ПИЩА ДЛЯ УМА. Факты и мысли. Из записных книжек-2

   « Поэзия – это не то, что сложно сконструировано из слов.
 Поэзия – это то, что невозможно прервать, когда звучит оно.
 Главное в поэзии – это звучащий нерв, это слеза души,
 это вербальное отображение твоей психической сущности.»
 (М. Веллер – «Перпендикуляр», с.206)

 
  Хрестоматийная строчка Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума»
 имеет мало кому известное продолжение:
     Посадят  на цепь дурака,
     И сквозь решётку как зверка
     Дразнить тебя придут.

        Кто не знает строчку из «Евгения Онегина» про дядю, который
« самых честных правил»?!   Мне всегда чувствовалась  скрытая ирония
за этими словами.  Недавно, проглядывая книжечку Н.Бродского «Евгений Онегин».
роман А.С Пушкина» 1957г., поняла причину иронии: Евгений Онегин применил
 к дяде стих из басни Крылова «Осёл и мужик» 1819г. –«Осёл был самых честных
правил»!

       Не сразу бывают  понятны и строчки из этого романа:
            …  И лорда Байрона портрет,
               И столбик с куклою чугунной
               Под шляпой, с пасмурным челом.
               С руками, сжатыми крестом.»
     Вот этот «столбик» - чья это статуэтка? Учитель объяснять в школе не стал.
Ну, стоит, и пусть себе стоит, какая разница – чья? А ведь это  Наполеон!

           Сергей Довлатов о Пушкине.
    «…о маленьком гениальном человеке, в котором так легко уживались
  Бог и дьявол. Который высоко парил, но стал жертвой обыкновенного
 земного чувства. Который создавал шедевры, а погиб героем второстепенной
 беллетристики. Дав Булгарину законный повод написать: «Великий был
 человек, а пропал, как заяц…»
      О Керн:  «…куртизанка, просто шлюха… Анна Петровна Керн имела
десятки любовников, один товарищ Глинка чего стоит… А Никитенко?
 И вообще, путаться с цензором – это уже чересчур!» (Жёлчным человеком
 всё-таки был Сергей. Или его так била и мяла жизнь?)
        « На чужом языке мы теряем 80% своей личности.Мы утрачиваем
 способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит!»
 ( Довлатов – о причинах, по которым не хочет выезжать. Но потом всё-таки
 уехал.)

        Знаменитый  итальянский кинорежиссёр  Федерико Феллини когда-то
сравнил себя с самолётом, лишённым возможности сесть, поскольку внизу
нет посадочной полосы.

    Александр Сокуров, известный российский кинорежиссёр,  в беседе
о своём фильме «Солнце»  ( о японском императоре Хирохито) – это третья
часть задуманной им тетралогии. 1-я «Молох» ( о Гитлере),  2-я «Телец»
( О Ленине)  - высказал свои мысли о развитии кино:-
         «Если оглянуться назад, надо признать: кино не повезло с местом
рождения. Куда могли европейцы  повести это дитя? Только в бордель,
ресторан или кафе.  Не лучший выбор.  Появись младенец на свет на Востоке,
к нему  отнеслись бы иначе, указали бы иные, правильные дороги, привили бы
любовь к вечным ценностям.»
 И далее: « Ввозимый  с Запада  визуальный мусор вкупе с продукцией отечественного телевидения разрушает людей изнутри посильнее любого наркотика.  Удар наносится
 по целостности натуры, в человеке убивают способность самостоятельно мыслить,
анализировать.
       Полностью согласиться с уважаемым режиссёром не хочется. Мусора, конечно,
хватает, но и с той и с другой стороны существуют великолепные фильмы, которые
наоборот, воспитывают способность самостоятельно и мыслить и анализировать,
Я думаю, фифти-фифти!
А вот об отношении к истории нашей сказал Сокуров замечательно:
    « Мы призываем относиться к истории бережно, нежно, без истерик
и проклятий. Как к собственной, единственной жизни. Личностно.
Доверительно. Осторожно.»

      Жак Кокто как-то сказал, что история – это правда, которая превращается
 в ложь, а мифы – ложь, которая превращается в правду.

     К Паустовский считал:  « Эпохальные книги в русской литературе, в которых блистательно  запечатлены для потомков события важных периодов русской
 истории, пропущенные через сознание и сердце их авторов, это:
1) «Былое и думы» А.Герцена,
2)   «История моего современника» В.Г.Короленко.»
3) А я бы добавила «Повести о жизни» самого К.Паустовского.

   
         « Поэзия – это не то, что сложно сконструировано из слов. Поэзия – это то,
что невозможно прервать, когда звучит оно.
Главное в поэзии – это звучащий нерв, это слеза души, это вербальное
 отображение твоей психической сущности.»  (М. Веллер – «Перпендикуляр», с.206)

  «Который час, его спросили здесь,
  А он ответил любопытным: вечность!»
         Это – Мандельштам про сошедшего с ума Батюшкова.

    Поэт-песенник Гарольд Эль-Регистан в 20 лет стал соавтором
 Гимна СССР 1943 года.  (Родился в 1923 г., а умер в 1945, в 22 года)

      
        Леонид ЗОРИН – «Завещание Гранда».
   «Мой главный завет: всегда одной ногой – за дверью».
   «Уйти не страшно. Страшно – задерживаться».
   «В одну дверь вошёл, в другую вышел – вот вся и жизнь.


Рецензии
Интересно было читать!
Но насчёт Эль- Регистана есть другая информация, из Википедии.

Эль-Региста́н (настоящее имя — Габриэ́ль Арша́кович (Арка́дьевич) Урекля́нц (Урекля́н), 15 декабря 1899 — 30 июля 1945) — советский журналист, писатель. Соавтор (совместно с Сергеем Михалковым) слов Государственного гимна СССР (1945).

Гаро́льд Габриэ́льевич Региста́н (настоящая фамилия Уреклян; 28 апреля 1924, Ташкент — 4 ноября 1999, Москва) — советский поэт.

Да вы с марта людям не отвечаете! Так что ответа не жду. Всего доброго!

Аомори   19.11.2020 09:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.