Пифагор. Встреча с йогом

Предыдущая глава  http://www.stihi.ru/2018/05/23/5014

Начало поэмы  http://www.stihi.ru/2018/01/26/2095

                311
После тяжёлой и долгой дороги
Инд обозрил Пифагор пред собой:
«Там где-то есть просветлённых чертоги,
Вон, за горами в дали голубой!
Трудно придётся, но только для тела!
Главное, чтоб воспарила душа! 
Принадлежать буду знаньям всецело,
Многому вновь научиться спеша.

                312
Мне б перебраться сейчас через реку –
Вижу, как бешено мчится она!»
И повезло любопытному греку –
На берегу он узрил два челна.
Рядом с водою трудились индусы –
Воздухом полнили шкуру быка.
Их не пугали москитов укусы,
Коими славилась эта река.

                313
Тут же стояли гранитные чаши,
В них находилось немного монет.
«Это такие обычаи наши —
Здесь ни воров, ни мошенников нет!»
Так объяснили туземцы пииту,
Ловко готовя к отплытию плот.
Самосец пальцем провёл по граниту,
Молвя: «Индийцы – прекрасный народ!

                314
Видеть хочу ваши дивные горы,
Встретиться с йогами там для бесед.
Слышал, у них широки кругозоры,
Равных на свете им в мудрости нет».
«Брось в эту чашу монетку любую 
В лодку садись и плыви напрямик!
Там потяни за верёвку тугую,
Лодка вернётся! – промолвил старик. –

                315
Мы же на шкурах, надутых эфиром,
Вниз поплывём по могучей реке.
Встретишься ты с удивительным миром,
Тем, что лежит за рекой вдалеке...»
Лодка пошла удивительно ходко,
Этим пришлец был весьма поражён:
Тонкий канат, закреплённый за лодкой,
В воды текучие был погружён.

                317
Вёсла работали мерно и ровно.
Самосец грёб, как умелый моряк,
Волн нападенья сносил хладнокровно —
Он не боялся любых передряг.
Берег далёкий приблизился вскоре,
Яркую зелень увидел гребец
На обозримом равнинном просторе,
Юношу с дудкой и стадо овец.

                318
В галечник ткнулась послушная лодка
И потянул за канат Пифагор,
Он улыбался блаженно и кротко:
Ловко прошёл через водный простор.
Тут же,  размяв онемевшие ноги,
Двинулся он к пастуху и стадам,
Думая, что говорить в диалоге,
Будет ли понят в беседе он сам?

                319
Знал языков он не меньше десятка
Так как отдал им немало ночей,
Не нарушал много лет распорядка,
Чтоб заменить мог собой толмачей.
Он подошёл к пастуху молодому,
Задал вопрос, выбирая язык,
Знать он хотел, как направиться к дому,
Где проживает мудрейший старик.

                320
Смуглый пастух улыбнулся несмело,
Понял пришельца разумную речь
И пояснил, что священное дело —
Мудрых от всех любопытных беречь.
А Пифагор рассказал об ученьях,
Что он узнал от других мудрецов,
Напоминая о тех исключеньях,
Кои давались в  словах праотцов.

                321
Как говорили в  древнейшие годы,
Если желает познаний юнец,
То не жалейте добра и свободы,
Чтоб заслужил он от Феба венец:
«Пусть я не юн, но изведал науки:
Путь мой – Египет, Сидон, Вавилон…
Вот посмотри на могучие руки –
Кровью я не был нигде обагрён!»

                322
«Верю, пришелец, открытому взгляду,
Чистой руке и разумным словам,
Зрить мудреца можно только в награду,
Тем, кто готов угодить божествам...
Будешь ли чтить ты богов Индостана,
Правду узнав о могуществе их?»
«Ими даётся великая прана –
Ранее ведал я силу других...»

