Театр искусство драматическое

               


     Человеческая драма должна находиться в центре творчества актера, режиссера, драматурга, художника. Вспоминается эпизод про алкоголика, показанный артистом БДТ Лебедевым, это действительно драма человека. Алкаш переживает свою ситуацию так сильно потому, что больше всего в жизни, сейчас ему нужно выпить, опохмелиться! Это главный признак драмы—хотеть что-то больше всего в жизни в настоящий момент. Когда на карту поставлена жизнь, это круто!
      В драматичной ситуации человек проявляется во всей своей сути. Первое это—познакомится с персонажем. Второе это—познакомиться с его целью. Эта цель привела персонажа в определенное место и в определенное время, познакомимся с ними, это—третье, предлагаемые обстоятельства. Четвертое это—препятствие на пути желания персонажа. Пятое это—конфликт, столкновение желания персонажа с препятствиями (обстоятельства жизни). Шестое это—борьба персонажа с условиями предлагаемых обстоятельств на пути стремления к своей цели. Седьмое это—кульминация борьбы персонажа с обстоятельствами жизни. Восьмое это—победа или поражение персонажа. Девятое это—финал борьбы, начало новой жизни персонажа, качественно новый уровень жизни персонажа—рождение у него новой цели.
     Драма человека—его сильнейшие переживания в процессе жизни в сложных для него обстоятельствах. Есть драмы социальные, возрастные, в личной жизни, в здоровье, на работе, в творчестве, в искусстве, в спорте, в семье, в учебе, в быту, в магазине, в политике, в государстве и другие. Есть драмы частные и общечеловеческие. А бывает так, берешь частную драму, а она оказывается общечеловеческой.
       Драма возникает тогда, когда с человеком происходит что-то очень важное для него. Вот пример драмы из жизни моей супруги: у нее постоянно вверх-вниз скачет давление. Она страшно боится инсульта и потому постоянно расстраивается, когда давление выше130 или ниже 110. Проще говоря, у нее начинаются истерики, она горько плачет и жалуется на это «гребанное» давление и начинает пить уйму лекарств, которые действуют и на желудочно-кишечный тракт, и на больные почки. Вот такая драма со здоровьем. Здесь нет повода для смеха.
     Драма из личной жизни вряд ли кого оставит равнодушным. Особенно, когда речь идет о любви, во всех ее проявлениях. «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь. И каждый вечер станет удивительно хорош, и ты поешь…»  Да, любовь рождается неожиданно, искоркой, постепенно распространяет свое пламя по всему существу человека. И начинается пожар! И человек теряет контроль над собой. Человек уже болен любовью. Любовь сродни умопомрачению, частичной слепоте, когда видится все хорошее не замечая недостатков. За свои 56 лет я пережил 6 сильных любовей, безо всякого секса, а просто, мощнейшая влюбленность, что сносит крышу. Внешняя красота не говорит ничего о характере человека. Я по натуре все-таки художник, зритель красоты, а не ее собственник. Я благодарю Бога за то, что он сотворил такую красоту. Но их душа для меня так и осталась потемками.
      Социальные драмы происходят в жизни постоянно, расслоение общества по благополучию и по уровню жизни. Бедным и нищим хочется тоже хорошей и счастливой жизни, а приходиться ели еле сводить концы с концами, по принципу «не до жиру—быть бы живу». Такие люди учатся радоваться малому и за это благодарить Бога. А те, кто оказался повыше в своем достатке, стараются избегать общения с ниже стоящими, всячески открещиваются от них.
     Что же такое драматургия для театра, как не возможность актеру пережить самые удивительные внутренние состояния в образе своего героя. Я бы сказал, что каждый персонаж, в своем смысле, герой драмы. Каждый—герой на своем месте в этой грандиозной баталии под названием жизнь. Каждый герой сражается за свою правду. По-разному складывается судьба каждого из героев, кто-то становится победителем, а кто-то принимает поражение. В жизни у всякого героя свой интерес, когда разные герои сталкиваются в ситуациях, в которых у них происходит столкновение их интересов. Так возникают конфликтные ситуации. Каждый герой стоит на своем и, просто так, не сдаст своих позиций.
