Первооткрыватели

Курильские и Сахалинские берега первым голландец Фриз посетил.
Для нанесения на карту рельефа берегов – судно задержалось.
Уруп владением Голландии перед аборигенами провозгласил:
Но это  без дальнейших последствий  для островов  оказалось.

Установлено, что о Сахалине русские в 40 годах XVII в. узнали.
Ни в Европе, ни в Азии сведений о Сахалине и устье Амура не было.
Даже японцы, имея отрывочные сведения,  Сахалин не посещали.
Тогда японское правительство политику самоизоляции проводило.

Первооткрывателями Сахалина русские землепроходцы являются.
В устье  реки  Амура казаки из далёкого Якутска явились:
В стругах, горными и таёжными тропами к реке пробираются,
Через долгие месяцы нелёгкого путешествия у Амура очутились.

Здесь они от местных жителей сведения о Сахалине получили.
Местные эвены нивхов, живших на Сахалине, гиляками называли.
Эвены об «острове Гиляцой орды» -«острове Гилят» --сообщили.
Возможно, москвитинцы впервые Сахалин Сахалином назвали.

Русские  первопроходцы  остров Сахалин  издалека приметили:
Казаки Москвитина в 1639 – 1641 гг. в низовьях Амура побывали.
Казаки  Пояркова существование  Сахалина  также  отметили,
В 1643-45 гг. со стороны Охотского моря  на  кочах его наблюдали.

Поярков  сведения о Сахалине и Татарском проливе сообщал.
Группы казаков и крестьян Кузнеца, Пущина остров посещали,
Предводитель казаков ясак с местных поселений  собирал,
Присягу на верность России аборигенов давать побуждали.

От аборигенов  казаки об острове много интересного узнали,
О богатстве  недр, о людях, которые медведей приручают,
Но русские зверопромышленники продвигаться предпочитали
К Камчатке и Аляске, где ценные морские животные обитают.

В июле 1643 г. голландцы  побережье Сахалина заметили,
Но, из-за тумана, Сахалин -  продолжением Хоккайдо посчитали.
Неприступностью, суровостью  островные сопки ответили:
Сахалинские земли своих законных владельцев ожидали.

Весь XVIII век русские  островом мало  интересовались.
Лишь XIX век на значимость острова Сахалин свет пролил,
Когда Крузенштерном  первые исследования предпринимались -
Руководитель  экспедиции  отношение России к нему изменил!

В конце XVIII в. русские начали интенсивно Сахалин изучать.
Участники экспедиции Беринга описание Сахалина и Курил дали.
Монополию на богатства недр  компания постаралась взять,
Российско- американскую компанию в то время создали.

В мае 1805 года  на острове Сахалин в заливе Анива якорь брошен.
Крузенштерн ознакомился с жизнью айнов, остров обследовал.
Восточный и северо-западный берег описан, на карту положен.
Сахалин –полуостров, соединён перешейком – итог последовал.

Крузенштерну перешеек не приснился:
Сахалин с материком соединялся.
Землетрясением  он сильным обновился,
И в наше время островом вписался.
***
Япония только начала к Сахалину интерес проявлять:
В начале XIX века северной части Хоккайдо   начали  освоение.
Группа японцев в 1807 году решила на  Хоккайдо перезимовать:
Вели лов в водах Сахалина, заводили с айнами  отношения.

В 1805-1807 гг. Давыдов и Хвостов на  двух кораблях совершили
Экспедицию вокруг Сахалина и Курильских островов:
Быт и нравы местного населения – аборигенов -  изучили,
Составили словарь айнского языка, вели исследования берегов.
***
 
Айны

Айны древнейшим, загадочным народом планеты являются.
Когда – то они на  большей части  Японских островов жили.
От других народов -  обликом, языком, культурой отличаются:
Мужчины – светлокожие, бородатые; женщины-с тату были.

Айнов – мужественным, воинственным народом  считали.
Вооружение: мечи, колотушки с шипами, стрелы - представляли.
С этим вооружением айны  веками  японцам противостояли.
Японцы  на севере - ассимилировали айнов или истребляли.

В XIX веке японцы над айнами беспредел чинили.
Мужчин –айнов стричь бороды заставляли,
Женщинам носить айнские одежды запретили.
Айнский « Праздник Медведя» – праздновать не разрешали.

