028-029. Николай Минский

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 028–029

НИКОЛАЙ  МИНСКИЙ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 
1856, с. Глубокое   Виленской губ. – 1937, Париж                //1856? – см. прим.1 в конце
   
Настоящая  фамилия  –  Виленкин.   Окончил  юридический   факультет   Петербургского  университета.
Первый сборник стихов  (1883)  был  изъят  цензурой  и  уничтожен . В  историю  литературы  Минский
вошёл как «отец русского декадентства». Предсимволистские  мотивы  обернулись  у  него  романтикой
бунта . В 1905 году Минский добился разрешения издавать газету «Новая жизнь», которую предоставил
в распоряжение большевиков. В «Новой жизни» была напечатана статья  Ленина  «Партийная  организа-
ция и партийная литература». Вскоре газету  закрыли,  Минского  арестовали.  Выпущенный  под  залог,
он бежал за границу. Просил  о  помиловании  и  получил  возможность  вернуться.  Затем  снова  уехал.
Революция  застала  его  за  рубежом.   Некоторое  время   он  ещё   держался   за   последнюю   ниточку,
связывавшую его с родиной, работая в советском полпредстве в Лондоне.  Но  в  1927  году,  когда были
прекращены дипломатические отношения между Англией и СССР, она оборвалась.
Умер Минский в Париже, где жил последние 10 лет.  В его поэзии  боролась  искренняя,  но  вульгарная
гражданственность   с   истинно  лирическим  началом.   В   «Гимне  рабочих»,  начинающемся  строкой
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь»,  будущий эмигрант приветствовал революцию; а она оказалась
материализацией его же слов: «Шагайте через нас!»   Всё это, как  и  приветствие  Брюсова  «грядущим
гуннам", напоминало  мечты  скучающей  барыньки, мечтающей,  чтобы  её  изнасиловали.  Так  нечего
барыньке жаловаться. Сама напросилась. Но можно ли было всё предугадать?

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . ДВА  ПУТИ
.
Нет двух путей – добра и зла,
         Есть два пути добра.
Меня свобода привела
         К распутью в час утра
И так сказала:  две тропы,
         Две правды, два добра –
Раздор и мука для толпы,
         Для мудреца – игра.
То, что доныне средь людей
         Грехом и злом слывет,
Есть лишь начало двух путей,
         Их первый поворот.
Сулит единство бытия
         Путь шумной суеты.
Другой безмолвен путь – суля
         Единство пустоты.
Сулят и лгут – и к той же мгле
         Приводят гробовой.
Ты – призрак Бога на земле,
         Бог – призрак в небе твой.
Проклятье в том, что не дано
         Единого пути.
Блаженство в том, что всё равно,
         Каким путем идти.
Беспечно, как в прогулки час,
         Ступай тем иль другим,
С людьми волнуясь и трудясь,
         В душе невозмутим.
Их правду правдой отрицай,
         Любовью жги любовь.
В душе меня лишь созерцай,
         Лишь мне дары готовь.
Моей улыбкой мир согрей,
         Поведай всем, о чем
С тобою первым из людей
         Теперь шептчусь вдвоем.
Скажи: я светоч им зажгла,
         Неведомый вчера.
Нет двух путей – добра и зла.
         Есть два пути добра.
. . . .
(1901)
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (2)
. . . . . . СИЛА
.
Она лежит, открыв свои сосцы,
Разбухшие и крепкие, откуда
И гибельный Нерон, и кроткий Будда,
Прильнувши рядом, пьют как близнецы.
.      
В руках – два опрокинутых сосуда,
И жизнь, и смерть текут во все концы.
Она дохнет – зажгутся звезд венцы,
Дохнет еще – слетят, как листьев груда.
.      
Она глядит, не видя впереди.
Ей все равно, живит она иль губит
Своих детей, пока их кормит, любит,
Но гонит прочь, отнявши от груди.
.      
Добро и Зло, резвясь их подбирают
И праздно во вселенную играют.
. . . .
(1901)
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (3)
. . . . . . * * *
.
Мне кажется порой, что жизни драма
Длиннотами страдает и что в ней
Движенья мало по расчету дней:
С картиною несоразмерна рама.
Чтоб семьдесят наполнить долгих лет,
Где новых чувств и мыслей взять? Их нет.
Для тонко эстетической натуры
Самоубийство только род купюры.
. . . .
не позже 1904
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // дополнительные биографические сведения:

                Минский Николай Максимович (настоящая фамилия – Виле'нкин)
                родился – 15 (27) января 1855,
                (г.Глубокое, Виленская губерния, Российская империя)
                умер       – 2 июля 1937,
                (Париж, Франция)
                прожил  – 82 года
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                прим.1  – у Евтушенко и на Википедии года рождения различны
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // другие публикации:
                заметка к дню рождения (2018) – http://www.stihi.ru/2018/01/27/2405

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х « ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'


Рецензии