О литературе и времени
Я начал писать давно, в 1965 году я написал свой первый стих, двенадцати лет отроду. А в 1966-м написал первый рассказ. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте я не мечтал стать писателем. Я писал в стол, писал потому, что стихи приходили сами. Но, всё же мне хотелось писать лучше, писать легко, понятно и дворнику и академику. Я читал стихи классиков и современников, старался добиться определённого совершенства. Читал учебники по стихосложению и литературоведению. Я искал нужную рифму или нужное слово по три дня. Некоторые свои стихи переписывал до семи раз. В двадцать два года я познакомился с московским поэтом Альбертом Кравцовым и он увёз мои стихи в Москву, Так, минуя газетные издания, они появились в журнале "Смена" и альманахе "Поэзия", а затем в коллективных сборниках. А в двадцать четыре года судьба свела меня с московским прозаиком Александром Пановым. Панов прочитал мой рассказ и посоветовал выбросить его и перестать витать в облаках, добавив: "Никогда не пиши о том, о чём не имеешь представления". Поразмыслив над его словами я понял их смысл. Для того, чтоб писать детектив, необходимо знать криминалистику, психологию, работу следственных органов, жизнь и жаргон уголовного мира даже лагерную жизнь. Для написания исторических повестей необходимо знать историю не просто на пять, а на все десять с плюсом. А писателю-фантасту, вообще следует знать все науки без исключения. И так в любом жанре литературы. Без этих знаний невозможно написать хороший рассказ. Потому я последовал совету Панова и выбросив рассказ задал себе вопрос: "Что ты знаешь лучше всего?" Лучше всего я знал тайгу и жизнь простого народа. И я стал писать таёжные рассказы. И позже они стали вызывать восторг не только у читателей, но и у писателей. В Союз писателей мне было вступать страшно. Страшно от того, что я чувствовал себя пигмеем по сравнению с Робертом Рождественским, Евтушенко, Сорокиным, Анатолием Ивановым, Шишковым, Валерием Ганичевым и другими столпами литературы. Я не считаю себя любимцем музы. Но, после долгих и мучительных колебаний, я написал заявление о вступление в СПР. Присутствуя на семинарах мне доводилось слышать, как ругают участников семинара, доводилось видеть их слёзы, а некоторым говорили прямо, что из них могут выйти отличные специалисты в других профессиях, но литература, это не их занятие. Я этого не понимал, мне было искренне жаль этих плачущих женщин и я сказал себе, что никогда и никому не скажу таких слов.
В своей жизни мне часто приходилось встречаться с юными писателями и давать им некоторые советы и разъяснения в области стихосложения и прозы. А недавно судьба свела меня с уже не молодой женщиной, которая писала стихи. И попросила меня прочесть их. Первое с чем я столкнулся, это полное игнорирование стихотворного размера. В каждом стихотворение было по два-три сбоя. Я написал ей об этом в письме. Разъяснил, что такое стихосложение и на чём оно базируется. В ответ она прислала мне несколько стихотворений, которые она приготовила для новой книги, просьбой отредактировать. Когда я прочитал первое, меня охватил ужас. Мало того, что каждая строфа идёт в разнобой, но и рифмы не рифмы, а Бог знает чего. Плюс к этому, в некоторых строфах речь построена так, что можно было язык сломать. И эта женщина мне утверждает, что она историк по образованию и преподавала в школе? А при разговоре по телефону она мне заявила, чтоб я всё исправил. А что там исправлять? Его нужно выбросить и написать снова. Но, это будет уже не её стих. И я не имею никакого права писать за неё. Я могу указать где и в каком слове сбой, Даже могу помочь исправить его. Могу разъяснить, что так коверкать Великий и Могучий русский язык - нельзя! Могу с уверенностью сказать, что нет таких слов в русском языке, на которые не нашлось бы рифмы, как и нет незаменимых слов. И что знать значение слова, это обязанность любого писателя. Но переписывать весь стих, за кого бы то ни было, я не имею права. Да и эта переписка никому пользы не принесёт. Так писать не научишься. Научиться можно только в муках творчества. Самое паршивое в этой истории то, что эта женщина пишет стихи для детей и то, что она дарит свои книги в библиотеки разных городов. А дети читают и впитывают в себя весь этот литературный мусор. Вот это действительно страшно.
Ельцинско-путинская власть сделала всё для того, чтоб убить писательский труд. Сделала всё для оглупления подрастающего поколения. Эта власть убрала не только цензуру, но и корректуру. Нынче юным и не совсем юным талантливым писателям нет возможности пробиться на страницы изданий. Не просто так решили, что писатели должны издавать книги за свои деньги, а потом и самим продавать эти книги. Где деревенскому парнишке найти деньги на издание, где он сможет продавать свои книги? Вот потому и издают тонны макулатуры - бабло превыше всего. Потому всё больше молодёжи вырастает с улыбкой идиота. Потому и на вопрос: "Кто такой Достоевский?" отвечают, что то ли рэпер, то ли футболист, а "Евгений Онегин" написал Пастернак. Писать не запретишь, а дураков-чиновников, спонсирующих издание этого мусора, хватает. Лишь бы гражданские стихи не писали да не тревожили их сон во время заседаний. Грустно от всего этого. Уходит русский дух из Руси. Совсем недавно умер талантливый писатель Валерий Ганичев, автор многих исторических романов. С ним и ушла эпоха. Вытаскивать Россию из словесных руин доверено нам.
2018 год.
Свидетельство о публикации №118072406045