Иванов ночь и день

Тема: Купальские обряды.


   Добрый день, судари и сударыни!

   Кто из вас, дорогие мои, не знает купальской ночи и последующего за ним дня, тот человек блуждает в тумане разочарования, оторвавшись от наших благословенных корней; но тот из нас, кто сохранил веру нашу славяно-арийскую и наполнил ею ночь купальскую и все остальные дни свои, тот человек нашёл в сердце своём огненный цветок,- Свет Чистого Разума,- и наполнил Его благословенным звучанием свою осмысленную жизнь.

   Может быть, среди вас найдутся зыбкие умники, сомневающиеся в нашем славянском празднике и желающие узнать о нём из моих ясных уст? Может быть, они захотят вернутся в наш славянский праздник и наполнить им свой серенький день? О, это было бы прекрасно! Ведь, наш купальский праздник не сумели разрушить представители восточного христианства, потому что он является нашей радостью, нашим возрождением, нашей родовой памятью. Эту священную память очень важно воскрешать и приумножать ежегодно...

   Необыкновенно поэтичны древние народные обряды, имеющие отношение к завершающей мистерии солнечного круга- праздникам Купалы и Коляды. Имя Купалы на санскрите означает "сиять" и "блистать". Отсюда "купавый"- белый; "купать" и "кипеть"- связь огня с водой. Купала- праздник света и огня, купальские обычаи- ходить в баню и разжигать костры. Вообще день Купалы не только всенародный праздник наслаждения, когда семья теряется в общине, но и всемирное торжество стихий и небесных светил, а человек, сливаясь с природой, крепнет её могучей силой и перерождается в её таинственной плодотворной жизни. Купалу празднуют всем миром.

   В этот день древние славяне избавлялись и от всякой скверны: жгли сорочки больных, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, дабы священный огонь очистил человека от всякой порчи.

   Восточные славяне верили, что в самую короткую ночь в году расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать цветущий папоротник, то найжёт клад. Связано это было с поверьем, что всё в Иванову ночь расцветает (понятие о достижении землёй полных сил), но лишь одно растение не цвело- папоротник. Связано это с тем, что они не цветут. Но растение не может не цвести, так как хрестьянин знает, что через цвет идёт размножение. Следовательно, и папоротник цветёт, и цветёт именно тогда, когда цветёт всё- в Иванову ночь, важно лишь застать данный момент.

   Народное предание говорит, что ровно в полночь, под грозой и бурей расцветает огненный цветок Перуна, разливая кругом яркий свет, словно солнце. Но цветок красуется лишь короткое мгновение- не успеешь глазом моргнуть, так он блестнёт и исчезнет. Кто хочет добыть цветок папоротника, тот должен накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать и, сидя в кругу, не сводить глаз с цветка. Как только загорится цветок, нужно тотчас сорвать его и спешить домой, накрывшись скатертью. Дома тем же ножом порезать палец или ладонь и в рану вложить цветок. Тогда всё тайное откроется человеку.

   Нечистая сила всячески мешает сорвать цветок. Около папоротника в ночь, когда он должен расцвести, лежат змеи и разные чудовища и чутко сторожат минуту его расцвета. На смельчака, который решил завладеть цветком, нечистая сила наводит беспробудный сон, силится сковать его страхом. А едва сорвёт он цветок, как земля сразу же начнёт ходить у него под ногами, раздаются удары грома, светкают молнии, воют ветры, слышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот. Человека обдаёт адским пламенем и удушливым серным запахом. Перед ним являются зверо-падобные существа, с высунутыми огромными язвками, острые концы которых пронзают до самого сердца.

   Пока не добудешь цветка папоротника, нельзя выходить из круга или оглядываться по сторонам: повернёшь голову- она так и останется навсегда повёрнутой, а ступишь хоть на шаг из круга - черти разорвут на части. Когда сорвёшь цветок, надо крепко зажать его в руке и бежать домой без оглядки: если оглянешься- всё исчезнет. Замкнутый круг служит преградой, который не может переступить нечистая сила. Нож, свеча, рябиновая палка, лучина символизируют молнию, поражающую демонов, а скатерть- облачный покров, прикрывшись которым человек становится невидимым.

   Один человек на Ивана Купалу потерял корову и остался её искать. Случайно упал ему в лапоть цветок папоротника. Он сразу узнал, где находится потеряная корова, нашёл её и пригнал домой. Ему вдруг стало ясно, где закопаны разные клады. Пришёл он домой и говорит жене:" Давай лопату, пойду выкапываць деньги" - Да надень другие онучи,- сказала жена,эти у тебя промокли". Муж стал переодеваться, выронил цветок папоротника и сразу всё забыл.

   В другой былине, чётр хитростью выманил у мальчика его башмак, в который попал ьцветок папоротника. Один хлопчик наконуне Ивана Купалы искал в лесу пропавших волов, и цветок папоротника упал ему в башмак. Хлопец сразу же понял, где находятся его волы, и быстро нашёл их. Вышел он на дорогу и видит- едет пан в бричке на хороших лошадях. Пан остановился и сказал мальчику: "Давай меняться- я тебе дам своих лошадей, а ты мне свои башмаки". Парень удивился, но снял башмаки, а себе взял бричку и коней. Только взял он в руки вожжи и хотел ехать, глядь- а у него в руках лыко, а вместо коней три палки...

   В ночь на Иван Купало (7 июля) девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марья, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженный разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывёт, та будет всех счастливее, а у кого лучина дольше всех горит, та проживёт долгую-предолгую жизнь!

   В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговоривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы наполняются чудодейственной  силой.

1. Примечание: Литературный источник: В.Артемов "Мифы и предания славян" (Москва. Олма Медиа Групп. 2012 год. Страницы 191-195).

2. Примечание: Литературный источник: Елена Глушко. Юрий Медведев "Словарь славянской мифологии" ("Русский купец" и "Братья славяне" из Нижнего Новгорода". 1996 год. Страница 175).

3. Примечание: Огненность славянского полёта через пламя костра взята из пламени памяти  интернета.                                        


Рецензии