     Пантомима вызывает чувство, которое выражает отношение мима к выбранной теме, а это отношение можно сформулировать как его идею.
          
                О стиле в пантомиме.

Пантомима как жанр театра может быть разной. Но я бы хотел поговорить о пантомиме, как особом искусстве мима очень похожим на балет в своей внутренней музыкальности и особенной выразительности позы, движения, жеста. Я хочу сказать о самом языке мима. Мим должен показывать не саму жизнь, а создавать своим поведением ее Образ. Не житейские поза-движение-жест, а их образ. Образ действия должен родится от обобщения этого житейского действия в Знак Действия. Т.е. Действие житейское, обыденное должно пройти стилизацию, чтобы перейти в искусство, где обыденность становится предметом искусства мима—произведением искусства. Следует различать обыденное действие мима и его искусство. Искусство мима уже не простая имитация жизни, как обычно бывает в обыкновенном театре пантомимы. В искусстве мима действие напоминает по своей выразительности балет. Знак действия приводит мима к конечной цели—знаку обыденной жизни. Таким образом, мим своим языком создает более реальную, чем сама жизнь, картину—Образ Жизни, или «балет жизни». Центр тяжести внимания для зрителя должно быть не на том, что показывает мим, а на том, как он показывает, его Манера показывания она и есть его язык и его искусство. Именно, не имитация, а образ, знак. Мы видим, что знак действия выражает чувство мима, его отношение к этому действию. Точное определение стиля мима—его Манера показа действия, очень похожая на балет. Балет не в смысле танца, а в балетной пантомиме, которой много в балетных спектаклях, чередуясь с танцами. Знаменитый шаг на месте М. Марсо является не обыденной имитацией ходьбы, а Знаком ходьбы, ее Образом. Искусство мима получается искусством, когда пантомима полностью очищена от житейского и обыденности в поведении мима на сцене. Образ действия должен родится как знак того чувства, с каким мим его совершает. Очищенный от мусора знак равен чувству, им выражаемому. Таким образом, мим укрупняет показываемое им действие и связывает это укрупнение со своим чувством. И потому чувство мима доходит до зрителя во всей своей эмоциональной и смысловой силе.
      Можно подойти к стилю в пантомиме, если мим будет действовать, являя свои эмоции в каждый момент действия, т.е. будет действовать эмоционально. Но я бы подошел к стилю, как к Манере мима себя вести в образе персонажа. Мим должен преподносить своего персонажа зрителю как прекрасный цветок, не торопясь и с наслаждением. Я бы сказал об искусстве мима как о Манерной Пантомиме. Манерность пантомиме дает импульсное движение мима, когда импульс из пупка волной переходит из корпуса в плечо, в локоть, в кисть, в пальцы. И обратно: корпус назад, тянет плечо, локоть, кисть, пальцы.
      Когда я исполняю свою пантомиму, то я показываю свое «кино». А надо показывать театр. А чем отличается пантомима- кино от пантомимы- театра? В кино зритель видит схему истории, а в театре—.мим, как актер, переживает внутреннее состояние своего персонажа. Итак, в кино изображение состояния персонажа, а в театре переживание актером этого состояния персонажа. Вот они где: театр как искусство переживания и как искусство представления. В искусстве мима есть и представление, и переживание, он соединены в одно. Для актера важна партитура переживаний, состояний духа его персонажа. Ямы и вершины состояний персонажа. А они содержатся в сюжете. Сюжет должен быть богатым на переживания героя пантомимы.
      Да, но есть еще пантомима-танец, где мим как бы танцует характер своего героя, выражая в танце его эмоцию или определенное, характерное для героя, действие. В данном случае, под танцем я понимаю ритмическое повторение определенных, характерных поз, движений, жестов, действий.
