Сказание о селе Юрловка часть четвёртая
Ч А С Т Ь Ч Е Т В Е Р Т А Я
Жизнь в селе шла своим чередом.
В 1850 году крестьяне"однодворцы"
села Юрловка совместно с
однодворцами д.Иевлевка
составляли большую часть
населения,более 40 %.
После отмены крепостного права
в 1861 году,
из среды крестьян"однодворцев"
стали выделяться "зажиточные
крестьяне,в простонародии назывались "кулаками."
С постоянными неурожаями,
многие помещики сдавали в аренду
свою землю или перепродавали
другим землевладельцам.
Почти каждый клочек земли в
с.Юрловка имел своего хозяина.
До сих пор в селе можно встретить
название проулков и переулков,улиц
имевших название прежних
землевладельцев,оставшихся
с времён волостного правления.
От центральной части села и до
фермы,улица носила название _
"Струйский конец,"названная нашими
предками в честь землевладельцев по
фамилии Струйские."
Другая часть села под названием в
простонародии "Черемшан,"
проходила от центральной части
с.Юрловка до конца села,в сторону
д.Иевлевки.
Многие жители считают,
что переулок получил своё название
от многочисленно растущей по берегам
на речке черемухи.
Но это далеко не так.
Многие помещики на купленных
землях в с.Юрловка завозили
крестьян из своих родовых вотчин с
симбирской губернии.
Данная земля в Черемшане
принадлежала крупному
землевладельцу по фамилии
Мотовилов.
Река"Черемшан" является крупным
притоком реки Волги,протекает в
мелекесском районе.
Именно в той части реки находилось
родовое поместье богатого дворянского
рода Мотовиловых.
Что в переводе означает "Черемшан."
Википедия приоткрыла мне
завесу значения данного слова.
"Черемшан" _
река в России,протекающая в
республике Татарстан.
В 1741 году основана Черемшанская
крепость,укреплена линией
заселёнными пахотными крестьянами.
Черемшан _
по татарски _ "Чирмешэн"
результат добавления к корню
Чирмеш _(черемша _ древнее
название марийца).
На тюркском "Черемшан" означает
"Чёрный лес."
Есть и другой перевод данного
слова _
"Черем" _ луг;
"Шан" _ засыхать;
Ещё одно значение; _
"Черемшан" _ сарматская река;
На иранском языке Черемшан
звучит,как "Джарамсан","течь,
текучая,проточная".
Я предполагаю,что данное название
Черемшана в селе Юрловка связяно
с речкой Эмбелейкой,и с местностью
рельефа в данной части села.
Не один раз бабушка моего мужа
Таисия Ивановна Алашеева(1900г.р)
упоминала в своих рассказах про село
ЮРЛОВКУ,и речку Эмбелейку,как
некогда полноводную,широкую с
крутыми берегами речку.
Припоминается и мне,что
первоначальное русло речки было
намного шире,чем сейчас.
По весне Эмбелейка разливалась
широко и привольно,с грохотом
неслись льдины,сметая всё на своём
пути.
Село Юрловка с начала образования
считается исконным русским
селением.
Но нужно вспомнить и о том,что
в помещичьем владении находились
крестьяне разных национальностей,
возможно кому то из них,речка
Эмбелейка напомнила родной
Черемшан,
название с лёгкой подачи прижилось.
Что кроется за настоящей историей
образования села,
останется неразгаданной тайной в
веках.
Землевладельцами в с.Юрловка
являлись дворянские роды "Ивановых","Тецких."
"Дворянчики", _
само название говорит за себя.
В начальной части села,перед
вьездом в село Юрловка со стороны
р.п. Базарный Сызган проживали
крестьяне" однодворцы.
"Крестьяне "однодворцы"
относились к разряду вольных
гос.крестьян.
Вели свободную торговлю,являлись
людьми служилыми.
Во многих крупных населенных
пунктах,также в Карсуне до
Симбирска проходили ежегодно
большие ярмарки.
В Карсуне,в начале июня ярмарка
проходила для более богатого
населения,в июле для среднего и
бедного сословия граждан.
На таких ярмарках можно было купить
все _
"Начиная с мелочи по
хозяйству,также продать излишки
своей собственной продукции."
В метрических книгах Симбирской
духовной консистории сохранились
записи о многих из крестьян "однодворцев."
Самой распространённой в те времена
являлась фамилия "Алашеевы."
В метрических записях многие
"однодворцы" Алашеевы принадлежали
к дворянскому сословию,имели
звание,являлись верхушкой среди
крестьян "однодворцев."
Часто в метрических книгах можно
встретить фамилию "Юхтины",редко
Казаковых,Борисовых."
