Ограничения и возможности

 Какую профессию выбрать человеку с инвалидностью и как ее получить.
Выбрать профессию и учебное заведение, в котором ее получать – не просто, особенно, если имеешь ограничения по здоровью. Мне, как инвалиду с детства, прошедшему этот путь, хочется поделиться нюансами, связанными с таким выбором.
На мой взгляд, определение своего профессионального пути лучше начать с выбора специальности.   Какая профессия подходит  человеку с ОВЗ?  Та, которая доступна, с учетом физических ограничений и при том востребована ли на рынке труда.
Сегодня актуальны профессии в сфере информационных технологий. Они подойдут людям  с ограничениями двигательных функций, так как позволяют работать удаленно. К ним относятся такие специальности, как  программист, новостной менеджер, переводчик текстов, копирайте, бухгалтер, провизор, социолог, специалист по рекламе, финансовый аналитик.
Слабослышащим и не слышащим, по понятным причинам, лучше выбирать направления, не требующие четкой дикции, такие как  веб-дизайнер, делопроизводитель, закройщик,  сурдопереводчик, инженер-проектировщик, оператор связи, сборщик ПК.
Слабовидящие и невидящие востребованы в области интеллектуального труда – их приглашают на вакансии юристов, психологов, педагогов, музыкальных руководителей, телемаркетологов. Также, в последнее время, стали популярны невидящие массажисты, поскольку отсутствие зрения повышает тактильную чувствительностью. Салоны красоты при наличии двух кандидатов в массажисты — здорового и инвалида по зрению — часто выбирают второго.
Людей с ментальной инвалидностью очень ценят в прикладном искусстве, в ремесленных мастерских,  а также в области ландшафтного дизайна и садоводства, и на различных производствах – швейном, обувном,  токарном, пекарном. Помимо этого «ментальников» берут на работу лифтерами и гардеробщиками.
Когда специальность выбрана, встает вопрос где и как ее получать?
Выбирая учреждение, для проф. образования важно учитывать предыдущий опыт обучения и степень Ваших ограничений, ведь именно от этого  зависит, нуждаетесь ли Вы в  специализированном образовании.
Если ограничения здоровья серьезные, школьное образование было получено на дому или в спец. учреждении, то в первую очередь нужно обращать внимание на то, насколько выбранное учреждение и  форма обучения соотносятся с Вашими возможностями, на сколько они Вам доступны.
Но если нет острой нужды в специальных условиях (таких как пандусы и лифты, сурдоперевод лекций, аудиоучебники  и т.п.) то идти в  ВУЗ\СУЗ для инвалидов не обязательно. Достаточно обговорить с администрацией выбранного учреждения нюансы, связанные с Вашим обучением. К слову сказать, два своих высших образования я получала в обычных ВУЗах. Из-за болезни мне тяжело писать и при поступлении я просила разрешить сдавать экзамены в устной форме, оба раза мне шли на встречу.
В связи с этим встает вопрос:  имеет ли право администрация учебного учреждения отказать в  приеме на обучения  инвалиду?  В большинстве случаев - нет, поскольку закон нашей страны гарантирует каждому равные права на обучения. Но, как и в любом законе, здесь есть подводные камни. Так, отказ в приеме будет обоснованным, если у Вас в ИПР прописаны рекомендации по созданию специальных учебных условий, а в учреждении, выбранном Вами, таких условий нет или же если Вы обучались в школе по специализированной (адаптированной) программе. В этих  случаях, для дальнейшего обучения  придется выбрать специализированное учреждение.
Следующий вопрос, который предстоит решить, высшее или средне-специальное образование лучше выбрать?  Это тоже зависит от Ваших потребностей и возможностей. Есть три варианта получения специального образования:
Можно окончить 9 классов школы и пойти в колледж. При этом варианте Вы получите профессиональное образование в короткие сроки. В процессе Вы сможете понять, подходит ли Вам выбранная специальность и форма обучения, что поможет  лучше сориентироваться при дальнейшем поступлении в ВУЗ. Сроки обучения в ВУЗе, после колледжа сокращаются, поскольку зачисление происходит сразу на 3-й курс, поэтому общий период обучения примерно будет равен сроку обучения в ВУЗе с 1 курса. Но Вы за это время получите два диплома (СУЗа и ВУЗа). Если же вдруг что-то пойдет не так, то с 1-го курса СУЗа можно вернутся в школу и доучится там до 11 класса. Это позволено действующим законом, причем не важно, вернетесь Вы в прежнюю школу, или перейдете в новую. К тому же, поступление в СУЗ после 9 класса, является единственной возможностью избежать сдачи ЕГЭ.
Второй вариант – то есть поступление в ВУЗ после 11 класса подойдет тем, кто уверен в своих силах и хочет получить больше знаний, ведь количество и качество преподавания дисциплин на 1 и 2 курсах ВУЗа на порядок выше, чем в СУЗе, но и спрос строже, сложнее сдавать экзамены, Выше конкурс при поступлении. Это также хороший вариант для тех, кому нужно дополнительное  время на выбор профессии и подольше хочется оставаться в школе.
Если здоровье не позволяет выдержать больших нагрузок и учится длительное время, можно после 11 класс пойти в СУЗ. В этом случае на проф. образование уйдет всего лишь 1,5-3 года, но,  при трудоустройстве, Вы не сможете выдержат конкуренции с выпускниками ВУЗов.  Конечно, окончив СУЗ после 11 класса, также можно поступить в ВУЗ, но при этом, на учебу придется потратить на 2-3 года больше, чем в предыдущих двух вариантах.
