Наследие предков. Часть 6

Тема: Свято-Петропавловский собор (бывшая Екатериненская церковь).

  Добрый вечер, дорогие судари и сударыни!

  Тема нашей исторической беседы касается духовных корней нашего общества. Я раскрою ёе перед вашим сферическим зрением в полном согласии с истоками прошлого, которое "берегут как зеницу ока" для наших потомков, ради их просветления и просвещения. Причём наша поучительная беседа будет блистать светлыми гранями белорусского и русского языка, напоминая нам о нашем славном прошлом...

   Свята-Петрапаулаускi сабор.

   Праваслауныя жыхары Менска на сваiх сходах у 1611-1612 гадах пастанавiлi у унiю з католiкамiне пераходзiць i заснаваць мужчынскi манастыр у iмя святых апосталау Пятра i Паулаю Тры зямельныя пляцы падаравала для будоулi манастыра княгiня Аудоцця Друцкая-Горская, удава Багдана Статкевiча. Сярод ахвярадауцау былi яшчэ 53 менскiя жыхары i шляхцiцы, iмёны якiх зафiксаваны на усталёваннай шыльдзе на апсiдзе Свята-Петрапаулаускага сабора.
   
   Будаваць менскi манастыр запрасiлi манахау вiленскага Свята-Духава манастыра, якому падпарадкоувауся менскi духоуны асяродак. Будоулю вялi пад кiраунiцтвам iгумена Паула Дамжавы. Богаслуженнi у храме пачалiся у 1613 годзе.

   Будынкi былi cпачадку драуляныя.

   Паводле Сыракамлi, манастыр быу заснаваны Ганнай Стацкевiч, якая 14 студзеня 1619 года , "пасля закладкi фундаментау",прызначала апекунамi манастыра пратэстанцкiх магнатау Януша Радзiвiла, Марцiна Валадковiча, Яна Агiнскага, Ежи Тышкевича, каб ахоуваць гэтую маёмасць ад замерау католiкоу. "Галоуная царква ужо была амаль закончана" каля 1620 года, "нягледзячы на перашкоды, якiя чынiлi ваявода Пётр Тышкевiч, унiяцкi мiтрапалiт Iосiф Вельмiн Руцкi i яго намеснiк у Менску ксёндз Гiляра Барановiч". У 1620 годзе адбылiся "вулiчныя сутычкi" памiж унiятамi i праваславнымi "...у час пабудовы усходняй царквы на Нямiзе i у красавiку таго ж года падчас сабора унiятау, якi адбывауся у Менску пад кiраунiцтвам мiтрапалiта Руцкага". У Саракомля згадвае яще пра адзiн напад 9 жнiуня 1629 года, ажыццяулённы яурэямi у сувязi з хрышчэннем праваслаунымi iудзея Пiнхасова, и "...якога манахi павярнулi да усходняга абраду": "Узрушаны натоуп з некалькiх дзесяткау жыдоу адною группаю кiнууся у манастыр, а другою- уварвауся у царкву, дзе у прысутнасцi шматликага люду, шляхты i мяшчан адпрауляляся святая литургiя". Яурэi кiнулiся "з нажамi на духойных i свецкiх людзей, абражалi i высмейвалi хрысцiянства, грозячы спалiць царкву. Але пара шабляу без цяжкасцi выгнала са святынi i з цвентара гэту набрыдзь". У лiтаратуры прыводзяцца звесткi, што у 1671 годзе праваслауныя мяшчанечане учынiлi пагром яурэяу i унiятау.

   Паводле iншых звестак, месца пад будоулю мураванага храма было выдзелена толькi у 1626 годзе i царква была пастроена к сярэдзiне 17 стагоддзя.

   Паводлi Сыракомлi, кароль Рэчы Паспалiтай Уладзiслау Чацьвёрты Ваза 18 сакавiка 1633 года выдау манастыру прывiлей, якiм дазволiу заснаваць друкарню. Але дагэтель нiякiх кнiг з гэтай друкарнi (калi яна иснавала) не выяулена.

   Маскоускi дыпламат П.Талстой  у красавiку 1697 года наведвау царкву i пакiнуу яе апiсанне:" В Минску есть монастырь благочестивой греческой веры во имя святых апостол Петра и Павла. В том монастыре церковь каменая, великая изряднаго строения, подобна могилёвской Братскаго монастыря соборной церкве". 15 красавiка П.Талстой быу "у обедни в том же монастыре":"В то время в той помяненной большой каменной церкве святых апостол Петра и Павла поставлен был на средине церкви гроб и покрыт отласным вишнёвым покровом, на том покрове нашиты кресты. По обе стороны того гроба поставлены скамьи, на тех скамьях поставлены по три свечи великие, золочёные, в подсвешниках; да в головах того гробу поставлены также две свечи да в стакане кутья. И сказали мне, что в том монастыре есть обыкновение ставить тут гроб и отправлять намять по усопших".

