Над водой зависла стрекоза

               ***

Над водой зависла стрекоза,
плачет за кладбищем зимородок.
У любви упрямый подбородок
и животворящие глаза.

Здесь лениво плещется весло,
здесь скрипит соха, здесь ветер в поле…
Мне с тобой не очень повезло,
но с другою повезёт не боле.
Ведь любить — талант и ремесло
птиц подбитых ставить на крыло.

Зимородок канул в синеву,
вой над свежевырытой могилой.
Пахнет клевером, сырою силой,
нынче смерть порядком накосила —
Значит время баб валить в траву,
чтобы вспомнить, отчего живу.

16.01-03.02.2012г.    г. Пекин, Лунцзэ


Рецензии
Озадачили Вы меня, Небольшое стихотворение! Ирина. Заметьте, я Вам таких задачек не припасал. Кажется, что местами Вы переходите на иероглифы, животворящие глаза, вой над могилой. А зачем? Бог знает. С другой стороны, это все еще - русские стихи, но я раз десять их прочёл, чтобы это понять.
Теперь Вы просто обязаны прочесть и высказаться по поводу моего Кажется. Тем более, что кое-что общее между ним и Вашей стрекозой есть.

Феликс Гойхман   18.08.2018 21:07     Заявить о нарушении
Мне оно кажется кристально-ясным, там такие простые и понятные архетипичные мотивы - жизнь-любовь-смерть, скрип сохи - плеск весла, ветер в поле - стрекоза зависшая над водой, и даже любовь, с которой автору не очень повезло, но это природа ведь так распорядилась, она что-то знает большее, чем доступно каждому из нас.

Ирина Чуднова   19.08.2018 19:19   Заявить о нарушении
Ваше уже прочла, оно мне очень напомнило одно переживание из 2004-го года.

Ирина Чуднова   19.08.2018 19:20   Заявить о нарушении
Все так, Ирина, но по-моему, понимание стихотворения, его прочувствование начинается с возникновения у читателя его целокупного образа. И упорхнувший зимородок, и невидимая лодка, и соха на меже, и стрекоза над водой - чудные, кристально ясные детали целового, которое упорствует, не возникая. Серьезно, мне не хватает связи, возможно потому, что я не знаком с тем, что кажется Вам очевидным.

Феликс Гойхман   19.08.2018 19:34   Заявить о нарушении
Всё это связывается героем и его любовью, которая "птиц подбитых ставит на крыло",
и естественным порядком вещей. Достаточно просто представить эту картинку во всей полноте, и всё сойдётся.

Ирина Чуднова   20.08.2018 05:19   Заявить о нарушении
Что такое животворящие глаза?
Почему любить — талант и ремесло
птиц подбитых ставить на крыло? Почему птицы обязательно должны быть подбиты? Из могил и скошенной травы? Не поэтому ли глаза животворящие? Отлично, но представит себе это я не могу. Почему сырая сила, в смысле сила сырой земли? Но сырая земля, это - речевая метафора, обозночающая землю пропитанная влагой и в то же время, живая земля. Помните, я говорил Вам об этом, об устойчивастях и речевых метафора. С ними стоит обращаться деликатно. Чей вой над свежевырытой могилой. Простите, Ирина, но я всего этого не в силах себе представить. При этом очевидно, что у Вас могучий изобразительный дар. Вот почему, мне и кажется, что представить я себе не могу вещи очевидные в другом, не европейском обиходе.

Феликс Гойхман   20.08.2018 08:22   Заявить о нарушении
"Животворящие глаза" - глаза, которые побуждают подниматься к жизни, но и не только - тут есть и отсылка к прямому порождению жизни, то есть к возбуждению сексуальному.

"Птиц подбитых ставить на крыло" - разумеется, птицы не должны быть непременно подбиты, но саму эту деятельную суть любви нельзя исключать. Ибо вот живём мы живём и всё прекрасно, а случись птице быть подбитой, и где искать ту деятельную любовь, которая вылечит?
Тут всё просто - "ты, моя спутница, может и не идеальна (упрямый подбородок), но глаза животворящи, и птиц ты на крыло случись что поставишь, я верю. Вот такой тут посыл.

Сырая сила - это не только впрямую сила сырой влажной земли, но и ощущение витальности, и витальности в себе, ну, как сексуальное возбуждение. Здесь у меня перенос обобщающий. Такая простая в общем-то метафора. Ещё эта свежевырытая могила, которая вырыта где-то там, на кладбище, но близость которой почти физическую герой ощущает, потому, что смерть и жизнь они вот они - рядом, переплетены. Эта сырая сила земли, в которую кладут покойника, жившего и отжившего, в неё же кладут и зерно, чтобы оно взошло и родило.
Мне кажется, эти вещи понятны.

Я тут с докультурными даже архетипами работаю, и вообще это во многом ключ к моим стихам. Вот на это "до начала времён" и накладывается всё остальное. Ведь женское и мужское, жизнь и смерть, любовь и горе, смена времён года - это всё было до того, как появилось русское и китайское, и какое угодно прочее, национальное, и сама культура, как ограничивающий зверство фактор.
Некоторое зверство в нас необходимо нам, хотя бы для того, чтобы "баб валить в траву, чтобы вспомнить, от чего живу". Потому, что экзестенция "повезло ли мне с тобой или не очень" - это надстройка, а вот жизнь и смерть на кривой козе не объедешь. Поэтому способность ставить на крыло подбитых птиц важнее эфемерного идеала.

Надеюсь, объяснила.
Вообще это стихотворение, как правило, понимают легко. Только последние две строчки многим грубыми кажутся. Но тут они уместны.

Ирина Чуднова   02.09.2018 12:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Ира, за столь исчерпывающие объяснения. Читая их испытывал некоторый стыд за свою непонятливость, но помните, у Соколова, как я хочу, чтоб строчки эти забыли, что они -слова? Представьте, мне, как читателю, тоже хочется об этом забыть. Да, извините за опечатки. Искусственный интеллект.

Феликс Гойхман   06.09.2018 19:17   Заявить о нарушении