Дворянчики являлись самой большой
частью села Юрловка.
В те времена многие крестьяне в "дворянчиках" селились ближе к
речке.
В 1913 году с.Юрловка вместе
с"однодворцами " составляла 1019
жителей.
Во времена советской власти,многие
семьи из"дворянчиков" пересились в
центральную часть села или ближе к
центру.
Во все времена в с.Юрловка
случались стихийные бедствия.
Пожары в летнее время были не
редким явлением для села Юрловка.
В "Дворянчиких",начиная со дня
образования села,и до сих пор в
летнее время от огня сгорают целые
улицы.В настоящее время в "Дворянчиках" проживает небольшое
количество людей,среди них
и переселенцы из Кыргызстана.
До наших дней в селе Юрловка
сохранился проулок,возникший
спонтанно по фамилии живших людей.
"Бачмановы,довольно редкая фамилия
длля села.
По воспоминаниям старожила
с.Юрловка Анны Васильевны Гришиной _
"Семья Бачмановых " жила на горе.
Семья была большой,крепкой,
зажиточной.
Работали много,одевались гораздо
лучше других.Имели хорошую
обувку,одежду."
С восьмидесятых годов двадцатого
столетия данный проулок в
простонародии больше называют "Чугуновский",по фамилии сельчан
живущих на горе.
Каждая часть села Юрловка хранит
множество тайн и историй,канувших в
эпоху столетий.Но порою,кто то из
старожилов села вспомнит о прежних
временах,о какой нибудь интересной
истории,рассказанной ему своими
родителями в былые времена.
Жаль,что таких людей остаётся с
каждым годом меньше.
Каждому юрловчанину с детства
хорошо знакомо название "
Самодуровка".
Проживал в девятнадцатом столетии в
нашем селе помещик,по фамилии
Самодуров.
Поместье барина Самодурова
простиралось от лесного массива с
восточной стороны пос.Патрикеево,до
границы начала села Юрловка.
По воспоминаниям старожила
с.Юрловка Антонины Ивановны
Шеяновой,1928 г.р. _
"Моя мама работала в поместье
барина Самодурова.
О барине рассказывали различные
истории,но его в глаза никто и
никогда не видел.
За старой животноводческой фермой
находился дом барина Самодурова.
Дом был большой,с многочисленными
постройками.
Вокруг дома был разбит большой
фруктовый сад.
Во владении барина Самодурова
находилось большое количество
земельных угодий.Все поля были
засеяны многочисленными
культурами.В хозяйстве барина было
много слуг,но рабочих рук не
хватало.Приходилось нанимать
работников у других помещиков.
В поместье барина было множество
дойных коров,молодняка,кур,
индюшек,гусей.
На речке можно было увидеть
большое количество птицы.
На сочных плодородных лугах паслась
отара овец.
На пруду у барина Самодурова
имелась своя мельница.
Норов барин имел крутой,много
дурил.Возможно и фамилию получил
такую.До наших дней сохранилась
прелюбопытная исторя из жизни
барина Самодурова.
Было это на самом деле или история
была немного приукрашена, никто не
знает.
Дело было летом.Приехал барин с
друзьями _ помещиками в своё
имение.
Попировали на славу.Захотелось
барину удивить чем то таким
необычным своих товарищей.Крикнул
он управляющему,чтобы тот
приготовил сани.Управляющий
удивился,но приказа не посмел
ослушаться.Запряг барин своих
крепостных в сани,погонял их
кнутом,чтобы резво бежали.
Друзья конечно удивились
необычному развлечению,но виду не
показали.Как долго жил в нашем
селе барин Самодуров,об этом никто
не знает.В памяти народа осталась
быль на все времена.С тех пор
небольшая часть села за речкой
Эмбелейкой стала называться
"Самодуровкой",по фамилии прежнего
владельца.
В советские времена в Самодуровке
было более двадцати восьми дворов.
В прежние времена крыши домов,бани
крылись соломой.Достаточно было
маленькой искры,чтобы Самодуровка
заполыхала вся.
Самодуровка горела несколько раз,но
каждый раз жители отстраивались
заново не покидая обжитых мест.
Из за отсутствия в зимнее время
дорог,многие жители перебрались на
постоянное местожительство в
с.Юрловку.
Что случилось с бариным
Самодуровым _
Увы,история об этом умалчивает;
К тридцатым годам двадцатого
столетия,
от поместья барина оставался
небольшой остов мельницы на речке
Эмбелейке,дом за старой конюшней и
название части села под названием
"Самодуровка."
Свидетельство о публикации №118071803691