В византийском храме...
Строгий дядька несколько раз пытался остановить экскурсию, но наш гид все-таки выпроводил его. Я думаю, ревнитель мусульманского благочестия возмутился из-за присутствия "кяфирки" - мало того, что женщины, так еще и русской, православной, соплеменницы и единоверной сестры тех, кто строил когда-то этот, уж простите за прямоту, украденный у ромеев турками храм. Если бы я один зашел и стал снимать, то в силу моей бакинской наружности, загорелости и схожести с местными тюрками, он, наверное, не стал бы так рьяно выгонять этих "наглых кяфиров" - неверных с@ббак, которые посмели зайти и осквернять своим присутствием его мечеть. Но наш гид все же одержал моральную победу над своим строгим единоверцем. И еще сказал, что хочет нас сфотографировать в восточном приделе храма, где когда-то был иконостас, где священник творил молитвы и Таинства, а сейчас только и осталось "направление к Мекке", на которую они молятся. И что если мы встанем на это место, то мы будем "хяппи форева", счастливы навсегда. Ладно, чувак, давай, сфоткай нас. Ну и после этого он таки выклянчил у нас, "не для себя, а для мечети" пожертвование. Мы вынули из нашего кошелька 10 лир. Он сказал, что мало, надо минимум 50. И обязательно одной бумажкой. Блин! Вот пристал и не отстает. Мы вывернули бумажник, еще десятка, и двадцатка, и мелочь, в общем, все, что было в наличности в кошельке, 45 лир, отдали ему на храм. Не на мечеть, а на храм, который все еще в горней вышине, там, где в незримом человеческим очам раю находится его небесный, райский двойник. Потому что место было, действительно, намоленным. Пока я снимал, жена про себя помолились нашим православным святым и Господу нашему Иисусу Христу. С трудом удалось нам расстаться с привязчивым гидом. Уже отойдя от храма, мы с женой переглянулись и весело рассмеялись. "Вот точно, сначала - хитрый, потом - турок! Надо с этим народом ухо вот в ТАКОЕ остро держать. Не на рынке, не в кебабной, так в мечети обуют. И что мы за дураки такие? У нас на лбу , что ли написано, что мы - русские раззявы, которых только ленивый турок не нагреет на бабосы. Но ленивых турок в природе не бывает)))". Впрочем, нам было не жаль денег отданных этому подвыпившему, пардон, веселому турку. Быть может, у него предки были армянами или грузинами, а то и православными греками. И сам он только отуреченный и силой меча исламизированный, но свой человек, если по-козацки, как сказал бы Тарас Бульба, уважает горилку или ракию. Все-таки гены берут свое. Из него вышел бы хороший козак, из тех, что собирались в Запорожье писать письмо турецкому султану, советуя тому сесть голой... на ежа. Или на Дону оказывался нередко такой же народ. Ведь у Григория Мелехова тоже были турецкие корни, нет?
Вот как-то так прошел первый день в Анталии. И все же, друзья, я очень всем рекомендую вообще никогда не ездить сюда, а только в Баку. Или на худой конец в Черногорию, в Петровац или Херцег-Нови. Во всех трех городах есть православные церкви. А в Баку еще и распяли в первом веке и апостола Варфоломея. Часовня, посвященная ему, стояла у Девичьей башни. В советские времена ее снесли. Но фундамент остался. Вот так. Нечего делать здесь. Хотя в Алании крепость поинтереснее. Но все же поверженная Византия - это моя давнишняя боль, как у всякого православного человека. Смотрю на нее, а это лишь остов, из которого ушла былая жизнь и дух, душа, по Тертуллиану, христианская. Но что-то же осталось. Маленький, тоненький, как огонечек свечки, тросик, ниточка, связующая эти глинистые, засушливые земли с НЕБОМ...
P. S. Если все же кто-то из правоверных обидится, еще уточню, что НИКОГО не имел виду оскорбить. Просто представьте, друзья, такой момент, если бы пришли греки, или другие православные и вернули себе эти земли, а из бывших мечетей, которые изначально НЕ БЫЛИ православными церквами, а построены именно как мечети, но по образцу и подобию Святой Софии в Константинополе, да-да, в КОНСТАНТИНОПОЛЕ, а не в Истанбуле, и убрали бы все надписи на арабском, и расписали бы стены фресками с ликами святых, приятно было бы бывшим владельцам этих бывших мечетей приезжать туристами в свои бывшие земли и заходить в отобранные у них святилища? Вопрос, по-моему, риторический.
01. 07. 2018
Свидетельство о публикации №118070108882