Стихотворение месяца-65 - Обзор Николая Максикова

Здравствуйте, коллеги!
Лето. Отпуск. Несусветное пекло. Конкурс. Жюри. Простите, если что.

1.«Депрессия»
 .
За что? Зачем? Какого?.. Несуразное,
тягучее накрыло настроение.
Сижу один (а вдруг оно заразное?).
Откуда? Не имею представления.
 .
На улице весна цветёт сиренями,
а ночью соловьи... Но вот, поди же ты!
Ругательства шепчу без выражения,
гляжу на этот мир лимоном выжатым.
 .
Закачивая градусы в утробу, я
стараюсь не утратить равновесия.
С утра я всё, что в баре было, пробую,
но не желает отступать депрессия.
 .
Она внутри, как молоко сгущённое,
ни крови и ни спирту не подвластное.
Оно как ночь, беззвёздная и чёрная.
Оно как злость, бездушная и красная.
 .
Замученный, теряющий сознание,
а, может, побеждённый крепким градусом,
проваливаюсь в центр мироздания
и разлетаюсь первозданным хаосом...
*****
Автор, по ощущению,  технически способен на большее. Интересно звучит: «поди же ты – выжатым», «в утробу, я – пробую». Но вот в четвёртом катрене мы наблюдаем трансформацию местоимения «она»      (депрессия) в «оно». В последней строфе третья строчка укорочена на один слог. И это уже грубо.
Тема автором выбрана не из приятных: каждому присуще бороться с этим известным внутренним состоянием. Стоит ли его воспевать? Или воспевать такой способ борьбы, как алкоголь? Хватит, трезветь пора и бороться «пером и шпагой» за лучшую жизнь. Иначе депрессия задушит нас всех. Поводов предостаточно. Поэт, не первым ли среди борцов должен быть?
3-3

2. «Одиночество»
 
Тишина укутывает в пуховое одеяло,
она давит - так, что не выдохнуть, не вздохнуть.
Отрывала от сердца, старательно отрывала,
...каждый должен пройти свой путь...
 
Одиночество прячется в маках и олеандрах,
застилает жасминовым цветом глаза.
...Беззащитные души не спрятать в скафандрах,
неокрепших птенцов вечно прятать нельзя.
 
Тишина давит временем, тянущимся как резина,
Когда ты хозяйка часам, то часы не нужны. 
Одиночество смачно засасывает в болотную тину.
Забирает надежду и добрые теплые сны. 
*****
В технике – без изысков. Но ровно. Тема – острая. Мне показалось, что она по-своему  раскрыта.
4-5

3. «Шишок»

Подруга пишет мне по электронной почте,
что лето проведёт в дому в деревне Бор,
что поезд, как всегда, уедет поздно ночью,
преодолеть к утру пространство и простор.

И я бы так хотел: вернуться в пятистенок,
на озеро пойти, прилечь на бережок,
да оку не видать и зуб неймёт, но денно
и нощно этот дом Шишок наш бережёт.

Отходчивый Шишок простит тебе обиду,
что зиму коротать он вынужден один,
что ты, едва зайдёшь, сметаешь паутину
и выметаешь пыль - перо его перин.

Прошу тебя, Шишок, будь к дому благосклонен,
храни его покой от сглаза и тоски.
Когда-то дому был хранитель - Белый Слоник,
а нынче ты, Шишок, до гробовой доски.
*****
Мне стихотворение про домового понравилось. Может быть, стоит добавить глубины, остроты? От одного катрена плюсом произведение не стало бы длинным и нудным. Хорошая тема. В строке «преодолеть к утру пространство и простор» говорится об одном и том же. Автор имел в виду время и пространство, видимо.
4-4


4. «Сотворение»
 
Я сумел сотворить мир:
вроде как ничего вышло.
Океаны, моря влил
в пустоту и расцвёл вишней.
 
Этот сад назовут рай,
этот мир зазвенит песней
всех щеглов и синиц. Рад
я теперь. Отдохну, если,
мой последний верша труд —
не получится, ну что же:
пусть меня на куски рвут —
я раскрашу пигмент кожи.
*****
Стихотворение интересное. Проглядывается блеск дорогого камня, но огранки и-или оправы ему ещё в полной мере не сделано. Как дерзко и многообещающе звучит первая строка! Но…Три первых слова второй строки – разговорная речь, автология какая-то. В первой строфе есть и более серьёзная ошибка: «Я………….расцвёл вишней». Не мир, а по тексту именно ЛГ! Песня «всех щеглов и синиц» - хорошо, что называются конкретные птицы, но есть певцы и более талантливые в птичьем царстве. И вот это «всех» как втычок здесь выглядит.  Строки: «Отдохну, если,
мой последний верша труд —
не получится, ну что же:» - экспрессивно, но тут какая-то абракадабра. И что за последний труд? Это о чём?  Две последние строки звучат с самопожертвенным пафосом, выразительно, ярко, но … зачем горЕ рожать мышь? Всего-то и смысла накапало, что раскрасить пигмент?
5-3


5. «Если встретились...»

