Свободное рондо на тему Подлинный русский балет

В данном произведении описаны реальные исторические события и личности принимавшие в них участие.

Рефрен.
Знаток подмостков театральных,
Художественных, музыкальных
Аспектов профессионал.
Кумиром очень многих стал…
Он в людях вызвал бури чувств,
Великий деятель искусств!
Антрепренёр и рецензент,
Известность получил в момент.
Для творчества открыв просторы,
Внимал деяньям Терпсихоры.
Как будто она рядом шла
И в нём наследника нашла.
Блажен тот муж, что в «мыслях скромных»
Добился сам высот огромных
И видел славы апогей.
Всё это – Дягилев Сергей.

Сто сорок пять минуло лет,
Как появился он на свет.
Сто десять лет прошло с тех пор,
Как покорил Парижский двор,
Открыв в нём «Русские сезоны»,
Установив свои каноны.
А публика и рецензенты
Ему «бросали» комплименты.
Ещё один его талант…
Сергей - прекрасный музыкант.
Он обладал тончайшим вкусом,
В работе - это было плюсом.
Процесс идет из года в год,
Но мысль его одна гнетёт…

«Подлинный русский» поставить балет,
Аналогов в мире которому - нет.
Так возникает «Жар – птицы» идея.
И, на руках либретто имея,
Дягилев Лядову писать предложил,
Но Анатолий балет отложил.
В девятом году. В январе, если точно,
Стравинского музыку слушал, и срочно
Решил познакомиться с юным талантом.
Совпало. Общались с одним музыкантом…

И встретиться в ближайший срок
Им Римский – Корсаков помог.
Антрепренёр в восторге был,
Сотрудничество предложил…
Согласен Игорь. В этот раз
Сергея выполнен заказ.

Эпизод 1.
Балет «Жар – птица» завершили
И сразу ставить поспешили.
Премьера - в парижском «Гранд – опера»,
Где был высший свет и «акулы – пера».
Триумф!!! Как писали потом рецензенты,
В статьях представляя свои аргументы,
«Жар – птица» балет откровеньем им стал!
Всемирную славу Стравинскому дал.
Полный архаики образ искрится,
Сияет своим опереньем Жар – птица.
Таинственный сумрак волшебного сада…
Фольклорность пленяет, для слуха отрада.
Русские мифы, фантастика, сказка,
Яркость героев, тональная краска,
Мелодии свет, широта и полёт
И время бежит, а не просто идёт.

Рефрен.
Сергей собрал артистов в группу
И создал собственную труппу.
Игорь вошёл в его «Русский балет»
И с ними работал почти двадцать лет.
Хореографы: Фокин, Нижинская, Мясин,
Лифарь и Нижинский…балет был прекрасен!
Художники: Бакст, Головин, Бенуа
И Рерих – трудились с Сергеем тогда.
Знакомы они были с давних времён,
Когда «Мир искусства» был объединён.

Рабочий с Игорем дуэт
Основой новых стал побед.
Тандем их быстро развивался
И в дружбу преобразовался.
Есть переписка в подтвержденье,
Когда Стравинский в обращенье
Его Серёжей называл
И в мыслях братски целовал.
Сергей ответа не искал
И «дорогой мой» нарекал.
До слёз растроган силой чувств
В письме том деятель искусств.
Одиннадцатый год пришёл,
Сезон с ним новый подошёл.
Триумф блистательный опять,
Что можно тут ещё сказать?..

Эпизод 2.
И Величайшим из творений
На тот момент, в чём нет сомнений,
«Петрушка» Игоря предстал
И поднялся на пьедестал.
«Петрушка» вечный и несчастный,
Игрушечный плясун ужасный,
Герой всех ярмарок и стран,
Он словно корчится от ран!
Арпеджио дьявольских каскады
Подобны звукам канонады.
Оркестр фанфарами гремит
И «душу» образа томит.
С хореографией проблема,
Пред Фокиным встаёт дилемма,
Чем образ куклы «напитать»
Чтоб он не мог пластичным стать?
Чтоб выражалась механичность
И угловатость, динамичность…

Па-де-де, вариации, фиоритуры,
Другие балетные формы, фигуры -
Всё это отвергли, в «Петрушке» - их нет!
Здесь драматический правит сюжет.
И новый эффект в глубине открывался,
Которого Дягилев так добивался…
Взаимодополненность в ряде моментов,
Здесь синтез искусств и его компонентов.

Рефрен.
Грядёт «Священная весна».
Она архаики полна.
Обряды, жертвоприношенье,
Мистерии проникновенье.
Язычество, старинный быт
И человек в конце убит.
Работа сложная идёт
И Дягилев наказ даёт,
Чтоб Игорь Байрет посетил
И «Парсифаля» «поглотил»,
Что Рихард Вагнер написал.
Стравинский спорить с ним не стал.


Эпизод 3.
«Весна священная» - балет
Не сразу покорил весь свет.
Свист, шиканье и громкий смех -
То был провал, а не успех.
И только год спустя «Весна»
Оваций шквал взяла сполна.
То был концертный вариант
И выступил он как гарант,
Что и балет триумф возьмёт
И каждый смысл его поймёт.

Стравинским написано много балетов
Любителям музыки и для эстетов.
Но эти, в «Триаду великих» внесли,
Они ему славу и «спрос» принесли.
Не только ему, но ещё и «Серёже».
В них общего много, балеты похожи.
Архаика темы, мотивы фольклора,
Образов ясность, контрастность, опора
На русский, «широкой» души, колорит,
Оркестр многочислен и тембром пестрит.

Рефрен.
Знаток подмостков театральных,
Художественных, музыкальных
Аспектов профессионал.
Кумиром очень многих стал…
Он в людях вызвал бури чувств,
Великий деятель искусств!
Антрепренёр и рецензент,
Известность получил в момент.
Для творчества открыв просторы,
Внимал деяньям Терпсихоры.
Как будто, она рядом шла
И в нём наследника нашла.
Блажен тот муж, что в «мыслях скромных»
Добился сам высот огромных
И видел славы апогей.
Был это – Дягилев Сергей.


Рецензии