       Главное в том, чтобы во всем, что показывает мим был характер. Персонажи все со своими ярко выраженными характерами. Конфликт тоже должен быть столкновением характеров. Характер проявляет себя, не в последнюю очередь, в отстаивании своих интересов, в стремлении достичь свою цель.
     Космос бытовой жизни. Когда человек занят бытом, то он словно вышел в открытый космос своей жизни. Бытовой космос. Этой теме я уделяю большое внимание в своем творчестве. Космос человеческой жизни. Человек в жизни как в открытом космосе. Хотя, почему как, действительно наша планета движется в бескрайнем просторе космоса. Космос нашего быта, космос нашей жизни.
      Акт—действие. Актер—действующий. Действие актера— в центре внимания, актер— носитель действия. Что есть Действие? Действие подразумевает изменение пространства с течением времени. Мое маленькое действие участвует в космическом действии. Мое маленькое действие обусловлено законами бытия, которые, в свою очередь, подчинены космическим законам. Действие разных существ различны, но все они характеризуют этих существ, делая каждое из них уникальным явлением в Жизни. Жизнь бесконечно многообразна. Действия тоже многообразны. Существом движут его потребности. Таким образом, Действие это—изменение мира с целью удовлетворения своих потребностей. У людей есть общие, базовые потребности (есть, пить, дышать, размножаться и т.д.) и индивидуальные потребности (купить платье, которого нет ни у кого). Общие потребности объединяют людей, индивидуальные выделяют уникальность индивидуума. Поэтому я делаю вывод, что человеку интересно то, что ему близко и важно по жизни, что его роднит с другими индивидуумами, общие потребности, которые сближают его с другими. Итак, Действие, вот что мне сейчас важно определить с точки зрения драматургии. Все стремятся к благу, кто к общему, кто к личному. И тут начинается конфликт между людьми, какой ценой достается личное благо, не ценой ли личного блага другого?
     Действие начинается с Проблемы. Предполагается путь ее решения: что надо сделать, чтобы проблема была снята? Действие происходит как способ решения Проблемы. Т.е. если голова болит, то нужно найти таблетки от боли, принять их, лечь и подождать пока не начнет действовать.
      Поспорили камень и ветер о том, кто сильнее.  Камень в борьбе постепенно рассыпался в прах, а прах ветер разнес как пыль безо всякого следа. Пантомима в стиле восточной притчи. А может быть в буто.
      Дерево. Огонь любит дерево. Пламя лижет ствол, ветви.  Дереву очень больно, но оно так любит огонь. Огонь и дерево соединяются в одном костре. Дерево сгорает и превращается в золу, а огонь затухает. Любовь пламени к дереву. Пластическая картинка. Буто. Загадочная любовь, кто ее может объяснить, кто может объяснить любовь?
      Зима, мороз. Дерево мерзнет. Дереву холодно, оно страшно мерзнет. Наконец, оно не выдержало и стала молиться Богу. Вдруг оно увидело невдалеке огонь. Дерево возблагодарило Бога. Неподалеку огонь, небольшой костер. Дерево хочет тепла, оно тянется к огню. Огонь видит дерево и влюбляется в него, ему хочется его согреть. Они тянутся друг к другу, влюбленные. Они понимают, что это опасно для дерева. Но любовь не знает преград. И вот дерево протянуло веточку к пламени, тепло… больно, веточка загорелась. Огонь приблизился вплотную к дереву. В нерешительности остановился перед деревом. И тогда дерево само наклонилось к огню. Огонь стал лизать своим пламенем стройный ствол дерева. Дерево кричит от боли, но все предается огню. Наконец, оно нашло тепло в этом бескрайнем холодном мире! Оно согрелось и само вспыхнуло от любви!!! Вскоре, они загорелись в одном сильном костре любви, …  Праздник любви длился не долго. На месте их страсти осталась кучка золы и погасший огонь. Кто знает, для чего мы живем, они жили для любви несмотря на здравый смысл.
