Первооткрыватели
Для нанесения на карту рельефа берегов – судно задержалось.
Уруп владением Голландии перед аборигенами провозгласил:
Но это без дальнейших последствий для островов оказалось.
Установлено, что о Сахалине русские в 40 годах XVII в. узнали.
Ни в Европе, ни в Азии сведений о Сахалине и устье Амура не было.
Даже японцы, имея отрывочные сведения, Сахалин не посещали.
Тогда японское правительство политику самоизоляции проводило.
Первооткрывателями Сахалина русские землепроходцы являются.
В устье реки Амура казаки из далёкого Якутска явились:
В стругах, горными и таёжными тропами к реке пробираются,
Через долгие месяцы нелёгкого путешествия у Амура очутились.
Здесь они от местных жителей сведения о Сахалине получили.
Местные эвены нивхов, живших на Сахалине, гиляками называли.
Эвены об «острове Гиляцой орды» -«острове Гилят» --сообщили.
Возможно, москвитинцы впервые Сахалин Сахалином назвали.
Русские первопроходцы остров Сахалин издалека приметили:
Казаки Москвитина в 1639 – 1641 гг. в низовьях Амура побывали.
Казаки Пояркова существование Сахалина также отметили,
В 1643-45 гг. со стороны Охотского моря на кочах его наблюдали.
Поярков сведения о Сахалине и Татарском проливе сообщал.
Группы казаков и крестьян Кузнеца, Пущина остров посещали,
Предводитель казаков ясак с местных поселений собирал,
Присягу на верность России аборигенов давать побуждали.
От аборигенов казаки об острове много интересного узнали,
О богатстве недр, о людях, которые медведей приручают,
Но русские зверопромышленники продвигаться предпочитали
К Камчатке и Аляске, где ценные морские животные обитают.
В июле 1643 г. голландцы побережье Сахалина заметили,
Но, из-за тумана, Сахалин - продолжением Хоккайдо посчитали.
Неприступностью, суровостью островные сопки ответили:
Сахалинские земли своих законных владельцев ожидали.
Весь XVIII век русские островом мало интересовались.
Лишь XIX век на значимость острова Сахалин свет пролил,
Когда Крузенштерном первые исследования предпринимались -
Руководитель экспедиции отношение России к нему изменил!
В конце XVIII в. русские начали интенсивно Сахалин изучать.
Участники экспедиции Беринга описание Сахалина и Курил дали.
Монополию на богатства недр компания постаралась взять,
Российско- американскую компанию в то время создали.
В мае 1805 года на острове Сахалин в заливе Анива якорь брошен.
Крузенштерн ознакомился с жизнью айнов, остров обследовал.
Восточный и северо-западный берег описан, на карту положен.
Сахалин –полуостров, соединён перешейком – итог последовал.
Крузенштерну перешеек не приснился:
Сахалин с материком соединялся.
Землетрясением он сильным обновился,
И в наше время островом вписался.
***
Япония только начала к Сахалину интерес проявлять:
В начале XIX века северной части Хоккайдо начали освоение.
Группа японцев в 1807 году решила на Хоккайдо перезимовать:
Вели лов в водах Сахалина, заводили с айнами отношения.
В 1805-1807 гг. Давыдов и Хвостов на двух кораблях совершили
Экспедицию вокруг Сахалина и Курильских островов:
Быт и нравы местного населения – аборигенов - изучили,
Составили словарь айнского языка, вели исследования берегов.
***
Айны
Айны древнейшим, загадочным народом планеты являются.
Когда – то они на большей части Японских островов жили.
От других народов - обликом, языком, культурой отличаются:
Мужчины – светлокожие, бородатые; женщины-с тату были.
Айнов – мужественным, воинственным народом считали.
Вооружение: мечи, колотушки с шипами, стрелы - представляли.
С этим вооружением айны веками японцам противостояли.
Японцы на севере - ассимилировали айнов или истребляли.
В XIX веке японцы над айнами беспредел чинили.
Мужчин –айнов стричь бороды заставляли,
Женщинам носить айнские одежды запретили.
Айнский « Праздник Медведя» – праздновать не разрешали.