Молодых  айнов  с обжитых,  насиженных  мест снимали:
Они работать на  Курилы – колонии японцев – отправлялись.
Айны в  условии отстранённости от своего образа жизни – угасали.
Все эти действия на парализацию воли айнов направлялись.

На Сахалине айны в зависимости от японских дельцов  жили.
Японцы  реки перегораживали. Рыба до устья не доходила.
Жители – аборигены, для ловли  рыбы, на берег моря выходили.
Малый улов доставался. Вымирание населения  происходило.

Айны Сахалина и Курил  в этот период  отсталыми были.
Основу жизни охота, морской промысел, рыболовство составляли.
В 1945 году в Японию выехали,  родовым  племенем  жили.
В начале XXI века  айны на севере  острова Хоккайдо  проживали.

Сегодня по переписи в Японии 25 тысяч айнов  проживают.
Уникальная история и культура айнов в небытие ушла.
Забыт  язык, собственную культуру – японской предпочитают.
Эпоха айнской цивилизации в истории промелькнула, прошла.

***

8 октября 1806 года Сахалин – русским владением провозгласили.
На деле – закрепление острова за Россией затянулось:
Хвостов и Давыдов за самоуправство под суд отданы были.
В Петербурге чувство владения Сахалином ещё не проснулось.

Особую роль в присоединении Сахалина - Невельской сыграл.
В 1849 году на транспорте «Байкал» берега острова обследовал.
Всему миру, что Сахалин –  большой  остров доказал,
Начал заселение острова, над Сахалином русский флаг поднял.
***
До  плавания Невельской, что Сахалин – полуостров, не считал:
Возникло желание самому в этом районе побывать.
Губернатор Восточной Сибири Невельскому  инструкции дал:
Остров или полуостров – Сахалин – точно  доказать.

Прибыв на место, была попытка у аборигенов всё узнать,
Полученные сведения очень противоречивыми оказались.
Только наблюдения и промеры, что это-остров,  смогли  сказать.
Во время исследований американские суда здесь чаще появлялись.

Возникла необходимость вход в Амур с севера и юга обезопасить.
Для этого на берегах Татарского пролива военные посты основали.
Для России судоходность пролива очень  много стала значить:
Пользуясь проливом Невельского, в Крымскую войну, суда спасали.
***
В сентябре 1853 года у селения Анива стоянку образовали,
Айнам - Сахалин- собственностью России Невельской объявил.
В этом же году Ильинский и Муравьёвский посты создали.
Так Орлов, по указу Невельского, будущий Корсаков заложил.

В 1857 году на юге острова 95 айнских стойбищ обосновалось.
Общее число аборигенов 3000 человек не превышали!
Внутреннее  пространство Сахалина незаселённым оставалось.
На севере Сахалина гиляки – нивхи  с давних пор проживали.
***

                Нивхи

Многочисленными аборигенами Сахалина нивхи  являются.
Они на побережье северной части острова расселялись.
Рыболовством, охотой … собирательством растений занимаются.
По морю на лодках различных  модификаций передвигались.

Древние предки нивхов  на языке – изоляте – говорили.
Изоляте –  древний  сохранившийся амурский язык,  быть может.
Это язык, когда далёкие предки  амурских коряков жили
По соседству с людьми, «одетыми в рыбью кожу».

Традицией у нивхов рыболовство, морской промысел являлись.
Рыбачили неводом... Морского зверя дубинками, острогами били.
Из рыбьей кожи обувь и одежду шили. Юколой и  жиром питались.
Хорошими охотниками на пушного зверя, оленя, медведя были.

В  XIX веке   давление на жителей Приамурья нарастало.
В этом промышленники России, Китая, Японии постарались.
Жизнь аборигенов  в XX столетии более суровой и жёсткой стала.
Мелели реки, звери и птицы исчезали, вековые леса вырубались.

Прошли  века– охотники оседлыми жителями селений считались.
На побережье  двух  морей зверобойный промысел возник.
В охоте на тюленей …  морских львов много опыта набрались.
Отважный дух зверобоев – охотников в самое сердце проник.

Зверя при помощи петель … копий, а позднее – ружей – добывали.
Собирательство в лесу и на морском побережье –подсобным было.
Собачье мясо в пищу шло , шкуры для одежды применяли.
Как транспортное средство …  на охоте - собаководство служило.

