А Вы ещё помните Вихрева?..
А Вы помните Вихрева?..
«Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!..»
(Дмитрий Семеновский)
А ведь, пожалуй, именно Вихрев
открыл народу истоки искусства Палеха —
до него, Вихрева, о Палехе не то чтобы мало кто знал… но как-то
не обращали особого внимания. Есть такое село — и ладно.
Когда-то писатель Иван Катаев сказал:
«…Каждому из нас нужно обрести в своей стране какой-то особый отчий дом,
какую-то прижизненную привязанность, найти одно такое серьёзное и душевно-радостное
явление в жизни и с ним держать живую связь, никогда не выпускать из виду…»
Вы слышите? Каждому!!!
Но именно к Вихреву относятся в полной мере и эпиграф-двустишие Дмитрия Семеновского, и слова Ивана Катаева.
Потому что именно для Вихрева «отчим домом» в смысле душевно-радостной нравственной опоры, питавшей своими соками его творчество, стал Палех.
Ефим Фёдорович Вихрев родился 10 апреля 1901 года в городке Шуя — сейчас это город в Ивановской области, примерно в двух сотнях километров севернее Москвы (ну, если смотреть ширОты, то широта Шуи на 120 км «выше» московской параллели, а если «строго» по прямой — 270 км на северо-восток от Москвы).
В семье поддерживалось уважительное отношение к труду — и к людям труда! — поощрялась любовь к книге.
Отец маленького Ефима, занимая незаметную должность письмоводителя у мирового судьи, в свободное от службы время рисовал, мастерил — хотя художником не был. Но врождённое русское (скажем шире — славянское!) эстетическое чувство давало о себе знать, в полную силу развернувшись в детях.
Старший брат Ефима — Василий Вихрев — стал учёным. А младший, Николай Вихрев, художником.
Грянула Великая Октябрьская революция, которую сейчас некоторые приближённые к особым политическим кругам историки пытаются представить «случайным» явлением, чуть ли не дворцовым переворотом вроде «оранжевой революции». Господа не привыкли зрить в корень — зато привыкли звенеть кошельком. Ну да бог с ними.
…Так вот, грянула революция. Ефиму Вихреву, будущему писателю, всего 16 лет.
Он учится в шуйской гимназии — да-да, той самой, где обучался до него поэт-символист К. Бальмонт...
Кстати, Бальмонт приезжал в Шую и посетил гимназию. Вихрев читал тогда свои стихи — напоминающие бальмонтовские — и, естественно, получил одобрение признанного поэта. Но революционная буря заставила многое переосмыслить — и в жизни, и в искусстве…
Вихрев страстно и самозабвенно трудится — ходит по деревням, проводит собрания, вовлекает молодёжь в строительство Новой, народной, власти.
Буря новой жизни захватила его всецело!
Когда в октябре 1919-го из Иваново пришла телеграмма о мобилизации комсомольцев и коммунистов на фронт, Вихрев записался добровольцем в числе первых.
Скоро он напишет об этом огненном времени:
«…Мы летели через столетия По равнинам, буграм, снегам,
Неумытые, неодетые, К неизведанным берегам…»
Вихрев успевает делать гору дел — работает в радиотелеграфе и в политотделе 9-й армии, на время становится первым секретарём Донского комитета РКСМ, но главным образом работает в газете.
Опыт у него уже есть (уездная газета «Новый путь» в Шуе), но именно во фронтовой печати Дона и Кубани зреет его мастерство журналиста и писателя.
Неслучайная параллель: одно время на Кубани Вихрев работает под руководством своего земляка, Фурманова — будущего автора «Чапаева».
Кстати, образ Фурманова Ефим Вихрев изобразил в рассказе «Освобождение раба».
Как только позволила жизнь, Вихрев возобновил прерванное гражданской войной образование.
Он знал наизусть всё самое лучшее в русской поэзии, легко цитировал Вергилия и хорошо знал живопись, особенно любил полотна Рембрандта и Микеланджело. С 1925-го Вихрев жил в Москве, но часто приезжал в Иваново, Шую, Палех.
Родина манила его, звала…
Вихрев печатается на страницах ивановских изданий, а в Москве работает в журнале «Город и деревня», затем в издательстве «Недра». Одно время даже выполняет обязанности директора Музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне.
Вихрев привлекает в журнал самых разных авторов — Михаила Пришвина и Сергея Есенина, Н. Асеева, А. Жарова, А. Толстого и многих других.
Печатается и сам — в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Красная новь», «Рост».
Основную задачу искусства Ефим Вихрев видит в том, чтобы помогать созиданию будущего, как «прекрасной композиции социализма».
Сейчас нам просто судить предшественников — мол, и социализм построили не такой, и «прекрасной композиции» не получилось…
Но, согласитесь, устремления были светлые, чистые!.. Не чета нынешнему двуличному «бюрократическому капитализму», поднаторевшему не хуже древних римлян в двойных стандартах и лживой морали политиков.
Известность Вихреву принесла книга «Палех», которая вышла в свет в 1930 году.
А всенародное признание Палеху принёс, наверное, сам Вихрев этой книгой!
Последние годы жизни Вихрев работал над циклом новелл «Родники», что появилась в Ивановском областном издательстве (1936 год).
В этой книге — лирическая стихия, «чистые родники жизни», к которым он прикоснулся в детстве…
Вихреву здесь в полной мере удалось передать своеобразие детского
вИдения мира — красочного, непосредственно, поэтичного…
Кто не верит мне — пусть прочитает «Родники»!
...Путь Вихрева оборвался рано.
Для журнала «Наши достижения» Вихрев готовил очерк о современном Палехе.
Приехав туда, он простудился… и 2 января 1935 года умер.
При жизни он говорил:
«Нет ничего выше и прекраснее творчества… И нет большего наслаждения,
чем сгореть в высоком творческом огне».
Он и сгорел в этом высоком огне…
По настоянию художников прах Вихрева был похоронен в центре села Палех —
перед самой оградой Крестовоздвиженского храма, где позже появилась
музейная экспозиция искусства старого Палеха. На памятнике надпись:
«Ефим Вихрев писатель, рождённый революцией, сын пролетарской партии,
вдохновенный трибун Палеха и народного искусства»
И ниже пушкинские строки:
«В тёмной могиле почил художников друг…»
для очерка использованы
литературные источники,
биографические материалы,
энциклопедия...
Никаких выдумок,
только факты
Свидетельство о публикации №118071806549