Еще один Важный вопрос, какая форма обучения больше подходит для людей с ОВЗ? Как и в случае выбора между специализированным и обычным учебным заведением, выбор формы обучения, зависит от физических возможностей будущего студента. Сейчас большинство людей с инвалидностью, стремится выбирать для обучения дистанционную или очно-заочную формы, чтобы минимизировать свое очное присутствие в ВУЗе/СУЗе, но у этих форм обучения, в прочем, как и у остальных, есть не только «плюсы», но и «минусы». На мой взгляд, чтобы выбрать форму обучения, подходящую  именно Вам, нужно сравнить все  «за» и «против» и соотнести их с собственными возможностями. На данный момент существует четыре основных формы обучения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Так очная форма поможет человеку с ОВЗ быстро социализироваться в общество и «втянуться» в специальность. Она дает возможность жить полноценной студенческой жизнью: общаться с группой студентов, задавать вопросы преподавателям, выступать с докладами на семинарах и конференциях, участвовать в конкурсах и творческих вечерах. Есть возможность воспользоваться «квотой инвалида» и поступить на бюджетное отделение. При успешном обучении, студентам начисляют стипендию. Предоставляются базы для прохождения практики, во многих  ВУЗах\СУЗах оказывается содействие выпускникам в трудоустройстве. 
Существенным минусом является необходимость  ежедневно присутствовать на парах, где придется усваивать и конспектировать большой объем информации, «промежуточные» контрольные и зачеты придется сдавать даже не в период сессии, а на сессионных экзаменах спрос преподавателей будет гораздо строже, чем со студентов иных форм обучения.
Дистанционная форма обучения, как известно, позволяет осваивать профессию не выходя  из дома, что открывает возможность обучения в другом городе или даже стране, можно самостоятельно выбирать время для обучения, некоторые лекции и семинары проходят в формате он-лайн, то есть студент «присутствует» на них через «скайп» в реальном времени, промежуточные контрольные работы сдаются тоже дистанционно, что менее волнительно и есть больше возможности «списать».
Но вместе с тем, студент теряет возможность очного контакта с группой и преподавателями, оторван от студенческой жизни; стипендия не выплачивается; во многих ВУЗах\СУЗах «инвалидная квота» на дистанционную форму не распространяется и обучение проводится только на платной основе, не предоставляются базы для прохождения практики, их студент вынужден искать сам.
Заочная (классическая) форма, как и дистанционная позволяет поступить в ВУЗ или СУЗ  другого города, при условии очного присутствия на сессии, и позволяет обучаться в любое удобное время. Промежуточные контрольные при этой форме обучения полностью отсутствуют, сдаются только семестровые экзамены в период сессии, при чем, предъявляемые на них требования, в целом ниже, чем к студентам других форм обучения.
К негативным сторона заочной формы относится то, что  возможность участия в студенческой жизни утрачивается,  контакт с группой и преподавателями доступен только в период сессии, Стипендия не выплачивается, не все учебные учреждения предоставляют базы для практики «заочникам», «Инвалидная квота» также  действует не везде. Особое внимания абитуриентам с ОВЗ стоит обратить на то, что в период «установочных лекций» студенты-заочники испытывают большие нагрузки.
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения является промежуточным вариантом между очной и заочной формами. Количество очных часов на ней сокращено вдвое, сохраняется возможность общения с группой и преподавателями, но участие в студенческих мероприятиях, таких как творческие вечера и праздники возможно не всегда; контрольные есть, но их количество и предъявляемые на них требования меньше, по сравнению с очной формой.
Обучение на очно-заочной форме проходит два-три раза в неделю в вечерние время и/или в выходные дни, что будет удобно не всем, помимо этого, как и при заочной форме не выплачивается стипендия и не предоставляются базы для практики, «инвалидная квота» на очно-заочную форму также действует не везде. Дополнительным фактором, усложняющим процесс обучения, является то, что большое количество теории начитывается в сжатые сроки, что тоже приводит к большой перегрузке студентов во время очных занятий.
 Помимо вышеперечисленных форм обучения, студенты с инвалидностью могут получить проф. образование в интернатах. Самый крупный из них Московский институт-интернат для инвалидов, хотя  подобные интернаты по проф. Подготовке есть и в других городах, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Курск, Владимир, Иваново, Тула.
Полный список специализированных профессиональных заведений для инвалидов, с адресами и  телефонами можно найти в интернете, на портале для инвалидов http://www.inva-life.ru/ , в разделе «Полезные ресурсы».
Если возник вопрос о получении проф. образования для человека с ОВЗ, его можно задать в следующих организациях:
Справочная служба Министерства труда и социальной защиты РФ +7(495)606 00 60
Справочная  Минобрнауки: +7(495)539 55 19;
Справочная Всероссийского общества инвалидов: +7(495) 935 00 12, +7(495) 935 00 13;
Управления образования и социальной защиты Вашего города, а также краевые и региональные общественные организации инвалидов.
По вопросом правомерности отказа в поступлении инвалида в ВУЗ\СУЗ могут ответить юристы РООИ «Перспектива»: +7(495)725 39 82,  и сайта для людей с ОВЗ «Двери в мир»: +7(499)703 14 91
Ну и конечно же, не стоит забывать о ресурсах интернета, ведь при необходимости там можно найти как общую информацию о поступлении инвалидов в ВУЗ/СУЗ, так и адреса и телефоны конкретного учебного учреждения.
А мне остается пожелать Вам удачного выбора и взвешенных решений, ведь если найти грань между тем, чего желаешь и тем, что позволяют возможности, то все обязательно получится!

Статья опубликована в журнале "Страна и Мы" за февраль 2017г


Рецензии