                323
Добрый пастух указал направленье
В сторону леса и низкой горы:
«Там получает мудрец в исступленье
Высшего мира познаний дары!»
Лес поразил осторожного грека
Мощью огромных ветвистых дерев,
И, ощутив малый рост человека,
Шёл он в чащобу, слегка присмирев.

                324
Вскоре дошёл до широкой поляны,
Что расстилалась пред плоской горой,
Видел: поодаль стоят обезьяны,
Были бананы у каждой второй.
А у открытого зева пещеры,
Ноги скрестив, восседал человек,
Был он худой, загорелый без меры,
Грязен, как  будто не мылся вовек…

                325
Спутаны были нечистые пряди,
Низко свисала его борода,
И Пифагор, на несчастного глядя,
Сразу подумал: «Случилась беда!
Видно, что делать не может движений
Этот больной и голодный старик,
Много же он перенёс унижений,
Коль неспособен издать даже крик!

                326
Как же дошёл он до сильных лишений? –
Рядом присев, размышлял Пифагор. –
Ясно заметны следы ухудшений –
Кожа – папирус, и каменный взор,
Ногти бедняги длинны и ужасны,
Взять ничего не сумеет рукой,
Будут старанья индуса напрасны,
Скоро умрёт он от жизни такой»!

                327
Тут Пифагора смутило явленье,
Коего он не видал никогда:
Шли обезьяны, неся угощенье,
И соблюдалась зверьми череда…
Сложены были бананы на землю
Возле иссохших и скрюченных ног,
«Значит, живёт  он, подарки приемля,
Но почему он настолько убог?»

                328
И вопросил Пифагор  с интересом:
«Тайну открой, о, почтенный старик,
Как ты сроднился с пещерой и лесом,
Иль ты изгнанник и жертва интриг?»
Поднял сидящий тяжёлые веки,
Взгляд устремил он учёному в лоб:
«Слышал я добрые вести о греке,
Том, что по жизни своей —   филантроп.

                329
Вот ты какой, помогающий слабым
И не боящийся гнева богов!
Добрый к медведям, орлам или жабам,
Встать на защиту животных готов!
В наших краях ты познаешь иное —
Тайны незримых витаний души,
И состоянье её неземное
В новых мирах иль в небесной тиши.

                330
Многие знанья — тяжёлое бремя,
Люду простому их ведать нельзя…
Знаешь ли ты, соискатель, что темя –
Это для солнечной праны стезя?»
Был удивлён Пифагор словесами,
Темени быстро коснулся  рукой:
«Плотно прикрыто оно волосами.
Где же канал там особый такой?»

                331
Йог улыбнулся сухими губами:
«Ты удивлён, иноземный мудрец?    
Знанья приходят не только с волшбами,
По волосам шлёт секреты Творец…
Не оскверняю я темя водою,
Нож не касался седой бороды –
Тело у мудрых должно быть худое,
Кожа – прозрачней и тоньше слюды…»

                332
Не проявил умный грек восхищенье,
Думал, что жизнь мудреца — пустота,
Мучить свои телеса – извращенье,
Здесь непонятны ни цель, ни мечта.
«Плоть истязать – разве это ученье? –
Йога спросил удивлённо пришлец. –
Это – несчастной души заточенье,
Тощий и слабый адепт – не боец!»

                333
«Битв не ведём мы, мудрец из Эллады,
Главное, это —  свобода души.
Только такой мы желаем отрады,
Тело своё умерщвляя в глуши!
В этом сиденье с питанием скудным
Жаждем найти избавленье от бед,
Будет деянье твоё многотрудным,
Если вдруг дашь ты аскезы обет.»

                334
А Пифагор вслух повёл рассужденье:
«Пользу какую приносит аскет,
Если от добрых людей отчужденье
Определяет аскезы обет?
Если вся жизнь – череда медитаций,
Значит, аскетам и плоть не нужна?
Это – дорога земных деградаций!
Разве для этого жизнь нам дана?»