Молодых айнов с обжитых, насиженных мест снимали:
Они работать на Курилы – колонии японцев – отправлялись.
Айны в условии отстранённости от своего образа жизни – угасали.
Все эти действия на парализацию воли айнов направлялись.
На Сахалине айны в зависимости от японских дельцов жили.
Японцы реки перегораживали. Рыба до устья не доходила.
Жители – аборигены, для ловли рыбы, на берег моря выходили.
Малый улов доставался. Вымирание населения происходило.
Айны Сахалина и Курил в этот период отсталыми были.
Основу жизни охота, морской промысел, рыболовство составляли.
В 1945 году в Японию выехали, родовым племенем жили.
В начале XXI века айны на севере острова Хоккайдо проживали.
Сегодня по переписи в Японии 25 тысяч айнов проживают.
Уникальная история и культура айнов в небытие ушла.
Забыт язык, собственную культуру – японской предпочитают.
Эпоха айнской цивилизации в истории промелькнула, прошла.
***
8 октября 1806 года Сахалин – русским владением провозгласили.
На деле – закрепление острова за Россией затянулось:
Хвостов и Давыдов за самоуправство под суд отданы были.
В Петербурге чувство владения Сахалином ещё не проснулось.
Особую роль в присоединении Сахалина - Невельской сыграл.
В 1849 году на транспорте «Байкал» берега острова обследовал.
Всему миру, что Сахалин – большой остров доказал,
Начал заселение острова, над Сахалином русский флаг поднял.
***
До плавания Невельской, что Сахалин – полуостров, не считал:
Возникло желание самому в этом районе побывать.
Губернатор Восточной Сибири Невельскому инструкции дал:
Остров или полуостров – Сахалин – точно доказать.
Прибыв на место, была попытка у аборигенов всё узнать,
Полученные сведения очень противоречивыми оказались.
Только наблюдения и промеры, что это-остров, смогли сказать.
Во время исследований американские суда здесь чаще появлялись.
Возникла необходимость вход в Амур с севера и юга обезопасить.
Для этого на берегах Татарского пролива военные посты основали.
Для России судоходность пролива очень много стала значить:
Пользуясь проливом Невельского, в Крымскую войну, суда спасали.
***
В сентябре 1853 года у селения Анива стоянку образовали,
Айнам - Сахалин- собственностью России Невельской объявил.
В этом же году Ильинский и Муравьёвский посты создали.
Так Орлов, по указу Невельского, будущий Корсаков заложил.
В 1857 году на юге острова 95 айнских стойбищ обосновалось.
Общее число аборигенов 3000 человек не превышали!
Внутреннее пространство Сахалина незаселённым оставалось.
На севере Сахалина гиляки – нивхи с давних пор проживали.
***
Нивхи
Многочисленными аборигенами Сахалина нивхи являются.
Они на побережье северной части острова расселялись.
Рыболовством, охотой … собирательством растений занимаются.
По морю на лодках различных модификаций передвигались.
Древние предки нивхов на языке – изоляте – говорили.
Изоляте – древний сохранившийся амурский язык, быть может.
Это язык, когда далёкие предки амурских коряков жили
По соседству с людьми, «одетыми в рыбью кожу».
Традицией у нивхов рыболовство, морской промысел являлись.
Рыбачили неводом... Морского зверя дубинками, острогами били.
Из рыбьей кожи обувь и одежду шили. Юколой и жиром питались.
Хорошими охотниками на пушного зверя, оленя, медведя были.
В XIX веке давление на жителей Приамурья нарастало.
В этом промышленники России, Китая, Японии постарались.
Жизнь аборигенов в XX столетии более суровой и жёсткой стала.
Мелели реки, звери и птицы исчезали, вековые леса вырубались.
Прошли века– охотники оседлыми жителями селений считались.
На побережье двух морей зверобойный промысел возник.
В охоте на тюленей … морских львов много опыта набрались.
Отважный дух зверобоев – охотников в самое сердце проник.
Зверя при помощи петель … копий, а позднее – ружей – добывали.
Собирательство в лесу и на морском побережье –подсобным было.