      История неправдоподобная получилась. Не стоит больше тратить на нее силы и свое внимание. Надо брать из жизни, а не из пальца высасывать, тогда будет толк.

                Актер.

Акт—действие. Актер—действующий. Сейчас вспомнил глаза и мимику Ильи Григорьевича Рутберга. Глаза сияют жизнью, удивлением, восторгом ребенка, впечатлением, словно он чем-то очень сильно восторгается. В глазах радость. Актер мне представлялся бы таким, одухотворенным, восхищенным. Если расписать всю лестницу от человека на сцене до человека в зрительном зале? Человек- драматург- режиссер- актер- действие на сцене- зритель. Дорога от художника до зрителя. От человека к человеку.

                От человека к человеку.

       Это разговор между людьми о жизни, о том, что их волнует, интересует, тревожит, беспокоит, раздражает, оставляет равнодушными, радует, смешит, восхищает, огорчает, печалит, заставляет задуматься…  Например, в современном мире уже не пишут писем, чтобы поздравить друг друга с праздником, достаточно позвонить по сотовому телефону и так поздравить. И вот у мима рождается пантомима- скетч на эту тему. «Поздравление с праздником» Человек сел за стол, достал лист бумаги, взял ручку, задумался с чего начать, пишет и сочиняет дальше. Написал, прочел написанное, не понравилось, скомкал лист и бросил его в корзину. Снова достал чистый лист, задумался, пишет, прочитал, не понравилось, скомканный лист в корзину. Снова попытка написать. И опять лист в корзину. Встал из-за стола, ходит в задумчивости. Ходьба ничего не дала, ни каких идей. Махнул рукой и достал из кармана сотовый телефон. Набрал номер, поздравил по телефону. И все дела! Довольный развел раками. Стоп- кадр.
      От человека к человеку. Другой пример, на тему обкрадывания народа властями. Это просто гипноз какой-то. «Гипноз». Приехал в провинцию гипнотизер из столицы. Идет сеанс гипноза на сцене, вызывается работяга на сцену. Гипнотизер усыпил работягу, а работяга спит и по команде гипнотизера то ему холодно, то ему жарко, то он плывет, то он собирает ягоды, а тут отдает деньги на помощь бедным. Наконец, гипнотизер вывел из сна работягу. Работяга довольный сходит со сцены. Гипнотизер кланяется публике, Чао! Стоп-кадр.
      От человека к человеку. Фантазия. «Слепой на балу» -- один мужичок переоделся под слепого и стал щупать женщин, то за грудь возьмется, то за задницу. И всегда учтиво извинялся.
       От человека к человеку. На самые разные темы может идти разговор: о современных нравах, о политике, о медицине, о ценах на продукты, на товары, на жилье, на транспорт, на образование, на отдых, на услуги, о погоде, о женщинах, о детях, о животных, о любви, о быте, о спорте, о прессе…
      Мим носит в своем сердце театр, который и показывает людям, и люди видят, то что видит мим, и думают то, что думает мим.
      Сейчас перед зеркалом посмотрел свою первую импровизацию «Дерево и Огонь». Интересно смотреть и показывать, как средневековую площадную моралите. Даже история заиграла новыми красками! Хочется разложить ее по эпизодам:
1. Мим- рассказчик.
2. Дерево.
3. Дерево замерзает.
4. Дерево молится небу.
5. Огонь неподалеку появился.
6. Дерево зовет Огонь.
7. Огонь приближается к Дереву.
8. Любовная игра в прикосновения.
9. Огонь обнял ствол Дерева, а Дерево гладит волосы Огню.
10. Огонь объял все Дерево.
11. Праздник огня сияет на всю вселенную. Танец Огня и Дерева.
12. Страсть в своей кульминации.