                335
«Чтобы достигнуть небесной нирваны,
Надо отринуть желанья телес –
Так уверяют веками брахманы –
Только в душе заключён интерес!
Дух должен править рассудком и телом!
Именно в нём смысл всего бытия,
Так понимается в возрасте зрелом…
Всё ли доходчиво высказал я?»

                336
«Мне непонятно нирване служенье,
Ради которой жизнь станет такой –
К плоти земной проявлять небреженье,
Чтоб обрести малоясный покой!»
Не ожидал йог такого ответа:
«Вижу, пришлец, ты не понял меня,
Иль не желаешь ты жизни аскета,
Ради души суету хороня?»

                337
«Был я ниспослан на Землю богами,
Чтоб после смерти оставить свой след,
И познаю этот мир я ногами,
А не скрываюсь в чащобах, аскет.
Часто и долго бродил я по миру:
Видел равнины, леса и моря,
Я покорил сладкозвучную лиру,
Много наук изучаю не зря!

                338
Ценят другое в прекрасной Элладе:
Силу и крепость красивых телес!
Люди себя не уродуют ради
Призрачных мыслей о мире Небес.
Все мы живём по велению рока —
Им обозначен для каждого путь,
Судьбы предписаны точно до срока,
В этом сокрыта великая суть!

                339
И недостойно стремиться к Аиду
Раньше, чем явится грозный Танат –
Надо принять благодарно планиду,
В жизнь не вводя самовластно разлад!»
Йог призадумался, кудри ероша:
«Путник, задача твоя непроста
Многие знанья — тяжёлая ноша,
В этих словах велика правота!

                340
Индия наша — влекущая тайна –
Люди друг другу у нас не равны,
Это различье совсем неслучайно,
Важно оно для огромной страны.
Ты не спеши  в обученье к брахманам,
Не устремляйся в леса, как аскет,
Лучше пройди по стране с караваном —
Многим вопросам найдёшь ты ответ.

                341
Так ты узнаешь на варны деленье:
Кшатриев встретишь в больших городах,
Вайшьи окажут тебе уваженье,
Шудр ты увидишь в тяжёлых трудах.
Судеб вершитель и бог наш великий,
Этих людей создавал из себя,
К ним обратил он прекрасные лики,
Слабых созданий душою любя.

                342
Брахмы уста породили брахманов,
Воинов-кшатриев сделал из рук,
Вайшьи, как стадо прекрасных баранов,
Вышли из бёдер без боли и мук.
А из ступней, что ходили по  пыли
Бог, что велик беспредельно и мудр
Создал таких, чтоб прислугою были
Низких душой и сознанием шудр».

                343
Был Пифагор удивлён разъясненьем,
Сморщив в сомнениях греческий нос,
И, побуждаясь своим устремленьем,
Задал почтенному йогу вопрос:               
«Ты, проживающий в дивной природе,   
Честно поведай, лесной чародей:   
Кто для наук наиболее годен
Из перечисленных этих людей?»

                344
«Много брахманов — жрецов и учёных,
Трудятся честно на благо страны,
Есть назначение «дваждырождённых» —
Быть выше прочих брахманы должны.
Кшатрии мир защищают веками,
Могут занять государственный трон,
Истинно служат народу руками,
Только в науках никто не силён.

                345
Вайшьи несведущи в сложных ученьях,
Любят торговлю и «труд» без труда,
Не утопают в ненужных сомненьях,
Страстно к достатку стремятся всегда.
Низшая варна – убогие слуги –
Созданы были для грязных работ,
Им неподвластны к наукам потуги,
Шудры живут, как общественный скот...»

                346
«Молви мне, йог, как дорогу к брахманам
Мне проторить, коль они мне нужны?
Жизнь их окутана плотным туманом,
И чужакам к ним пути не видны…»
«Стать невозможно брахманом другому —
Вырасти надо в высоком роду,
Верность хранить и устоям, и дому,
Чтоб не накликать случайно беду!