   Ёсць меркаванне, што царква, якая датрымала да нашага часу, была пабудавана ажно у канцы 1720-х гадоу.

   У 17-18 стагоддзях гэта быу адзiны праваслауны храм у Менску.

   У 1604 годзе кiеускi мiтрапалiт Iоу Барэцкi выдау грамату на заснаванне побач жаночага манастыра. У 1635 годзе у мужчынскiм манастыры пабывау мiтрапалiт Пётр Магiла i пацвердзiу гэтую грамату.

   У 1691 годзе манастыр вытрымау трохдзённую аблогу мясцовых католiкоу i унiятау.

   У будынуку царквы не пазней за 1948 год быу зроблены фотаздымак надмагiлля, на якiм архiвiст Дзянiс Лiсейчыкау прачытау надпiс:"Року нараджэння Сына Божого 1635 месяца марца преставiся раба Божiя Марiя Ивановна, мещанка менская, послушеньства всходнего, веры праваславное греческое в духу дщерь. От нароженiя своего лет трыдцать девять. Которая на семъ месци есть погреблена при церкви Святых Апостьол Петра и Павла".

   Як сведчыу iгумен мiнскага манастыра базылян Ян Аляшэускi, у канцы лютага 1708 года "...раз"юшаныя калмыкi напалi на царкву Св.Пятра неунiяцкую i пачалi яе рабаваць, забiраючы царкоунае срэбра". Тады "просты народ, убачыушы, што iх невялiкая грамада, кiнууся з вялiкай адвагай на гэта паганства, i так Бог iм дапамог, што не толькi адбiлi некаторыя пабраныя келiхi, але i самiх сабак таксама у царкве двух насмерць забiлi".

   У 1742 годзе драуляны манастыр i мураваная царква моцна пацярпелi ад пажару. Ёсць звесткi? што не пазней за 1766 год у храме здарыуся пажар, у вынiку чаго абвалiлася частка скляпенняу, былi пашкоджаны фрэскi. Не засталося нiводнай цэлай шыбы. Узiмку унутры свбора ляжау снег.

   Паводле некаторых звестак, у 1793 годзе, калi была утворана Мiнская епархiя i храм стау на кароткi час кафедральным саборам, ён быу капiтальна адрамантаваны на сродкi, ахвяраваныя расiйскай iмператрыцай Кацярынай 2 i перайменаваны (нiбы па жаданнi царыцы) у сабор Святой Кацярыны. Паводле iншых звестак, рамонт адбыуся у 1773-1775 гадах. З 1799 года храм стау прыхадскiм.

   У 1795 годзе манастыр быу пераведзены у будынак былога манастыра базылян (на сучаснай пл. Свабоды, 23), дзе заставауся да 1799 года.

   У 1812 годзе храм быу ператвораны у лазарэт французскай армii, а уся царкоуная маёмасць папсавана або разрабавана. У прыватнасцi, быу зломаны iканастас (з правага боку спалены). Богаслужэннi аднавiлiся толькi у сакавiку 1814 года.

   У 1844 годзе храм набыу статус гарадскога сабора.

   У сярэдзiне 19 стагоддзя П.Шпiлеускi такiм убачыу iнтыр"ер царквы: "Нутро яе упрыгожана велiзарнымi квадратнымi пад мармур калонамi i вялiкага памеру абразамi з срэбнымi i залатымi аправамi. Асаблiва варты увагi у Кацярынiнскай царкве галоуны алтар (усiх тры), змайстраваны у старажытным гусце, з адмысловымi купаламi купаламi над прастолам; насупраць галоунага алтара, каля уваходу, вялiкiя хоры, на якiх можа змесцiцца да 200 чалавек".

   У 1864 годзе царкву наведау расiйскi мастак Дзмiтрый Струкау, якi адлюстравау яе на малюнку у тым выглядзе, якi храм мае сёння, пасля рэстаурацii канца 1970-х гадоу.

   У 1870-1872 гадах сабор быу рэканструяваны. Над iм паставiлi вялiкi купал, перабудавалi трох"ярусныя вежы на галоуным фасадзе, зрабiлi новыя вокны, размалявалi сцены. Была зроблена прыбудова да галоунага увахода. Рэканструкцыя мела на месце надаць будынку "выгляд праваслаунага храма".

