О творчестве Владимир Шмаков
«Основы пневматологии» стр.65
В чём же состоит человеческое творчество?
Его элементы, т. е. материал, даются ему внешним миром, точно также и общие направляющие основы закономерности творчества являются данностями, приходящими
извне его сознательной воли.
Вся его задача сводится лишь к созданию системы, всегда более или менее индивидуальной. Именно в этой индивидуальности и заключается вся ценность творчества с точки зрения абсолютной, только в этом его творчество является действительно новым, самобытным, впервые возникающим в мире.
Объективированием своего индивидуального начала в творчестве человек выявляет из недр Нирваны новый модус Самосозерцания Брахмана.
Этим всякое творчество и приобретает принципиальную ценность, независимо от того, сколь оно велико или мало. Но было бы крайне нелепо ограничивать творчество интеллектом. Более того, здесь оно менее субъективно и индивидуально.
Только в трагедии целостного существования и реализуется самобытность человека во всей его многокрасочности. Эту идею и выражает начало Прометея, а во всём своём величии она раскрывается в Богосыновстве, провозглашённом Христом. В нашем аспекте Богосыновство воспринимается как сопричастность всякого индивидуального начала Божеству и оправдание трагедии как реального творчества.
Итак, трагедия есть творчество, и всякое творчество есть трагедия...
"Пневматология" СТР.63 - «воля есть узел, связующий человека с высшими силами...
сокровенная искра, таящаяся в нас и могущая учиниться солнечным светом. Всё зависит от хотения».
Стр.603 – « истинный роман тем и отличен от протокола, что в нём пред глазами читателя предстают не механически связанные цепи фактов, а живые люди, течения и события. Чем выше дарование автора, тем более живы его Герои, они не только являются характерными и верными образами, но и воплощениями действительно существующих устремлений и вибраций человеческой души, они близки, понятны не только по их словам и поступкам, но и по всей внутренней и живой своей природе. Более того, богатство и необычность фабулы, равно как и роскошь окружающей героев обстановки играют сравнительно весьма второстепенную роль.
Великие литературные произведения, их действенность и вечная ценность созидаются исключительно глубиною психического анализа, внедрения в сущность переживаемого.
Самые, казалось бы, простые переживания в самой повседневной внешней обстановке в руках великого мастера раскрывают неисчерпаемую глубину и всецело захватывают читателя.
С другой стороны, литературное произведение только тогда имеет действительно мощное влияние на людей, когда автор действует на читателя по пластическим законам...
Не сила монадного убеждения, не яркость красок и форм сопрягают автора с читателем, но унисонность вибраций и устремлений. Именно уменьем вызвать и укрепить соответствующее настроение, создать динамическое между переживаниями героев романа и переживаниями читателя и определяется сила и культурная ценность литературного произведения.
По мере возрастания пластической составляющей в литературном произведении оно переходит из прозы в поэзию, где промежуточными ступенями являются стихи в прозе и белый стих. При одинаковой справедливости всего только что сказанного для поэзии и для прозы первая отличается от второй отличием чисто пластического элемента - ритма.
По мере того, как словесное изложение в самой своей технике начинает отображать со всё большей силой пластичность, её динамизм и текучесть, она и переходит в поэзию.
Если законом сочетания слов в прозаическом периоде служит иерархический распорядок и красота соотношений частей, то в произведениях поэзии такое же основоположное значение имеет динамическая текучесть речи и гармоничность вибраций следующих друг за другом звуков...
Всякий ритм сам по себе есть могучая действенная сила, ибо он непосредственно потрясает человеческую душу и вызывает в ней ответные устремления.
Поэтическое произведение тогда является действительно великим, когда оно равно совершенно и в монадности, и в пластичности, когда оно вместе с глубиной монадного смысла и красотою чередующихся форм наделено также и мощной глубиной ритма…
стр. 603
Владимир Алексеевич Шмаков, сын известного юриста, родился в Москве в апреле 1887 г., был хорошо знаком с П.Флоренским.
Известно, что он эмигрировал из России в 1924 вместе с семьей в Германию, затем в Прагу, а оттуда в Аргентину, где и закончился его жизненный путь в 1929 году, он болел туберкулёзом.
Владимир Шмаков создал собственную концепцию эзотерической философии, назвав ее "пневматологией". В ней делается попытка синтеза, теософская по своему существу, философии, науки, каббалы, религии и архаического мифопоэтического знания.
Изданные труды В.А Шмакова:
1. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. — Киев: София, 1993 (первое издание — М., 1916)
2. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления Духа. — Киев: София, 1994 (первое издание — М., 1922)
Свидетельство о публикации №118071100819