13. Последний всплеск пламени над макушкой Дерева.
14. Обгоревшее дерево сломалось пополам—Стоп- кадр.
Что-то такое видится мне, пока так. Дальше посмотрим, что из этого пригодится, а что отпадет как лишнее.
      От человека к человеку. От сердца к сердцу. Что в нашей жизни я считаю смешным? Власть как жадная свинья никого не подпускает к корыту с помоями. Только бы не убрали кормушку. Тогда придется пробивать себе дорогу к новой кормушке. Смех бывает разный: снисходительный, простодушный, ехидный, злой, беззаботный, детский непосредственный, саркастический, идиотский, сатирический, иронический и другие. Над чем мы смеемся в жизни и каким смехом? «Свинья по кличке Коррупция». У одного крестьянина собралось немножко денег, и он купил на базаре поросенка. Мужик принес детям своим маленького поросенка. Назвали Коррупция. Поставили перед поросенком миску с помоями. Коррупция тут же кинулась есть. Все съела. Еще налили помои, и Коррупция все съела. Аппетит у нее хороший и любит, когда чешут ей спинку. Больше всего она любила жрать до отвала, а потом валяться в грязной луже. Аппетит у нее замечательный, но к корыту она никого не подпускала. Скоро Коррупция превратилась в огромную и жирную свинью, еды на нее не стало хватать у мужика. И Он ее зарезал под Новый Год. Какой же был праздник у мужика: столько мяса, сало засолили, холодца наварили. Все ели и радовались. Ай да мужик! Какую Коррупцию зарезал! Сколько еды получилось и Новый Год прошел незабываемо! Все остались сыты и довольны.
      От человека к человеку. Разговор по душам. А домашние, семейная или бытовая темы. Сколько в них самых красочных историй, драм, комедий и даже трагедий. «Воробей и лягушка». Воробей прилетел на лужайку с бутылкой вина. Разложил закуску на травке. Открыл бутылку, налил в стакан вино. Собрался пить, но увидел лягушку и позвал ее. Лягушка прискакала, и пьянка началась. Изрядно напившись Воробей стал укорять Лягушку за то, что та всю жизнь просидит в вонючем болоте, и мира не увидит. Воробей заснул, а Лягушка взяла и отрезала крылья у спящего Воробья. Ускакала с крыльями на лапах. Воробей проснулся, допил остаток вина из бутылки, заел кусочком хлеба. Огляделся по сторонам, потянулся и вдруг обнаружил, что нет крыльев. Бля!? Тут появился голодный Кот, он бросился за убегающим Воробьем. Финал.
        От человека к человеку. «Молодой отец», «Любитель живописи», «Вызов мастера на дом», «Покупка унитаза», «На свадьбе» -- мои пантомимы на темы быта.
       Акт жизни в искусстве мима. Акт Жизни, Таинство Жизни. Совершение жизни. Совершение закона жизни.
      Рассказ мима о своей жизни. Возможно, что она чем-то похожа на жизнь других людей. Просто мим один из нас, и он может показать нам жизнь ярко интересно и понятно, так, что мы можем понять его мысль и разделить его чувство. Особенность мима в том, что он показывает воображаемый мир, населяет его своими персонажами, сам перевоплощается в воображаемого персонажа.
     Действие начинается с определения Проблемы. Действие направлено на решение этой Проблемы.
      Актер, кроме способности действовать, переживает и чувствует происходящее, и зритель это видит, и как-то сопереживает герою актера. Актер показывает Театр, т.е. актер разыгрывает перед зрителями ситуацию, в которую он в образе персонажа попадает. Допустим, персонаж мима Мужчина встретил в супермаркете красивую девушку—мим в этой ситуации показывает поведение своего персонажа: Мужчина так загляделся на девушку, что набирает машинально не то, что хотел купить. Подходит к кассе, а сам все смотрит на девушку, машинально достал деньги не глядя рассчитался. Девушка куда-то исчезла, а в обоих руках тяжелые пакеты не известно с чем. Пошел обратно к кассе, просит принять товар, а деньги вернуть. Кассир отказал в этой просьбе. Пришлось все это нести домой.