Если встретились, значит, знали -
Друг без друга уже не сможем
В городах одиноких зданий,
Одинаковых лиц прохожих;

В городах голубей и хлеба,
Где на улицах снова праздник
Отменён, потому что с неба
Не упала звезда ни разу.

Если встретились, значит, с верхом
В душах нажито совпадений.
Смотришь: чувства на каждой сверке
Без конца высотой редеют.

И не важно, какими были.
Меркнет золото колоколен.
Будто слон, потерявший бивни,
Дождь беспомощно замер в клёнах.

Так приходит пора апатий
От потерь, суеты и страха
В городах, где живут — не ради,
А за что-то — по ценам праха;

В городах, где и вёсен вдоволь
И над ними — бесцветных мошек.
Если встретились, значит, вдвое
Стала больше вселенной площадь.
*****
Про «каждую сверку чувств» я не понял. С каким эталоном и в какой периодичности это надо делать? Вот я уже немало прожил, но до сих пор полагаю, что чувствовать надо по-своему, индивидуально.
Но рискну предположить, что у автора есть какое-то своё на это объяснение. Все же написано поэтично весьма, поэтому:
5-5

6. «***»

это было
навскидку не так давно -
страсти всполох,
бессвязный мотив поступков.
словно кадром
застыло немым кино,
в удивленьи
над странным сюжетом глупым.
помнишь бусы?
нанизывал сам на нить.
как слезинки
мерцают сейчас как-будто.
мы мечтали
так долго друг-с-другом жить -
сто столетий
и может еще минутку.
улыбаясь,
за нами следила ночь,
стонов эхо
соседи устали слушать.
очень жалко, 
что память легла на дно
и под сердцем
тревожно и крайне душно.
разрешаю
чуть-чуть приходить во снах,
а иначе
вполне "сумасход" прописан.
перед богом
останусь тебе жена.
столько правил.
но смерть - непреложность истин...
*****
В целом удалось. Не люблю говорить про пунктуацию, но тут эти недостатки заметны. Сюжет прост, но раскрыта тема тонко.
4-4


7. «Молнии»

Контрреволюцию от ВЧК
Скрывает эта блузка с юбочкой
Раскрыть их планы - дело случая
Наводкой только сердца стук
В коммуне нашей цели спорные
Раз руки тянутся проворные -
Твоей цепной собаки молнии
Хотят украдкой расстегнуть

Подслушав мысли воздух сердится
Ругаясь, шепелявит деревцем
Мол, стебель есть, но нет лица
И дальше Ш-Ш-Ш-Ш без падежей
Врубив мигалки прямо у виска
Включают бесы светомузыку
Но в танцплощадку не сыграл пока
Хозяин верхних этажей

Дороги, в мраке растворенные
Дороги, в свете растворенные
Дороги, заново рожденные
Спеши / спасайся / убегай
Так грозны в небе эти сполохи,
Что землю травы тащат волоком
И по губам шифровкой коротко -
Моей руки не отпускай

В журнале лета чертят полосы
Твои растрепанные волосы
А на вершине гладиолуса
Застыла щепкой стрекоза
Намокшей курточкой сутулятся
В потоп спадающие улицы
И неразборчивы черты лица
Тебе смотрящего в глаза

В раскрытых окнах тучи пыжатся
Под ветром ветки пишут ижицы
Ты туфли сбрасываешь. Слышится
Небесных босоножек гром
И ты расстегиваешь молнии
  Смеясь, расстегиваешь молнии
    Сама расстегиваешь молнии
И проливаешься дождем
*****
Определённо, поэзия присутствует. Последняя строфа восхитила.
Но я не понял ничего в самом начале. Зачем тут ВЧК? Актуальность темы в это увязке сомнительна. Схема рифмовки понятна, а вот рифмы в полной мере, на мой взгляд, порой не заметны. «ВЧК-случая», «у виска-светомузыку», «сполохи-коротко» - вот такие примеры.
3-3


8. "Всё когда-то бывает в первый раз"

