Окаянные дни. Сто шесть лет
(50-й Псалом)
В окаянные даты эти
именем сатаны
царь, царица и царские дети
к лютой казни приговорены»
Ах ты чудище обло, озорно,
ненасытный ты русский рок!
От земли моей в час тот чёрный
отвернулся, наверное, Бог.
Шепелявя и путаясь, черти
венценосных ведут в подвал.
Что идёт по ступеням смерти,
ни один, ни один не знал.
Кат читает скороговоркой —
«Что?..» — нечистого приговор.
Смрадный дух изо рта — махоркой.
Первый выстрел — царю — в упор.
Смотрят девочки взглядом ланьим
из-под нежных тонких бровей.
Вашей страшной ли смертью ранней
объяснить те моря кровей,
что нахлынут горячей лавой,
смоют семьи, храмы, сады,
тех, кто левый, и тех, кто правый,
увлекут в жернова беды?
Миновало лихое столетье:
волею сатаны
царь, царица и царские дети
преданы и казнены.
_____________________________________
Сто шесть лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года,
в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были убиты
отрёкшийся от престола император Николай II и его семья —
императрица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексей,
великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Вместе с царской семьей мученическую смерть приняли
лейб-медик Евгений Боткин, лейб-повар Иван Харитонов,
горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп.
На фотографии Николай II с семьей.
Слева направо: Ольга, Мария, Николай,
Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна.
Ливадия, 2013.
—————————————————————————————————————
«Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: «Стрелять». Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось. Я вынужден был по очереди расстреливать каждого».
Товарищ Юровский, палач.
Свидетельство о публикации №118071807565
Мы живём в непростое время. Может быть даже мы живём в окаянное время. Переживаем окаянные дни. Поэзия превратилась в бросовый товар, а искать в ней утешение среди окаянных времён нелепо и смешно. Но как дикое животное не знает, как называется лекарственное растение - и между тем тянется к нему инстинктивно безошибочно. Так и читатель случайно угодивший на страницу стихотворения Илины Гумер «Окаянные дни» инстинктивно и безошибочно узнаёт целительную силу слова этого произведения. И возвращается к нему снова. Перечитывает. Размышляет. Не остаётся равнодушным. О чём свидетельствуют 64 рецензии написанные к этому стихотворению с момента публикации в июле 2018 года.
Абстрагируемся от названия с его отсылкой к произведению И. Бунина. Это действительно не решает проблему с раскрытием темы о расстреле царской семьи, роли этого факта для истории. А что решает? Поэма? Роман? Эпопея? Эту проблему вообще невозможно решить. Есть факт. Исторический факт. Способны ли вообще стихи, проза, слова, написанные на бумаге повлиять на уже свершившийся факт. Мой наивный ответ – да, способны повлиять на восприятие этого факта. Если они идут от сердца (штамп), от души (банальность), от сочинителя к читателю. Вчитаемся в следующие строки.
«Что идёт по ступеням смерти,
ни один, ни один не знал.»
«Смрадный дух изо рта — махоркой.
Первый выстрел — царю — в упор.»
«Смотрят девочки взглядом ланьим
из-под нежных тонких бровей.»
Да это те детали, которые важны для меня как читателя. В этом и есть, как мне кажется поэтическая художественная ценность и даже дальновидность текста: не дать плоского видения чёрно-белого изображения, а усилить его эмоциональное восприятие возможными средствами, тем самым открыв многоплановость повествования, показывая трагические события не только внешне, в цвете, но, прежде всего, внутренне. Что же касается «общих мест (моря кровей, горячей лавой, жернова беды, лютая казнь и т.д.)» (с). Разве всего этого не было? Разве не предлагал реальный Юровский заколоть семью Николая во сне кинжалами, если они лягут спать? Разве не было кровавой гражданской смуты, которую я полагаю, пытался избежать гражданин Романов, отрекаясь от престола?
«Кровя, лава, жернова — вся эта штамповка» (с) призвана автором совершенно определенно показать тяжесть происходящего. Тяжесть преступления. Тяжесть расплаты. Тяжесть искупления. Тяжесть гнетущую и убивающую даже спустя десятилетия. И в этом можно усмотреть метафизический образ ада, который будет не где-то под землёй, не внешне, не в виде истязания плоти, но прежде всего и только - в душе самого ее носителя. В наших душах.
Дмитрий Куваев 09.10.2024 19:26 Заявить о нарушении
Попозже отвечу развёрнуто. Пока в цейтноте с работой.
Илина Гумер 11.10.2024 02:04 Заявить о нарушении