Собачье мясо в пищу шло , шкуры для одежды применяли.
Как транспортное средство … на охоте - собаководство служило.
Лыжи, нарты, лодки, утварь, посуду из дерева изготовляли.
Обрабатывали кости, кожи; циновки , корзины плести умели,
Ракушки для украшений собирали, кузнечное дело хорошо знали.
Средства передвижения: лодки, лыжи, собачьи упряжки – имели.
В XIX в. нивхи пережитки первобытно-общинного строя сохраняли.
Оседлый образ жизни вели, на побережье рек и моря селились.
Зимой в полуземлянке четырёхугольного плана обитали.
Летом – в постройке на сваях или вывороченных пнях ютились.
Одежду – штаны и халат из материи или рыбьей кожи одевали.
Зимой - шуба из тёплого собачьего меха согревала.
Мужчины поверх шубы нерпичью короткую юбку надевали.
Меховая шапка, коническая шляпа головы нивхов прикрывала.
Традиции: культ медведя, природы, шаманство - сохранили.
Но официально – нивхи православными верующими считались.
До 1950 года «Праздник Медведя» ежегодно проводили.
Медведи, выращенные в клетке, традиционно уничтожались.
Нивхи считают: их живая природа и разумные обитатели окружают,
Поэтому бережно к окружающему миру относиться стараются.
Накопленные трудовые навыки, искусство - нивхи сохраняют.
Знания о травах, собирательство особенно ценными считаются.
В бывшем Союзе изменения в жизнь нивхов приходят.
Значительная часть их в колхозах, на предприятиях трудилась.
В 1989 году 50% нивхов в городских условиях счастье находят.
Народности нивхов дорога в хорошее будущее открылась.
В советское время нивхов к советской культуре приобщали.
В новом посёлке Некрасовка, на севере Сахалина, расселили.
Во главе с нивхским писателем Санги – нивхский алфавит создали.
Ряд переводов русской литературы на нивхский язык осуществили.
Нивхская газета « Нивхское слово» стала выходить.
В 1993 году – Владимира Санги вождём нивхского народа избрали.
Нивхские дети в новую школу-интернат стали ходить,
Русскому языку обучались, неплохо читали и писали.
В настоящее время старые селения нивхов возрождаются.
Среди нивхов собственная интеллигенция появилась.
Нивхская письменность и грамотность утверждаются.
Крепкая дружба русского и нивхского народа осуществилась.
***
Освоением Сахалина ряд исследователей занимался.
В 1867-68 годах, после Невельского, здесь Лопатин побывал.
Он полезные ископаемые-уголь - на острове найти пытался:
Поиски увенчались громадным успехом, которые не ожидал.
Во второй половине XIX в. о нефтяном месторождении известили,
В 1885 г. в районе Охи эксплуатация промысла предпринята была.
В 1908-10 гг. экспедицией Полевого нефтеносность подтвердили.
Неоспоримую прибыль России сахалинская земля несла.
Изучение сельскохозяйственных возможностей Мицуль проводил
С целью - свободных крестьян и ссыльных - переселения.
В благоприятных условиях для ведения хозяйства всех убедил.
В 1880 году на место агронома на Сахалине получил назначение.
В 1880-82 гг. Сахалин Русское географическое общество исследует.
Поляков и Никольский усердно природу острова изучают.
Поляков южную и центральную часть Сахалина обследует.
В каждой экспедиции новые данные по географии получают.
***
Япония стала на территорию Сахалина претендовать.
В 1855 году в городе Симода русско-японский договор подписали:
Принадлежность Сахалина неопределённой осталась опять.
Только через 20 лет весь Сахалин за Россией признали.
В обмен - Японии весь Курильский архипелаг достался.
Серьёзное освоение острова Сахалин в 1850 году началось.
В 1875 году он полностью русским владением считался,
В 1905 году южную часть Сахалина Японии отдать пришлось.
Медленными темпами освоение острова шло.
Играла роль нехватка людей, непривычный климат, отдаление.
Мнение – на Сахалине сделать каторгу – в народ пошло:
Развивать остров каторжане будут из поколения в поколение.
***
Свидетельство о публикации №118062700840