   У 1926 годзе Савет Народных Камiсарау БССР, а у 1927 годзе Менскi акруговы выканаучы камiтэт зацвердзiлi Кацярынiнскую царкву у спiсе "помнiкау старажытнасьцi, якiя абвешчаны дзяржаунай маёмасьцю". Ахоуная грамата была выдана на iмя "Менскай Акружной Камiсii па аддзяленню царквы ад Дзяржавы".

   У 1933 годзе храм зачынiлi, а у памяшканнi зрабiлi склад. Унутраную прастору падзялiлi на тры паверхi, на адным з якiх захавалi селядцы.

   Набажэнствы аднавiлi 7 снежня 1941 года. У адкрыццi храма удзельнiчау вiкарый Менскай епархii Фiлафей Нарко. Пры яго удзеле галоуны прастол пераасвяцiлi у гонар Святых апосталау Пятра i Паула. Службы тут адбывалiся да канца 1944 года, але таму, што побач прахадзiла мяжа яурэйскага гета, былi нешматлюдныя.

   У час нямецкай акупацii тут захоувауся абраз Мацi  Божай Менскай, адрэстаурыраваны у 1941-1942 гадах мастаком Габрыэлем Вiерам. Г.Вiер стварыу новы iканастас. У храме у гэты час служыу айцец Iосiф Балай, паводле свечання А.Шукелойца, "вельмi стары чалавек, яшчэ з царскай школы, вельмi добры прамоуца", у якога сакратаром быу святар Вiталь Баравы. В.Баравы пасля стау выдатным дзеячам Рускай праваславнай царквы.

   Пасля 3 студзеня 1945 года, калi быу арыштаваны настаяцель храма протаiрэй Аляксандр Вернiкоускi, богаслужэннi тут спынiлiся.

   З верасня 1945 года да 1968 года царква была аднiм з ховiшчау Цэнтральнага дзяржаунага архiва Кастрычнiцкай рэвалюцii i сацiалiстычнага будаунiцтва БССР.

   У 1972-1980 гадах была праведзена рэстаурацiя, у вынiку якой храму вярнулi рысы 18- пачатку 19 стагоддзя. У прыватнасцi, у 1976-1977 гадах ад цагляннага напластавання 1870-х гадоу таушчынёй да 90 см быу раскрыты галоуны фасад, таушчыня якога - 140-145 см. У нiшах фасада былi знойдзены рэшткi жывапiсу. Пасля тут знаходзiлiся архiу-музей лiтаратуры i мастацтва i архiу навукова-тэхнiчнай дакументацыi БССР.

   7 снежня 1991 года, пасля вызвалення будынка ад архiвау, сабор быу асвячоны у iмя Святых апосталау Пятра i Паула i у iм адбылася першая лiтургiя. З 1991 года вядзецца раскрыццё i рэстаурацiя фрэсак ( навуковы кiраунiк работ Фёдар Сарока). Усяго на сценах сабора, як мяркуюць спецыялiсты, захавалася чатыры пласты жывапicу...


   Свято- Петропавловский собор.

   Православные жители Менска на своих собраниях в 1611-1612 годах постановили- в унию с католиками не переходить и основать мужской монастырь имени Святых апостолов Петра и Павла. Три земных участка подарила для строительства монастыря княгиня Авдотья Друцкая-Горская, вдова Богдана Статкевича. Среди пожерствователей были ещё 53 менских жителей и шляхтичей, имена которых зафиксированы на установленной в наше время мемариальной вывеске на апсиде Свято-Петропавловского собора.

   Строить менский монастырь запросили монахов виленского Свято-Духава монастыря, которому подчинялось менское духовное окружение. Строительство вели под руководством игумена Павла Дамжавы. Богослужения в храме начались в 1613 году.

   Строения были сначала деревянными.

   Согласно В.Сыракомли, монастырь был основаны Анной Стацкевич, которая 14 явнаря 1619 года, "после закладки фундаментов", назначила опекунами монастыря протестанских магнатов Януша Радивила, Мартина Володковича, Яна Агинского, Ежы Тышкевича, чтобы защищать это имущество от намерений католиков. "Главная церковь уже была почти закончена" каля 1620 года, "невзирая на преграды, которые чинили воевода Пётр Тышкевич, униятский митрополит Иосиф Векльямин Руцки и его заместитель в Менске ксёнз Гиляры Баранович". В 1620 году произошли "уличные столкновения" между униятами и православными "...во время строительства восточной церкви на Немиге и в апреле того же года подчас собора униятов, который происходит в Менске под руководством митрополита Руцкого". В.Сыракомля упоминает ещё об одном нападении 9 августа 1629 года, осуществлённом евреями в связи с крещением православными иудея Пинхасовича, "...которого монахи повернули до восточного обряда": "Возбуждённая толпа из нескольких жидов одной групой кинулась в монастырь, а другой- ворвалась в церковь, где присутствовало очень много людей, шляхты и мещан, и адслуживалась святая литургия". Евреи кинулись "з ножами на духовных и светских людей, обижали и высмеивали христианство, грозили спалить церковь. Однако пара сабель без труда выгнали со святыни и с церковного двора этих хамов". В литературе приводятся сообщения, что мещане организовали погром евреев и униятов.