Жизнь, завязанная узлом на память,
Не забыть, не потерять.
Вчера ещё был на Каме,
Сегодня Волга опять.
А завтра Енисей, Днепр, Хуанхэ,
Чёрное море — лежишь на песке.
А волны — ближе, ближе. Главное не отступать.
Волны пятки лижут,
Колени лижут, спину лижут... Как хочется спать.
О чём это вы, мужчина?
Я вас не знаю.
Говорите на юге, говорите в мае.
Нет, не была... Возможно в июле.
Скажите, кто чувствами вечными "рулит",
Кто направляет? Кто осуждает?
Кто находит и кто теряет?
Кто завязывает узлы?
И почему небеса так злы?
А у нас в деревне была речка,
Маленькая такая.
Не помню, как её звали...
Она пропала в мае.
А может в июле? Может в сентябре?
Ночь на дворе.
Темно, времени не до нас.
Всё когда-то бывает в первый раз.
Завязываешь узел, чтобы не забыть,
И продолжаешь жить.
*****
Образно представилась описываемая картинка. Лёгкая леность, шум прибоя, мысли ни о чём и обо всём сразу. Неплохо.
4-4


9. "Мирное хозяйство"

Ночь ненужно звуками сон души нарушит,
Веткой сливы кряжистой крышу зацепив…
Чиркнут листья влажные, словно не к добру!
Мне кряхтеть не велено – человек семейный –
Внуки спят, тревожатся, младший просит пить.
Утренней ножовкой и молитвой искренней
Старую кормилицу поблагодарю…

Кто бы знал-посчитывал, сколько ведер чистого
И по-детски вкусного счастья принесло!
Было, и в дозорных, и назло «врагу»
Жёлтыми патронами – падалицей жёсткой –
Смело защищало «гнёздышко» в саду!

— По-людски, раскидистая, порешаю миром
И корней не трону, будешь дальше жить –
Комель мазью-варами залечу, побалую
И привью молоденьких, разноцветных слив.

Вроде, что тут нового… снегом запорошит
Старую историю про добро и зло.
Но… я точно знаю, мне в печи расскажут
Образами пламени чурочки фруктовые,
Что хозяйство в любящие руки перешло.
*****
Белый стих или верлибр. Но я впервые ставлю столь высокую оценку этому жанру, ибо воспето «мирное хозяйство» превосходно.
4-5



10. "Бритва Оккама"

                     Не нужно множить сущности без необходимости...

За окном плескались облака
Молнии мелькали и просветы,
Множились ненужные советы,
И гроза плясала гопака.
Надувались в лужах пузыри.
Колокол звенел, сражаясь с ветром,
Я читал тебе свои сонеты
О большой и радостной любви.

За окном отчаянный октябрь
Расставался с надоевшим летом.
В поисках утерянных ответов
Вдаль из порта уходил корабль.
Скрылся между небом и водой,
Tочкою он стал на горизонте,
Под дождем, укрывшись алым зонтом,
Просто целовались мы с тобой.

И не нужно спорить ни о чём,
И не стоит мудрствовать лукаво,
Жизнью нам дано святое право -
Выбор меж любовью и мечом.

Нет, не стоит спорить. Ни о чём.
*****
Не буду спорить и множить. В целом, неплохо.
4-4


11. "Последний глас"

Лежишь в постели, ждёшь конца...
шприцы  с лекарствами на блюде,
прощенье просишь у Творца,
а глас-то... мой последний будет...

Пол-года борешься с хандрой,
взгляд обречен, немного му'тен,
за здравье свечи жжешь горой,
но глас, увы, за мною будет...

Здоровье смолоду губил,
мешая хмель дурной в сосуде,
у тела отнял много сил
и приговором... мой глас будет...

Деревья высадил в саду,
взрастил детей, не бы'л зануден,
не скуп на сердца широту...
Мне жаль, что мой глас - крайним будет...

Мужик ты, в общем, не плохой,
есть, много хуже, в жизни люди...
Но время вышло... Ждёт покой...
Мой глас последний в полночь ...  ...
*****
Философский посыл понятен, технически выдержано. Не нравится подчёркнутая обречённость. Это мы и так знаем.
5-4


12.«Радостная весть».
 
В просторной гостиной удобная мебель,
Лежит на комоде семейный альбом.
А рядом фигурка- хрустальная лебедь.
В графине компот на столе голубом.
 
На снимках увидела лица родные
Листаю альбом с увлечением я
Забавные фотки, немного чудные.
И это моя дорогая семья.
 