       Итак, пантомима это— бессловесное поведение персонажа мима в предложенной ситуации. Персонаж и Ситуация. Ситуация меняется в процессе Действия, ситуация одна сменяет другую, это перетекание из ситуации в новую ситуацию можно назвать Развитием. Каждая новая ситуация является Событием для персонажа мима. Например, красивая девушка в магазине—событие для персонажа мима—мужчины. Поведение персонажа мима определяется его Проблемой и ситуацией, в которой он оказался со своей проблемой. Мим-автор наблюдает за жизнью, ищет такие ситуации, которые бы было интересно показать зрителю и заставить его переживать за персонажа мима. Здесь надо оговориться, персонаж должен быть выбран такой, чтобы зритель мог ассоциировать его с собой, мог накладывать пантомиму мима на свою жизнь. Тогда получится истинный Театр. И цель творчества мима будет достигнута. А цель творчества мима это—донести до зрителя свою мысль и чувство.
     Итак, задача для мима-автора это—отыскивать такие ситуации для своих персонажей, которые зрителю будет интересно смотреть, волнующие моменты жизни.

                Волнующие моменты жизни.

     Именно так мне хотелось назвать новую тему о творчестве мима. По сути, она не новая, просто я ее интересно и точно сформулировал. Волнующие моменты жизни персонажа. Да, интересный момент, с чего начинать: с определения персонажа, или с определения ситуации? Я так понимаю, что волнующие моменты жизни персонажа, т.е. персонаж уже определен изначально. А потом, зритель это—главный персонаж, а он уже есть. Значит, определяем на какую ситуацию и как реагирует наш персонаж—зритель.
       Волнующие моменты, т.е. моменты, когда персонаж волнуется, в той или иной степени. Всякий персонаж стремится к покою, а тут появляется раздражитель, нарушающий мир и покой персонажа, и увлекает персонажа в свой круговорот. Конечно, нам интересно наблюдать за жизнью братьев наших меньших—животных.
     Пример волнующего момента в жизни молодого человека это—знакомство с девушкой, которая ему понравилась, момент первого с ней свидания, момент признания ей в любви, момент знакомства с ее родителями, момент росписи с ней в загсе, момент свадьбы, момент первой брачной ночи, момент медового месяца, момент рождения первого ребенка, момент ухода за ребенком, момент первой ссоры, момент первой измены, момент первой пьянки, момент первого развода в загсе, момент первого холостяцкого дня, и так далее.
      Вспомнить, какие моменты жизни для меня были волнующими? Волнуюсь, когда что-то делаю впервые, когда предстоит какое-то испытание (когда сижу в очереди к стоматологу) … Человек волнуется, когда выходит на сцену, он даже может забыть тест песни от волнения. Студент волнуется перед и во время экзамена. Рыбак волнуется во время рыбалки. Да, в этом направлении можно покопать свою жизнь и свои наблюдения. Волнение персонажа передается и зрителю, он начинает сопереживать персонажу.

                Как выбрать тему.