   Согласно иным известиям, место под строительство каменного храма было выделено только в 1626 году и церковь была поставлена к середине 17 века.

   Согласно В.Сыракомли, король Речи Поспоолитой Владислав 4-ый Вяза 18 апреля 1633 года выдал монастырю привелегий, которым позволил основать типографию. Однако никаких книг из этой типографии (когда она существовала) не обнаружено.

   (Вопрос: Куда исчезли типографские книги из монастыря- примечание автора.)

   Московский дипломат П.Толстой в апреле 1697 года посетил церковь и оставил её описание: "В Минску есть монастырь благочестивой греческой веры во имя свехь святых апостол Петра и Павла. В том монастыре церковь каменная великая, изрядного строения, подобна могилёвской Братского монастыря соборной церкве". 15 апреля П.Толстой был "у обедни в том же монастыре": "В то время в той помяненной болшой каменной церкви святых апостол Петра и Павла поставлен был на середине церкви гроб и покрыт отласным вишнёвым покровом, на том покрове нашиты кресты. По обе стороны того гроба поставлены скамьи, на тех скамьях поставлены по три свечи великие, золочёные, в подсвешниках; да в головах того гробу поставлены также две свечи да в стакане кутья. И сказали мне, что в том монастыре есть обыкновение ставить тут тот гроб и отправлять память по усопших".

   Есть мнение, что церковь, которая стойко дожила до нашего времени, была построена в конце 1720-х годов.

   В 17-18 веках это был единственый православный храм в Менске.

   В 1604 году киевский митрополит Иов Борецкий выдал грамоту на основание рядом с храмом женского монастыря. В 1635 году в мужском монастыре побывал митрополит Пётр Могила и подтвердил эту грамоту.

   В 1691 году монастырь выдержал трёхдневную блокаду местных католиков и униятов.

   В строении церкви, не поднее за 1948 год, был сделан фотоснимок надмогилия, на которым архивист Денис Лисейчиков прочёл надпись: "Року народжения Сына Божого 1635 месяца марца 18 дня преставися раба Божия Мария Ивановна Яроцко, мещанка менская,  послушеньства всходнего, веры православное греческое, в духу дщерь. От нарожения своего летъ трыдьцать девять. Которая на семъ месци есть погребена при церкви Святых Апостолъ Петра и Павла".

   Как свидетельствовал игумен минского монастыря базылян Ян Аляшевский, в конце февраля 1708 года "...неистовые калмыки напали на церковь Св. Петра неуниацкую и уже стали её разорять, забирая церковное серебро". Тогда "простой народ, увидев, что их небольшая толпа, кинулся с великой отвагой на скверных и злых людей. И Бог так им помог, что они не только отбили некоторые забраные кубки, но и "самих собак" также в церкве двух насмерть убили".

  В 1742 году деревяный монастырь и каменная церковь сильно потерпели от пожара. Есть свидетельства, что не поздней за 1766 год в храме произошёл пожар, в результате чего обвалилась часть дугообразных перекрытий, были повреждены фрески. Не осталось ни одного целого стекла. Зимой внутри собора лежал снег.

   Согласно некоторых сведений, в 1793 году, когда была создана Минская епархия и храм стал на малое время кафедральным собором, он был капитально отремонтирован на средства, пожертвованные росийской империатрицей Екатериной 2 и переименован (словно по желанию царицы) в собор Святой Екатерины. Согласно иных сведений, ремонт произошёл в 1773-1775 годах. С 1779 года храм стал приходским.

   В 1795 году монастырь был переведён в здание бывшего монастыря базылян (на современной площади Свободы, 23), где остовался до 1799 года.

   В 1812 году храм был превращён в лазарет французской армии, а всё церковное имущество исполчено или раскрадено. В частности, был сломлен иконостас (с правого бока спален). Богослужение возобновили только в апреле 1814 года.

   В 1844 году храм набыл статус городского собора.