Вот папа и мама, сестрёнки с мужьями
С племянницей милой, красоткой такой
Четыре племянника рядышком, с нами.
Возможно, сегодня родится шестой.
 
Семья в ожидании чуда большого.
Волнуемся сильно, что нет новостей.
Терпения я попросила у бога.
Пусть помощь окажет и март-чародей.
 
А ближе к обеду смирилась с судьбою.
Как вдруг телефонный раздался звонок.
Волнения все я стряхнула рукою.
Племянник родился в назначенный срок.
 
Мне время казалось таким бесконечным.
От радости хочется прыгать, летать.
И станет легко, одолеет беспечность.
Всем только хорошее буду желать.
*****
Стихотворение мне показалось очень личным. Особых изысков, приёмов в нем нет. Есть немало огрехов, мешающих восприятию. Например, последняя строфа:
1 строка – «казалось» - прошедшее время;
2 строка – «хочется» - настоящее время;
3 строка – станет, одолеет – будущее время.
А ведь смысл понимается в написанном так, что время(застывшее на фото) казалось бесконечным, от радости(тогда же) хотелось прыгать и летать, становилось легко и хотелось всем желать только самое хорошее.
3-4

13.  «Ты не нужен мне»

 Решить, что ты мне совсем не нужен.
                      Не думать, не звать, не ждать.
                                  Ольга Суханова. Из книги «Двойная сплошная».

Решила твёрдо: ты не нужен мне.
Под музыку твою плясать не буду.
Я стану независимой вполне.
Сниму с души камней тяжёлых груду.
     Мечтала я создать с тобой семью.
     Распределяла между нами роли.
     Но ты увидел звёздочку свою
     И вслед за ней умчался на гастроли.
И вырастет из звёздочки звезда.
Поклонники, как осы на варенье,
Прилипнут к ней, прельстят и вот тогда
К тебе придёт печальное прозренье.
     Прозреешь, возвратишься в край родной.
     Припомнишь дни, когда со мной был дружен.
     Придёшь ко мне с повинной головой,
     А я скажу: «Предатель мне не нужен».
Я разделю с другим мои мечты.
Надёжный муж и ласковые дети
Помогут мне забыть о том, как ты
Гонялся за звездою по планете.
*****
Мне это стихотворение, как и предыдущее, кажется глубоко личным. Как поэтично сказано в конце: «Гонялся за звездою по планете»… Увы, в самом стихотворении ярких метафор и изящных рифм не просматривается.
4-4


14. "По щучьему велению"

Найти бы щуку говорливую,
Чтоб как подруга, а не пленница,
Мне подарила жизнь счастливую
И дров приличную поленницу.

Чтоб печки дым в избу не хаживал,
Чтоб голос чистым был у кочета,
И стал я здесь персоной важною,
И делал все, что сердцу хочется.

На кой дворец и шпили острые,
И украшения со стразами,
Пусть все вокруг – как братья с сестрами,
Хоть на лицо немного разные.

Я ей налью водичку чистую,
И разукрашу дно каменьями,
И посажу на берег пристава,
И цепью с золотыми звеньями

Скую ту щуку говорливую,
Чтоб как подруга, а не пленница,
Мне все дарила жизнь счастливую…
Пускай работает, не ленится…
*****
Да, поддерживаю автора: даёшь каждому по умной рыбине!
5-5


15. "Деревенская лирика"

Луна заглянула в оконный проём
Давно потерявшего стёкла амбара,
Где несколько лет проживали втроём
Стареющий гном и мышиная пара:

Одна шебутная, второй заводной,
Они после снов о пшенице и просе
С утра занимались мышиной вознёй,
Считаясь экспертами в этом вопросе.

А гном по профессии был домовым,
Служил при дворе у Егора с Федорой,
Но стал в шестьдесят безработным, увы,
Когда деревенские съехали в город.

Без них кособочиться стала изба,
В пространство пустые глазницы тараща.
Где раньше под солнцем желтели хлеба,
Там нынче сомкнулась бурьянная чаща.

Вокруг необъятные дали. Эгееееей!..
Но нет мужиков, чтобы вспахивать поле.
У гнома – сезонные боли в ноге,
Он может вскопать огород, но не боле.

Оставшись без лакомых злаковых блюд,
Сидят на диете амбарные мыши...
Федора с Егором в райцентре живут,
Верней, выживают без помощи свыше.
*****
Хороший слог, образно, точно.
5-5


16. "Сон"

Пора бы спать – песок в глазах.
И полночь выстрелом в висок
Отправит в сон, не дав сказать:
«Дел недоделал миллион».