       Речь идет о сочинении пантомимы для одного мима (соло). Тема должна иметь отклик в сердце мима. По этой теме у мима должна быть своя позиция, отношение к ней, реакция на тему. Тема должна волновать мима, живо интересовать его ум, душу и сердце. Тема как бы приглашает мима к творчеству. Сама пантомима по сути является иллюстрацией отношения мима по данной теме, его чувство-идея, развернутая как доказательство ее. Итак, пантомима—декларация чувства-идеи мима по данной теме. Что-то сейчас у меня возник образ птицы со сломанным крылом, которая машет одним крылом, а другое безвольно висит. Какая судьба ждет эту раненую птицу? Она не приспособлена к жизни на земле. Что с ней будет? Подскажу, речь идет и о человеке, у которого сломана судьба. Но на примере птицы я создаю возможность зрителю сильно сопереживать раненной птице, как бы примеряя на себя ее ситуацию. А с птицей что может быть? После безуспешных попыток взлететь, птица поняла, что надо куда-то спрятаться от людей, от машин, от собак, от кошек, от ветра, искать где-то пищу и воду. Если ее никто не подберет к себе домой, то птица погибнет. Над всем стоит Бог и во всем Промысел Божий. Конечно человек не птица и он живет среди людей, но кому он нужен со своей бедой? Только Богу и нужен. Вот какая неподъемная тема, болезненная тема для человека. Показать процесс умирания стрижа со сломанным крылом? Птица последний раз посмотрела на небо и уснула. Замерла. Прошло мгновение, и она открыла глаза, увидела вокруг удивительный свет, чудесный мир, взмахнула обоими крыльями и полетела, наслаждаясь полетом, постепенно она удалилась и исчезла вдали. Вот так заканчивается история о птице со сломанным крылом. А началась она с того, что мальчишка из рогатки стрелял по птицам и подбил стрижа, мальчишка испугался, что его увидят, бросил рогатку прочь и убежал, а стриж со сломанным крылом лежал на земле, никак не мог взлететь. Сначала за ним охотился дикий кот, потом пошел дождь, потом он убегал от колес автомобиля, потом он спрятался под какой-то лист фанеры у свалки. Там и отошел к Богу. Теперь я высказался на эту тему как человек, а значит, как мим. Это и требовалось сделать, чтобы сочинить пантомиму на взятую тему, в атмосфере «От человека к человеку». Получилась жизненная история, которая не оставляет равнодушным. Либретто будущей пантомимы. Далее надо расписать по эпизодам все действие (когда и что показывать).
      Можно попробовать взять другую тему. И на ее примере показать, как сочиняется пантомима, точнее ее либретто, рассказ. Мим – рассказчик-показчик. Следующая тема, которая меня волнует и как человека и как мима это—«Исповедь». Тоже не хилая тема. В атмосфере «От человека к человеку» ее надо обдумывать. Т.е. имея перед собой воображаемого собеседника… Ну вот, что-то придумалось… такое. Один мужик несет тяжелый мешок. Часто останавливается, чтобы перевести дух. Наконец, пришел к церкви. Снял мешок, а сам согнутый от постоянной тяжести. Перекрестился и вошел в церковь. Там батюшка его исповедует, и осанка у мужика постепенно выпрямилась. Перекрестился мужик, а батюшка спрашивает, а что в мешке. Мужик развел руками, давно несу, уже и не помню, что в нем. Батюшка сказал ему, чтобы он посмотрел, что на себе носит. Вышел мужик перекрестился на церковь. Подошел к мешку, осмотрел его со всех сторон, развязал его, а оттуда черт смотрит. Мужик снова завязал мешок, взял палку и… давай лупить по мешку. Черт выскочил из мешка и давай теку от мужика! Вот она сила исповеди христианской! А мужик еще раз перекрестился и пошел себе дальше с Богом. Это либретто на тему «Исповедь». Далее действие в либретто надо расписать по эпизодам. И вперед показывать сначала зеркалу, а потом и зрителю.