                347
Чистые руки и белые дхоти,
Тайны и знанья  божественных «Вед»,
Дух, неизменный в великой щедроте –
Это брахмана прекрасный портрет!
Лоб же украшен сияющим знаком,
Им отличается каждый брахман,
И называется метка «тилаком»,
А над  рисунком намотан тюрбан.

                348
Эллин, иди в города Индостана
И обращайся к  высоким жрецам!
Знанья получишь ты поздно иль рано,
Сам прозревай, что подвластно очам!»
… И Пифагор, поклонившись аскету,
Вышел из леса на дивный простор,
Вновь пошагал он по белому свету,
Коль на подъём был он лёгок и скор...

Глоссарий к главе:

Аид — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших.  Его царство тоже называлось «аидом» по его имени.
Дваждырождённые,  это — первые три варны во главе с брахманами. Они проходили обряд инициации второго духовного рождения. Этот религиозный обряд, который проходили три верхних варны Индии назывался «упанаяна». В процессе посвящения на шею мальчика надевали освященный шнур, соответствующий его варне, и с тех пор он становился  «двиджа» или «дваждырожденным».
Дхоти – это индийская одежда, длина которой показывает, из какой касты ее владелец. Самые короткие, специально приспособленные для работы дхоти - у представителей низших каст. Мужчин, носящих эту традиционную одежду, можно встретить в Индии повсюду.
Инд — река в Азии. Протекает по территории Китая, Индии, Пакистана. Берет свое начало в Китае в Гималаях, впадает в Аравийское море.
Йог — (санскр.yoga – сосредоточение, созерцание) – последователь философского  учения Йога. Йо;га — понятие в индийской культуре, означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Нирва;на, Нибба;на — («угасание, прекращение, неволнение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ. Согласно буддизму, нирвана – это высшая конечная цель любого существа и человека. Предполагается, что состояние нирваны – это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.
Считается, что это конечная цель, к которой стремится каждая душа. Нирвана помогает разорвать круг перерождений и объединиться с высшим духом.
Пифагор Самосский ( лат. Pythagoras, 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, поэт,  математик и мистик, создатель философской школы пифагорейцев. Многие называли Пифагора сыном бога Аполлона.  Аполлона  в легендах отождествляли с  египетским  богом Гором. Мать Пифагора происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии  на Самосе. Рождение сына ей предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит: «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу ребёнка Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Прана — это универсальная энергия, проявляющаяся в самых разнообразных видах во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Прана считается энергией жизни, благодаря которой живут и действуют тело и ум. Контролируя прану, человек способен контролировать тело и ум. Солнечная прана — это прана, содержащаяся в солнечном свете.
Тана;т  (др.-греч. «танатос» —  смерть) — чернокрылый бог смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Является к людям, чья нить жизни прервана Мойрами, и отрезает острым мечом прядь волос, исторгая душу.
Тилак – специальный ритуальный знак, означающий принадлежность к брахманской варне, и одновременно, то религиозное течение, к которому принадлежит священнослужитель.Самые крупные религиозные течения в индуизме – вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм.

Продолжение  http://www.stihi.ru/2018/07/02/5028


Рецензии
Алексей, очень интересная глава, насыщенная интересными вещами.
Познавательный диалог и интересны разные точки зрения.
Каждому –свое.
Алексей, хорошо потрудился и отлично донес до читателя!
С теплом, Света

Светлана Сизько   04.07.2018 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за чудесный отзыв! Сегодня выставил очередную главу.
Хочу узнать, как Вы теперь получаете книги из России?
СМИ пишут, что таможня не пропускает из России печатную продукцию.

Сальникофф Алексей   06.07.2018 19:47   Заявить о нарушении
Алексей, я не в курсе. Прозондирую, тогда напишу.

Светлана Сизько   06.07.2018 21:41   Заявить о нарушении
Алексей, я еще не всю Индию прочитала, так что на днях загляну в гости.

Светлана Сизько   06.07.2018 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.