Мой разум чёрною дырой
Сквозь подсознанья лабиринт
В мир – интеграл повременной
Фантазий буйных, залетит.

А нынче путь совсем иной:
Все краски ярки, и светлы
Берёз стволы. Иду босой
В дом на опушке у ветлы…

Но пуст тот дом, в котором рос, -
Один я жив из тех, кто жил…
Чужим нездешним верный пёс
В ночном безмолвии бежит.

Без лая или скулежа
Сбивает с ног – нельзя домой:
Пожара вой, из окон жар,
И пламя бьётся под стрехой.
* * *
Приехал в детские края,
С утра отринув все дела:
Тепла угольями - земля,
Без листьев чёрная - ветла…
*****
Получилось неплохо. Немного претензий по отдельным рифмам. Например, висок-миллион? Еще знаю, что ветла растёт у рек и ручьёв, в лесу не встречал ни разу. А опушки бывают именно в лесу.
4-4


17. «С тобой»

С тобой, надёжным и любимым
Пойду и в горы, и в волну,
Всегда с тобой, 
Покуда пена не превратится в седину.
 
С тобой, прекрасной и желанной
Хочу всю жизнь пробыть в плену,
Всегда с тобой,
Неповторимой, и защищать тебя одну.
 
Тебе, такому молодому,
Но закалённому в бою,
Я подарю
Без размышлений, любовь и преданность свою.
 
Тебе, с которой буду счастлив,
Без обещаний, клятв и слов, 
Я подарю
Солёный берег и безграничную любовь.
***
Их внук, альбом листая старый,
Взглянул на фото прошлых лет:
 -Вот мне бы так!
Какая пара! И до сих пор им равных нет.
*****
Да, очень правильно раскрыта тема.
4-4


18. «У дантиста»
 
Эпиграф пророческий:
Шестёра не выдержит, дёрнет первой (Земфира).
 
 
Показало вскрытие старой пломбы,
Что хорей зеркалит гримасы ямба,
Что судьба интригу плетёт с апломбом,
А любовь внедряется без преамбул.
 
Обнажён канал, устремлённый к нерву.
Жмёт мышьяк, заложенный аккуратно.
Приговор шестёре пропела Зема.
Ближе старость. Далее – непечатно.
*****
Ну, какие там, под пломбой, хореи?! Да ещё интриги с любовью. Вот второй катрен точен и правдив.
4-3


19. Должны поэты…
 
Должны поэты умирать — 
Живой поэт не интересен.
Живым поэтам мир так тесен,
Что криком хочется кричать.
 
Должны поэты не стареть,
Заматеревши тиражами.
Лишь верным быть Прекрасной Даме,
Любовь не разменяв на медь.
 
Должны поэты не писать,
Когда в душе погасли свечи,
Оставшись в качестве предтечи,
Для тех, кто может продолжать.
Ведь если нечего сказать —
Лишь смерть их может оправдать.
*****
Слишком просто у автора о поэтах. И концовка невыразительная при столь серьёзной начальной заявке. Глагольные рифмы – не порок, но пусть их будет поменьше.
3-3


20. «мост судьбы»

 тугое небо башни распороли.
 текла река, по-зимнему чиста.
 мою судьбу подстерегали тролли,
 скрываясь за опорами моста.

 она брела по придорожной были,
 изранена мечтами и слепа.
 открыта взглядам - чтобы не забыли
 какая у безбожника судьба.

 пока враги её пытались сбить и
 пока друзья шептали - "упади",
 извечномолодой мостостроитель
 провёл её по верхнему пути.
*****
Интересные рифмы. Автор владеет пером хорошо! Но можно ли изранить мечтами? Я считал, они окрыляют. Судьба открыта – это тоже я привык относить к достоинствам человека. А какая у безбожника судьба?
Что это за друзья без кавычек, если шепчут плохое?  Что за «верхний путь»? мы видим судьбу, израненную и слепую, бредущую вдоль дороги. И за что ей честь быть проведенной как-то особо? Честь безбожнику? Нет, художественно-смысловую нагрузку мне, рядовому читателю, не понять.
5-3

С уважением, Николай Максиков


Рецензии
№16

Спасибо, Николай!
А рифма сквозная: песок - висок - сон - миллион. И в каждом катрене концы 2, 4 строк ещё зарифмованы с 1 или 2 стопой 3 строки.

Ветла, как и берёза, просто любит влажные места. Кстати, кое-где ветлой называют не только белую иву, но и плакучую берёзу...

С уважением,

Евгений Хорус -Конкурсы   10.07.2018 01:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.