     Возьмем тему древнюю «Любовь». Атмосфера «От человека к человеку». Мое отношение к любви, какое оно если фразой одной сказать? Конечно, это великое счастье любить и быть любимым. Тем более, взаимная любовь редкость в наше время. Для меня любовь к человеку проявляется в стремлении радовать любимого человека, а само это стремление радовать приносит радость самому любящему человеку. Радостно радовать друг друга, даже жертвуя своей жизнью, это—любовь. Пример любви это— Господь Иисус Христос. В отношениях мужчины и женщины любовь начинается и продолжается романтично. Но как только начинается обыденная рутина, кончается романтика, то любовь проявляется в заботе друг о друге. У меня есть давнишняя картинка о любви. Называется она «Уличный художник». Уличный художник пришел на свое место на одной из улиц города. Расположился и стал приглашать прохожих на рисование их портрета. Люди подходят, и художник сажает их на стульчик и рисует быстро их портреты. Люди довольны. Перекур в работе. Художник вдруг увидел на стульчике красивую девушку, он даже растерялся. Девушка мило ему улыбается. И художник начал работу. Он смотрит на нее и забывает, что ее надо рисовать. Наконец, художник стал рисовать девушку. Но работа не шла. Художник все больше волновался и один за другим комкал листы с неудачными набросками. Девушка посмотрела на часы, надо зайти в одно место по делам. Художник развел руками, ничего не получается. Девушка ушла. Художник стал рисовать ее по памяти и нарисовал очень хорошо. Художник решил ее найти и вручить ей ее портрет. Ищет ее в толпе прохожих. Расстроенный остановился и опустил голову. Кто-то тронул его за плечо, он обернулся. Это была Она!!! Художник развернул лист с портретом, ей понравилось. Он отдал ей портрет. А она сует ему купюру, он отказывается, но она настаивает. Тогда он берет купюру и покупает на нее цветы, и дарит девушке. И они уходят весело разговаривая. Такая зарисовка, романтическая на тему любви.
      Итак, мы рассмотрели процесс сочинения либретто для пантомимы на выбранную тему. Через отношение мима-человека к теме, в атмосфере «От человека к человеку», формулируется проблема, ищется путь решения проблемы.  Либретто иллюстрирует решение этой проблемы, делая пантомиму наглядным примером мысли и чувства мима-человека. Очень важно, чтобы у зрителя оставалось определенное чувство от увиденной им пантомимы, на это чувство работает вся пантомима, все искусство мима в этом главном финальном чувстве. Театр—искусство драматическое.

                Проблема и ее решение.

     Позволю себе поразмышлять на тему пантомимы «Молитва ягненка и волка в церкви». Волк бежит за ягненком, перед ягненком церковь, и он вбежал в церковь, волк за ним. А в церкви служба идет. Проблема ягненка—опасность жизни, в которой есть главное зло—волк. Проблема волка—желание поймать добычу, чтобы пожрать, голод. Потому ягненок будет просить о безопасности жизни, о Божьей защите. А волк просит Бога послать ему на обед ягненка. И вот проблемы этих персонажей привели их в одну церковь. И поставили их рядом на одну молитву. Ягненок молится усердно: сначала стоя, потом поясные поклоны, потом земные поклоны, потом на коленях, потом на коленях и лбом об пол. Волк молится о добыче, и живописует свое желание Богу. Наконец, глядя на молящегося ягненка, волк повторяет действия ягненка, тоже становится на колени и т.д.  Далее, они обращаются к Богу с просьбой разрешить их ситуацию. Самый важный момент—как же решит Бог их проблему. А Бог напоминает заповедь: да любите друг друга. Относитесь с любовью друг к другу, прощайте друг друга, не осуждайте друг друга, будьте милостивы друг к другу. Обнимитесь, братья! Волк прослезился, и они с ягненком трясущимся от страха обнялись. Идите с миром. Волк и ягненок вышли из церкви. Волк взял проглотил ягненка.  Появился неожиданно охотник с ружьем и застрелил волка. Распорол брюхо волку и выпустил на свободу живого ягненка, а шкуру волка охотник взял себе, поблагодарил Бога и пошел по своим делам. Итак, проблема решена: волк получил добычу, а ягненок получил безопасность. Решение проблемы, заявленной в начале, позволяет говорить о законченности сюжета и его целостности. В итоге: волк получил добычу, ягненок получил безопасность.
      Метод работы с темой, с точки зрения постановки проблемы и ее решения, очень точно помогает сочинению целостного и законченного либретто пантомимы.
               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.