Макс Борн выдающийся физик и подонок

Макс Борн – один из выдающихся физиков двадцатого века, отцов квантовой теории. Лауреат Нобелевской премии. Ему принадлежит, названное его же именем, «Борновское приближение», где он дал чисто квантовое объяснение известному эффекту диффракции фотонов на щели и любых других частиц, демонстрирующих свойства как частиц, так и волн (корпускулярно-волновой дуализм). Его ученик, Вернер Гейзенберг, был одним из основателей квантовой теории. В общем, заслуженно известный физик, в числе друзей которого был и Эйнштейн, и Джеймс Франк и Гейзенберг и множество других элитарных физиков.
Ему также принадлежит формулировка методологического принципа в науке:
Какими качествами должна обладать новая гипотеза, чтобы стать новой ТЕОРИЕЙ.
Первое: Новая «теория» должна объяснять все уже известные экспериментальные данные не хуже, чем старая. (Условно назовём это качество «совпадательностью», то есть новая теория в этом смысле должна «укладываться» в уже имеющуюся мозаику фактов.)
Второе: Новая «теория» должна объяснять те эффекты и явления, которые старая никак объяснить не может.
Третье: Новая «теория» должна предсказывать некие новые эффекты, которые старая не предсказывала.
Если эта «новенькая» выполняет с успехом все три требования, она становится НОВОЙ ТЕОРИЕЙ!

Борн интересовался философией, литературой, музыкой...
В общем, человек мыслящий и мыслящий неординарно.
Написал несколько книг, пользовавшихся большим успехом не только среди физиков.

А теперь две фразы:
«Я поселился в тихом месте, где нет университета, нет библиотеки, и продал большую часть моих собственных книг и журналов.»

«В свой первый визит к нам Эйнштейн принёс скрипку, чтобы вместе со мной сыграть сонату.
Мою жену, которую он не знал, он приветствовал словами: «Я слышал, что у вас родился ребёнок». Затем он сложил свои свёртки, положил их  в угол и начал ПИЛИКАТЬ. (Sabeln -
по-немецки «пиликать на скрипке, также «кромсать»,  Rasp – по-английски). Любимым композитором тогда был Гайдн».

Эти две фразы были сказаны Максом Борном 18-го марта 1955 года на торжественном заседании Берлинского физического общества, посвящённого пятидесятилетию Специальной Теории Относительности. (Ровно за месяц до кончины Эйнштейна.)
Борн был приглашён для выступления, поскольку долгие годы был ДРУГОМ Эйнштейна и активно с ним переписывался.

Заметил я такую особенность: Иногда по фразе, жесту, одному лишь поступку сразу выявляется СУТЬ человека – это человек порядочный или подонок.

Обратите внимание на первую фразу. Брон вышел на пенсию в 1953 году, вернулся из Англии в Германию и поселился недалеко от Гётингена. Умер он в 1970 году в Гётингенской больнице.
Он пишет в первой фразе: Я ПРОДАЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ МОИХ КНИГ И ЖУРНАЛОВ. Резанули меня сразу два акцента: Что удалил от себя бОльшую часть своих книг1 (Это интеллигентный человек???) и ПРОДАЛ! То есть не просто отдал институту, школе и библиотеке, а именно ПРОДАЛ! Можно подумать, что жил на последние гроши и с голодухи продал книги, дабы иметь хоть какие-то средства существования.

Макс Борн очень хорошо играл на фортепиано и поэтому часто музицировал с друзьями. Эйнштейн прекрасно владел скрипкой, можно сказать на профессиональном уровне, и тоже часто играл на пару со своим другом Максом Планком (физиком-пианистом), с королевой Бельгии и другими. Даже участвовал в благотворительных концертах как скрипач!
Я уже писал об этом.
Раз Эйнштейн выступал в таком концерте и на нём присутствовал молодой журналист местной газеты, который понятия не имел ни о музыке, ни о физике. Он тихо спросил у соседки, кто этот скрипач? «Как, – ответила она, – вы не знаете??? Это же знаменитый Эйнштейн!!!»
«Ах, да, конечно!!!»
На следующий день в газете появилась статья этого молодца, в которой описывался СКРИПАЧ ВИРТУОЗ Альберт Эйнштейн!!!
В семье Эйнштейна это вызвало необыкновенное веселье.
Сам Эйнштейн вырезал заметку, повесил её на стенку и всем знакомым гордо говорил:
«Вы думаете, я физик?
НЕТ!!!
Я – знаменитый скрипач-виртуоз!!!»

И, вот, для ДРУГА, отличного скрипача, и одного из величайших физиков мира, Макс Борн не находит других слов, чтобы назвать его игру презрительно-глумливым  «ПИЛИКАНИЕМ»?! Причём где, на «торжественном заседании Берлинского физического общества», посвящённом фактически самому Эйнштейну! Почему Борн не добавил: «А я начал «барабанить» или «лупить» или «лупцевать» по клавишами рояля своими пальцАми»? Мерзко!

«Врагов имеет в мире всяк,
Но от «друзей» – избавь нас, Боже!»
От ТАКИХ!
ПОДОНКОВ!

Ещё один пример правила:
Учёное стадо НИЧЕМ по сути не отличается от стада шпаны! Степень «учёности» или научного таланта не имеет никакого отношения к нравственности обладателя этих качеств.
26 VI 2018

P.S. Когда Эйнштейн, будучи серьёзно болен, лежал в больнице в Берлине, его, на правах «друга», навестила молодая жена Макса Борна  Хедвиг (Hedwig Martha Ehrenberg) Борн. Посидев с минуту у его постели, она сочла нужным задать Эйнштейну приниципиальный  и предельно ободряющий, доброжелательный вопрос: «Боится ли Эйнштейн СМЕРТИ???»
Это она спросила у достаточно тяжело больного человека, исход болезни которого не был тогда известен. (Неправда ли, какая душевная забота об Эйнштейне и как уместно и тактично спрашивать у больного об его отношении к возможной смерти?)
Эйнштейн, наивно и честно ответил, что не боится.
Но нас интересует больше поведение Хедвиг.
Если бы она была плохо воспитанной и хамоватой базарной бабой, то даже тогда, я не думаю, чтобы такой вопрос был задан именно в данной ситуации. Но она была дочерью известного немецкого юриста и получила хорошее воспитание и образование.
Ответ один: Злая подлая стерва, прятавшая под маской псевдоинтеллигентности мерзкий сварливый характер.
Вполне подходившая Максу Борну, судя и по его поведению по отношению к «другу» Альберту!


Рецензии