Лыжи, нарты, лодки, утварь, посуду из дерева изготовляли.
Обрабатывали кости, кожи; циновки , корзины плести умели,
Ракушки для украшений собирали, кузнечное дело  хорошо знали.
Средства передвижения: лодки, лыжи, собачьи упряжки – имели.

В XIX в. нивхи пережитки первобытно-общинного строя сохраняли.
Оседлый образ жизни вели, на побережье рек и моря селились.
Зимой в полуземлянке четырёхугольного плана обитали.
Летом – в постройке на сваях или вывороченных  пнях  ютились.

Одежду – штаны и халат из материи или  рыбьей кожи одевали.
Зимой  -  шуба из  тёплого  собачьего меха согревала.
Мужчины поверх шубы  нерпичью короткую  юбку надевали.
Меховая шапка, коническая шляпа  головы  нивхов  прикрывала.

Традиции: культ медведя, природы,  шаманство  - сохранили.
Но официально – нивхи православными верующими  считались.
До 1950 года  «Праздник Медведя» ежегодно  проводили.
Медведи, выращенные в клетке, традиционно уничтожались.

Нивхи считают: их живая природа и разумные обитатели окружают,
Поэтому  бережно к окружающему миру относиться  стараются.
Накопленные трудовые навыки, искусство - нивхи сохраняют.
Знания о травах, собирательство особенно ценными считаются.

В бывшем Союзе изменения в жизнь нивхов приходят.
Значительная часть их в колхозах, на предприятиях трудилась.
В 1989 году  50% нивхов в городских условиях счастье  находят.
Народности  нивхов  дорога в хорошее будущее открылась.

В советское время нивхов к советской  культуре приобщали.
В  новом  посёлке Некрасовка, на севере Сахалина, расселили.
Во главе с нивхским писателем Санги – нивхский алфавит создали.
Ряд переводов русской литературы на нивхский язык осуществили.

Нивхская газета  « Нивхское слово»  стала   выходить.
В 1993 году – Владимира Санги вождём нивхского народа избрали.
Нивхские дети в новую  школу-интернат стали ходить,
Русскому языку  обучались,  неплохо  читали  и  писали.

В настоящее время старые селения нивхов возрождаются.
Среди нивхов собственная интеллигенция  появилась.
Нивхская письменность и грамотность утверждаются.
Крепкая дружба  русского и нивхского народа осуществилась.

***

Освоением  Сахалина ряд исследователей занимался.
В 1867-68 годах, после Невельского, здесь Лопатин побывал.
Он  полезные ископаемые-уголь - на острове найти пытался:
Поиски увенчались громадным успехом, которые не ожидал.

Во второй половине XIX в. о нефтяном месторождении известили,
В 1885 г. в районе Охи эксплуатация промысла предпринята была.
В 1908-10 гг. экспедицией Полевого  нефтеносность подтвердили.
Неоспоримую прибыль России сахалинская земля несла.

Изучение сельскохозяйственных возможностей Мицуль проводил
С целью  - свободных крестьян и ссыльных  -  переселения.
В благоприятных условиях для ведения хозяйства всех убедил.
В 1880 году  на место агронома на Сахалине получил назначение.

В 1880-82 гг. Сахалин Русское географическое общество исследует.
Поляков и Никольский усердно природу острова изучают.
Поляков  южную и центральную часть Сахалина обследует.
В каждой экспедиции новые  данные по географии получают.
***

Япония стала на территорию Сахалина претендовать.
В  1855 году в городе Симода русско-японский договор подписали:
Принадлежность Сахалина неопределённой осталась опять.
Только через 20 лет весь Сахалин за Россией признали.

В обмен  - Японии весь Курильский архипелаг достался.
Серьёзное  освоение острова  Сахалин  в 1850 году началось.
В 1875 году он полностью русским владением  считался,
В 1905 году  южную часть Сахалина  Японии отдать  пришлось.

Медленными темпами освоение острова шло.
Играла роль нехватка людей, непривычный климат, отдаление.
Мнение  – на Сахалине сделать каторгу – в народ пошло:
Развивать остров  каторжане будут из поколения в поколение.
***


Рецензии