   В середине 19 века П.Шпилевский таким увидел интерьер церкви: "Внутренность его украшена огромными квадратными под мрамор колоннами и великого размера иконами с серебрянными и золотыми оправами. Особенно стоит внимания в Екатериненской церкви главный алтарь (всех три), созданный в старожитном вскусе, с особенными куполами над престолами; напротив главного алтаря, около входа, большой хоры, на которых может поместится до 200 человек".

   В 1864 году церковь посетил росийский художник Дмитрий Струков, который изобразил её на рисунке в том виде, который храм имеет сегодня, после рестоврации конца 1970-х годов.

   В 1870-1872 годах собор бал реконструирован. Над им поставили великий купол, перестроили трохъярусные башни на главном фасаде, сделали новые окна, разукрасили сцены. Была сделана пристройка к главному входу. Реконструкция имела цель придать строению "вид православного храма".

   В 1926 году Совет Народных Комиссаров БССР, а в 1927-м Менский окружной исполнительный комитет утвердили Екатериненскую церковь в списке "памятников древности, которые объявлены государственным имуществом". Охранная грамота была выдана на имя "Менскай Окружной Комиссии по отделению церкви от Государства".

   В 1933 году храм закрыли, а в помещениях сделали склад. Внутренее пространство поделили на три этажа, на одном из которых хранили сельди.

   Богослужения восстановили 7 декабря 1941 года. В открытии храма принимал участие викарий Менской епархии Филалей Нарко. При его участии главный престол переосвятили  в честь Святых апостолов Петра и Павла. Службы здесь происходили до конца 1944 года, но из-за того, что рядом проходила черта еврейского гетто, были немногочисленные.

   Во время немецкой оккупации здесь сохранялся образ Богоматери Менскай, отреставрированный в 1941-1942 годах художником Габриелем Виером. Г.Вийер создал новый иконостас. В храме в это время служил отец Иосиф Балай, согласно свидетельства А.Шукелойца, "очень старый человек, ещё царской школы, очень добрый расказчик", у которого секретарём был священник Виталий Боровой. В.Боровой после стал выдающимся деятелем Русской православной церкви.

   После 3 января 1945 года когда был орестован настоятель храма протоиерей Александр Верниковский, богослужения в храме остановились.

  С сентября 1945 по 1968 год церковь была одним из хранилищ Цэнтрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства БССР.

   В 1972-1980 годах была проведена рестоврация, в результате которой храму вернули черты 18-начала 19 века. В частности, в 1976-1977 годах  от кирпичного напластования 1870-х годов толщиной до 90 см был раскрыт главный фасад, толщина которого- 140-145 см. В нишах фасада были найдены остатки живописи. После здесь находился архив-музей литературы и искусства и архив научно-технической документации БССР.

   7 декабря 1991 года, после освобождения здания от архивов, собор был освящён именем Святых апостолов Петра и Павла и в нём совершилась первая литургия.
С 1991 года ведётся раскрытие и рестоврация фресок (научный руководитель работ Фёдор Сорока). Всего на стенах собора, как думают специалисты, сохранились четыре пласта живописи...


В часы безумного сомненья,
В часы безмерной суеты,
Как подвиг сердца вдохновенья
Передо мной явилась ты-
Мечта воскресшая из пепла,
Из светлых легкозвучных дум,
Мечта о Храме светлом детства,
Где радость лучится на ум.
Я внял твоим мольбам бессмертным,
Внимая сердцем каждый звук,
Взирая лучиком рассветным
На Слово, что нисходит вдруг
На шёпот уст, на радость музы,
Чаруя нежной глубиной
И сожигая все искусы
Своей чарующей волной.
Матушка в ризах легкоструйных
Спускалась прямо в сердце мне.
Я забывал о ветрах буйных.
Я замирал в любви огне.
Исус младенцем лучезарным
Взирал на трепетную стать.
Я улыбался благодарным,
Не в силах слова прошептать.
Внутри меня лучилось солнце,
Блистали ярко облака,
Играло лучиком оконце,
Что сотворил Он навека.
Мир изменялся постоянно
В сияньи неба золотом.
Я изменялся благодарно
И возвращался в Божий Дом.
Цвета приобратали краски.
Звуки- Божественую суть.
Единство их- глаголы ласки,
Что не дают навек уснуть...
Я в чутких капельках виденья
Внимал с улыбкою души
Отца небесные творенья
И передать вам не спешил...

1. Примечание: Литературный источник: Корбут В.А., Ласько Д.М. "Мiнск. Спадчына Старога города". Мiнск "Беларусь" 2016 год. Стр. 59-67.

2. Примечание: Фотография интерьера Святоперопавловского собора исполнена красивым воображением фотографа Ласько Д.М. и запечатлена на странице 60 "Минск. Наследие старого города".

 


 


Рецензии