833-835. Владимир Высоцкий
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
1938, Москва – 1980, там же
Отец был полковником и в 1947 – 1948 годах служил в советском гарнизоне на территории ГДР. Может
Быть именно там, в давящей гарнизонной скуке, за стенами которой была опять же серая скука,
в душе мальчика рождался будущий певец-бунтарь, которому было суждено стать насмешливо-
издевательским протестом во плоти против превращения всей жизни в гарнизонную. Высоцкий пришёл
к Юрию Любимову, как Хлопуша пришёл к Пугачёву, – душа одного мятежника искала другого
мятежника-главаря. Наверно, поэтому Высоцкий так потрясающе сыграл Хлопушу – в цепях,
впивающихся в его полуголое тело в лохмотьях, на сцене, превратившейся в наклонную плаху. Почему
Высоцкий хотел сыграть роль своего друга – бывшего заключённого, а ныне золотоискателя
Вадима Туманова, который несколько раз бежал из лагерей? Да потому, что вся жизнь самого
Высоцкого была попыткой побега от гарнизонщины. Он был хорош во многих ипостасях: и как
матрос, накалывающий на штык билет перед входом в Театр на Таганке на спектакле «Десять дней,
которые потрясли мир», и как Гамлет в джинсах, хрипло поющий под гитару пастернаковские стихи «Я
один. Всё тонет в фарисействе». Но самой его лучшей ролью была роль беглеца, сыгранная им
в жизни. Это была именно роль, потому что он не мог убежать по-настоящему и навсегда. Он не был
гениальным поэтом. Но он был гениальным беглецом из несвободы в свободу песен, которые он пел.
Те, кто не мог быть свободен в личной жизни, обожали его, как самих себя, воплощённых в нём.
В этом – разгадка невероятной прижизненной и ещё более невероятной посмертной популярности
Высоцкого, чья могила вот уже столько лет засыпана сугробами цветов.
Когда во время гастролей в Набережных Челнах он шёл после спектакля в гостиницу, на подоконниках
рабочих общежитий стояли десятки магнитофонов, игравших его песни. Его приглашали к себе на
дачи члены Политбюро, которым тоже хотелось почувствовать себя иллюзорно свободными, хотя бы
на часок-полтора. Как Зощенко песни, он создал целую сатирическую галерею наших родных
советских морд, близкую к персонажам Олега Целкова, и в то же время в нём билась есенинская
исповедальная жилка. Высоцкого хоронили более чем сто тысяч москвичей, когда он погиб, надорвав-
шись от водки, наркотиков и под неиллюзорной тяжестью иллюзии свободы, в которую ему так и не
удалось по-настоящему убежать.
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . * * *
Марине Влади
.
И снизу лёд и сверху — маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.
.
Лёд надо мною — надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.
.
Мне меньше полувека, сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(2)
. . . . . . БАНЬКА ПО-БЕЛОМУ
.
Протопи ты мне баньку по-белому,
я от белого свету отвык,
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке у самого краюшка
Я сомненья в себе истреблю.
.
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный – и всё позади.
И наколка времён культа личности
Засинеет на левой груди.
.
Протопи, протопи, ты мне баньку по-белому,
Чтоб я к белому свету привык,
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс,
Как на левой груди профиль Сталина,
А на правой – Маринка в анфас.
.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю,
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
.
Протопи, протопи ты мне баньку по-белому,
Я от белого света отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: "Пособи!"
И меня два красивых охранника
повезли из Сибири в Сибирь.
.
А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.
.
Не топи ты мне баньку по-белому,
Я от белого свету отвык,
Угорю я и мне угорелому
Пар горячий развяжет язык.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(3)
. . . . . . ОХОТА НА ВОЛКОВ
.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера, –
Обложили меня. Обложили!
Гонят весело на номера!
.
Из-за елей хлопочут двустволки –
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
.
Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – "Нельзя за флажки!"
.
И вот – охота на волков. Идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же – вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
.
Волк не может, не должен иначе,
Вот кончается время моё.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся – и поднял ружьё...
.
Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Я из повиновения вышел
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
.
Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . . КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ
.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю – погоняю, –
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом – пропадаю! Пропадаю!
.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
.
Я коней напою,
Я куплет допою, –
Хоть немного ещё постою на краю?
.
Сгину я, меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.
.
Я коней напою,
Я куплет допою, –
Хоть немного ещё постою на краю?
.
Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий.
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий?
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я коней напою,
Я куплет допою, –
Хоть мгновенье ещё постою на краю…
. . . .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
// дополнительные биографические сведения:
Владимир Семёнович Высоцкий
родился – 25 января 1938 (Москва)
умер – 25 июля 1980 (Москва)
прожил – 42 года
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
// другие публикации:
заметка к дню рождения (2018) – http://www.stihi.ru/2018/01/25/6289
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'
Свидетельство о публикации №118072304567