Сонет. Танец дервиша
Возложим мы за счастье жизнь продлить.
В круженьи танца дервиш твой готов
Дары всем Афродитам раздарить,
В тебе одной пустыни ярый зной
Он окропил любви живой водой.
Я в лоне нежности и трепета зажгу
Сибирских пращуров Тартарскую звезду.
В твоей руде России Дух сияет
Он Эру Мира людям предвещает
Любимая, я пыль у ног твоих -
Всё, что могу вложу в тебя и в стих.
Грядёт пора пленительного счастья
Люби меня в твоей я Горней власти.
***
02.07.2018
"Я искал, но не мог найти Тебя.
Я громко звал Тебя, стоя на минарете.
Я звонил в храмовый колокол с
восходом и заходом Солнца,
Я купался в водах Ганга, но все напрасно.
Я вернулся из Каабы разочарованным.
Я искал Тебя на земле,
Я искал Тебя на небесах
И, наконец, я нашел Тебя, спрятанной,
Подобно жемчужине в раковине моего сердца".
(Из суфийской философии).
Завораживающие танцы удивительных дервишей. История создания суфийского ордена.
Наверняка вы слышали о мистических танцах дервишей. А может быть, и присутствовали на этом уникальном представлении, которое завораживает и раскрывает в глубинах души доселе незнакомые переживания. В наше время, танцы дервишей настолько популярны, что это действо стало одним из главных символов турецкой культуры. А все дело в том, что это не просто загадочный танец, здесь речь идет о древнем искусстве, таинственном ритуале, суфийской философии.
У слова «дервиш» есть несколько значений, в частности его можно перевести как «бедный», «неимущий», или «тот, кто стоит за дверью». В давние времена дервиши были странствующими монахами, жили на подаяние, оттого часто стучали в дверь незнакомых домов.
Автором мистического танца является суфийский философ и знаменитый персоязычный стихотворец Мевлана Джелаледдин Руми, живший в период с 1207 до 1273 года, в сокращенном варианте его называют Руми, или Мевляна. Как-то Руми, бродя по местному базару, обратил внимание на кузнецов, которые ковали гравированные украшения. Уж очень благозвучно перестукивались молоточки мастеров, и умиленный суфий стал им в такт напевать шахаду «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду расулю-Ллах». Руми, которого еще при жизни называли «учитель, у которого сияющее сердце», «проводником каравана любви», долго произносил заветные слова – символы веры, затем стал кружиться с поднятыми вверх руками и постепенно вошел в транс. Лицо суфия просто излучало доброту, а от всей фигуры исходило мягкое свечение.
Позже, сыном Мевляны – Султаном Велед Челеби был создан суфийский орден мевлеви (на территории современного турецкого города Конья), в котором исповедовали философию Руми, изучали его творческие сочинения и конечно практиковали ритуальный танец дервишей (называется - «сема»).
В братство мевлеви мог вступить практически любой желающий, у которого отсутствуют движимое и недвижимое имущество, а также, если ему чужды все мирские соблазны, злоречие, чревоугодничество. Это были главные условия. У дервиша не могло быть собственных вещей, во всяком случае, он не мог называть их своими – «мой дом, моя одежда», и т.д.
Дервиши могли объединяться в общины, где жили под руководством шейха или пира, либо странствовать и вести затворническую жизнь вне обители. Вечные странники, аскеты, долгое время скитающиеся по чужим городам и тягостным дорогам, имея в качестве собственного богатства - только открытую душу, дервиши, среди местного населения стали считаться приближенными ко Всевышнему и мудрыми философами. Встретить на своем пути дервиша стало хорошей приметой, люди верили, что странники приносят счастье и благополучие.
В годы правления Кемаля Ататюрка был введен запрет на деятельность всех суфийских братств, в том числе и ритуальные выступления дервишей. Лишь с 1953 года, вращающиеся танцы дервишей были разрешены городскими властями Коньи, но уже только в качестве эстрадного представления, которое остается популярным и в наши дни.
И все же танец дервишей – это целый обряд и принять в нем участие может только дервиш, хорошо показавший себя в учении и труде. Сема состоит из музыки, танца и молитвы. Участники – семазены одеты в просторные белоснежные юбки, на головах у них - высокие шапки конусной формы красного цвета.
Перед кружением дервишей обязательно читают гимн, написанный Мевляной, прославляющий Всевышнего.
Начинается головокружительное представление!
Дервиши появляются в зале под музыкальное сопровождение. Их руки сложены на груди, они медленно вращаются, их взоры пространные и умиротворенные. Обязательный поклон шейху – как выражение своей благодарности всему суфийскому ордену всех времен. Также, этим они демонстрируют свою готовность сблизиться со Всевышним, ибо ритуал вращения вокруг своей оси – это знак единения с Божественным началом, со Вселенской любовью. Дервиши искусно склоняют голову так, чтобы слегка прижималась сонная артерия, так они могут легко войти в состояние транса.
Дервиши кружатся медленно, синхронно передвигаются в круговом хороводе. Ритм усиливается, семазены двигаются в ускоренном темпе и распахивают руки. Правая рука вздымается вверх - таким образом, в нее поступает божественная энергия. Левая рука направлена вниз – это значит, что божественную любовь дарят всем присутствующим в зале. В процессе танца, дервиши делают несколько пауз, каждая из который имеет свой смысл. Первая пауза – символ познания творца. Второй интервал символизирует восхищение миром. С третьим перерывом ассоциируется любовь, рожденная этим ликованием, которое переходит в чувство благоговения и душевной гармонии.
Наступает кульминация танца, когда семазены в замедленном темпе преклоняют колени перед зрителями, таким образом, передавая им Божественную любовь.
В наше время танцы дервишей исполняются в различных местах, в том числе ресторанах, туристических комплексах, на всевозможных мероприятиях.
Но, конечно же, большинство почитателей танца дервишей желают прикоснуться к мистическому ритуалу именно в месте его создания, т.е. в городе Конья. Для этого, устраиваются ежегодные фестивали дервишей, которые проходят с 10 по 17 декабря. Кроме того, представителями братства устраиваются выступления семы по субботам, не зависимо от времени года.
02.07.2018
Свидетельство о публикации №118070200932