивает материал, задачку решить не может, подходит и читает вслух условие: «Поперёк реки по дну было проложено 30 метров кобеля.» Наталья Ивановна хохочет и удивлённо переспрашивает: «Чего-чего проложено? Какого кобеля?» Люда обиженно смотрит вишнёвыми глазами, не понимая, почему все смеются. Наталья Ивановна берёт учебник, читает и: «Здесь написано «кабеля». Люда, перечитай правильно!» Смеются вместе. Наталья Ивановна объясняет, что такое кабель, кто такой кобель и разницу в правописании. Потом вспоминают эту, ставшую крылатой фразу: «тридцать метров кобелей.»
Наталья Ивановна завела с девочками дневники личностного роста и для самопознания составила анкеты, предложила темы для рисунков, небольшие тесты. Было там и такое: «Когда я вырасту большой» и несколько пунктов. Это – полёт детских фантазий в будущее, перспективное планирование. О чём только не мечтали девчонки! Их планы были светлыми и чистыми, они с радостью и оптимизмом глядели в будущее. Некоторые мечтали съездить на море, а одна девочка написала: «Когда я вырасту большой, то обязательно побываю на Фефелевой башне!» Мечты многих из них сбылись, а вот на «Фефелевой» башне, к счастью, не довелось побывать никому.
Свидетельство о публикации №118072503338
И хотя я мужского рода, тем не менее, мне довольно таки хорошо знакомо отношение учителей к учебному процессу того времени да и детей тоже. Вы же Надежда очень достоверно передали ту атмосферу обучения, которая была в те теперь уж далекие года моего детства.
Надежда, благодарю Вас за такую интересную во всех отношениях для меня работу. Ведь благодаря этой работе я вновь побывал первоклашкой и вспомнил первую свою учительницу. Одним словом я побывал в своем детстве.
С уважением.
Серж Рубежанский 25.07.2018 15:10 Заявить о нарушении