О творчестве Владимир Шмаков

Владимир Шмаков

 «Основы пневматологии»   стр.65


   В чём же состоит человеческое творчество?
 Его элементы, т. е. материал, даются ему внешним миром, точно также и общие направляющие основы закономерности творчества являются данностями, приходящими
извне его сознательной воли.
   Вся его задача сводится лишь к созданию системы, всегда более или менее индивидуальной. Именно в этой индивидуальности и заключается вся  ценность творчества с точки зрения абсолютной, только в этом его творчество является действительно новым, самобытным, впервые возникающим в мире.
    Объективированием своего индивидуального начала в творчестве человек выявляет из недр Нирваны новый модус Самосозерцания Брахмана.
    Этим всякое творчество и приобретает принципиальную ценность, независимо от того, сколь оно велико или мало. Но было бы крайне нелепо ограничивать творчество интеллектом. Более того, здесь оно менее субъективно и индивидуально.
    Только в трагедии целостного существования и реализуется самобытность человека во всей его многокрасочности. Эту идею и выражает начало Прометея, а во всём своём величии она раскрывается в Богосыновстве, провозглашённом Христом. В нашем аспекте Богосыновство воспринимается как сопричастность всякого индивидуального начала Божеству и оправдание трагедии как реального творчества.
Итак, трагедия есть творчество, и всякое творчество есть трагедия...
 
   "Пневматология"  СТР.63 -  «воля есть узел, связующий человека с высшими силами...
        сокровенная искра, таящаяся в нас и могущая учиниться солнечным светом. Всё зависит от хотения».

      Стр.603 – « истинный роман тем и отличен от протокола, что в нём пред глазами читателя предстают не механически связанные цепи фактов, а живые люди, течения и события. Чем выше дарование автора, тем более живы его Герои, они не только являются характерными и верными образами, но и воплощениями действительно существующих устремлений и вибраций человеческой души, они близки, понятны не только  по их словам и поступкам, но и по всей внутренней и живой своей природе. Более того, богатство и необычность фабулы, равно как и роскошь окружающей героев обстановки играют сравнительно весьма второстепенную роль.
   Великие литературные произведения, их действенность и вечная ценность созидаются исключительно глубиною психического анализа, внедрения в сущность переживаемого.
   Самые, казалось бы, простые переживания в самой повседневной внешней обстановке в руках великого мастера раскрывают неисчерпаемую глубину и всецело захватывают читателя.
    С другой стороны, литературное произведение только тогда имеет  действительно мощное влияние на людей, когда автор  действует на читателя по пластическим законам...
 
  Не сила монадного  убеждения, не  яркость красок и форм  сопрягают  автора с читателем,  но унисонность  вибраций и устремлений. Именно уменьем вызвать и укрепить соответствующее настроение, создать динамическое между переживаниями героев романа и переживаниями читателя  и определяется сила и культурная ценность литературного произведения.
   По мере возрастания пластической составляющей в литературном произведении оно переходит из прозы в поэзию, где промежуточными ступенями являются  стихи в прозе и белый стих. При одинаковой справедливости всего только что сказанного  для поэзии и для прозы первая отличается от второй отличием чисто  пластического элемента - ритма.
   По мере того, как словесное изложение  в самой своей технике начинает отображать со всё большей силой пластичность, её динамизм и текучесть, она и переходит в поэзию.
    Если законом сочетания слов в прозаическом периоде служит иерархический распорядок и красота соотношений частей, то в произведениях поэзии такое же основоположное значение имеет динамическая текучесть речи и гармоничность вибраций следующих друг за другом звуков...
   Всякий ритм сам по себе есть могучая действенная сила, ибо он непосредственно  потрясает человеческую душу и вызывает в ней ответные устремления.
   Поэтическое произведение тогда является  действительно великим, когда оно равно совершенно и в монадности, и в пластичности, когда оно вместе с глубиной монадного  смысла и красотою чередующихся форм наделено также и мощной глубиной ритма…
                стр. 603


   Владимир Алексеевич Шмаков, сын известного юриста,  родился в Москве в апреле 1887 г., был хорошо знаком с П.Флоренским. 
  Известно, что  он  эмигрировал из России в 1924 вместе с семьей в Германию, затем в Прагу, а оттуда в Аргентину, где и закончился его жизненный путь в 1929 году, он болел туберкулёзом.
  Владимир Шмаков создал собственную концепцию эзотерической философии, назвав ее "пневматологией". В ней делается попытка синтеза, теософская по своему существу, философии, науки, каббалы, религии и архаического мифопоэтического знания.
 
Изданные труды В.А Шмакова:

1. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. — Киев: София, 1993 (первое издание — М., 1916)

2. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления Духа. — Киев: София, 1994 (первое издание — М., 1922) 
               

               
 


Рецензии