С любовью к балету. К году русского балета... Цикл

С ЛЮБОВЬЮ К БАЛЕТУ...
(тематический цикл)

1. БАЛЕРИНА
                Тот, кто терпеньем свыше наделён,
                Тот обречён в труде своём стать первым.
                Н.С.

В пуантах ножку выгнула как пунт –
Настоянным вином изящность линий.
Ах, как тернист, как труден к славе путь,
Как нелегко в балете стать богиней.
И тем вкуснее славы совиньон,
Прекрасным фуэте восторг душевный…
Тот, кто талантом свыше наделён,
Тот обречён в изяществе быть первым!
____________________________________________
*Пунт – выемка на дне бутылки.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2018/04/25/4377


2. ОСЕНЬ ВСТАЛА НА ПУАНТЫ…

Тучи – порванные банты –
Так похожие.
Цапля встала на пуанты,
Грустно клёкает:
– Через годик я вернусь,
Мои хорошие!
Пусть лягушкою в сердцах
Тоска не ёкает.

Осень встала на ПУАНТЫ –
К солнцу тянется.
В сердце ходики – куранты,
С грустью тикают.
Скоро пташек перелётных
Не останется…
Расставание дожди
Вот-вот накликают.

Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2018/04/25/9294


3. ИЮНЬСКИЙ БАЛЕТ

Пушатся одуванчики,
Ведь май сошёл на нет.
Бредут ветра-шарманщики,
А в воздухе – балет:

В пуантах тянут пальчики
Цветы один в один,
Сменили сарафанчики
На пачки балерин.

Пушинки одуванчиков
Блистательно кружат,
Движеньями заманчиво
Притягивая взгляд.

Поют ветра-шарманщики,
Июнь в балет влюблён.
Танцуют одуванчики
Воздушный па д'аксьон*!
_____________________________________
                /
*Па даксьон. Па д’аксьон  (франц. pas – шаг,
танец и action – действие), танец в балете.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/03/14/8114


4. НОЯБРЬ

Измяты листопадные билеты,
Искусной осени разрушен мюзик-холл*:
Ни цирка, ни эстрады, ни БАЛЕТА...
Рассветный воздух леденящий, как ментол.

Не рукоплещут клёны и платаны,
На страсть эмоций не осталось больше сил.
И стихли сладкогласые фонтаны...
Гастроли осени ноябрь завершил.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/11/14/1217


5.О ВРЕМЕНИ И ДРУЖБЕ

КрУжит бесконечно
Время-балерина,
Стрелочки в пуантах,
Сцена – циферблат.
Фуэте по кругу,
Мощь неоспорима,
Как в балете русском
Выверен талант:

Время без ошибок
Лучших выбирает!
Кто синоним дружбе,
В жизни не предаст.
…Всех секундной ножкой
Время вымеряет,
Проверяя сущность,
Кто на что горазд.

Натали САМОНИЙ,
10.09.2016 г.,
http://www.stihi.ru/2016/09/10/7542


6. ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ…

Ещё чуть-чуть… Отстукивает время,
Что близок час ухода лета в Лету.
Заогнедышит лиственное племя –
Продолжит осень жизни эстафету.

Ещё чуть-чуть… Дыханьем индевелым
Окутаны под утро будут парки.
И солнце будет еле пожелтелым,
И без тепла… как звёздные фиалки.

Ещё чуть-чуть… Приблизит время зиму
И нА год канет осень тоже в Лету,
И станет в грусти мир подобен миму,
А снегопад – воздушному БАЛЕТУ.

Ещё чуть-чуть… И сменятся заставки,
Оставив зиму где-то в закулисье.
Сосулек вновь засветятся булавки,
Когда по цвету солнце будет лисье…

Ещё чуть-чуть… И снова будет лето!
И снова утро станет земляничным,
А поле в ковылях – длинноресничным…
Жизнь круглый год прекрасна для Поэта!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/08/30/8781


7. МЕДУЗЫ
(загадка "Доскажи словечко")

В белых пачках БАЛЕРИНЫ
Под водой порхают.
Ну а выше – субмарины
Мирно проплывают.
Меж балетом и водою
Крепкие есть узы:
Скрыта сцена под волною,
Пляшут здесь – …
(МЕДУЗЫ!)

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/12/02/655


8. СВИНКА-БАЛЕРИНКА

Хрюшка Долли – мини-пиг,
Свинка-балеринка.
Носит шляпу и парик,
Ножки – не в ботинках,
Ведь копытца у неё
Будто бы пуанты…
В цирке Долюшка живёт,
У неё – таланты.

Но при этом – так скромна
Звёздная «царица».
Дивно хрюкает она –
Славная певица!
И пусть шея не тонка,
Талия – подавно,
У балетного станка
Долли так забавна!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2018/05/18/5915


9.ЛЕБЕДИ
(загадка обычная)

Нет прекраснее картины,
Если птицы тут как тут:
В белых пачках балерины,
Нынче сценой – тихий пруд.
Шеи тянут грациозно,
Словно в небо, за звездой.
Не влюбиться – невозможно...
Только ножки под водой.
Яркий клюв – что цвет малины,
Что за птицы-балерины?
(ЛЕБЕДИ)

Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2018/10/23/1821


10. ОСЕННИЙ БАЛЕТ

В апельсиновых юбках
КружАт балерины –
Это листьев прощальный
Щемящий балет.
Раставанье – не шутка,
Горче летней рябины...
Будут реки хрустальны,
Стихнет водный кларнет.

В пачках цвета шафрана
ТанцОвщицы вьются:
Черенки у листочков,
Словно руки парят...
Солнце вновь – Несмеяна,
В грусть сады окунутся.
Осень выдохлась – точка...
Глянь, снежинки летят.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2018/11/12/8878


11. МАРТОВСКИЕ ВЁСНЫ

Ах, мартовские вёсны –
Красотки в голубом!
И ночи пусть морозны,
Но оттепель грядёт.
Ах, мартовские вёсны –
Капели за окном.
Сердца от счастья росны:
Растаял грусти лёд!

Ах, мартовские вёсны!
Восторг – аквамарин!
Берёзы грациозны –
Натурщицы с холстов!
Ах, мартовские вёсны –
Изящность балерин,
Пейзажей русских – звёзды,
Достойные стихов!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2018/11/12/8270


12. А ДЕНЬ ПРЕМЬЕРАМИ БОГАТ...

А день премьерами богат:
С утра – зонтов цветных парад.
Они, что юбки балерин –
Танцует осень, гонит сплин.

А день премьерами богат:
Вновь на пуантах весь наш сад,
Сплошь иней – пачки героинь –
У яблонь образы богинь!

А день премьерами богат:
Уж слышен зимний аромат –
Над кофе вьющийся парок,
Как балерины пара ног.

А день премьерами богат:
То стылый дождь, то снегопад.
Снежинок крошечный балет
Зимы несмелой шлёт привет.

А день премьерами богат...
Вмиг листопад ушёл в закат.
Ноябрь бразды свои сдаёт –
И декабрю уже почёт.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/08/12/3188


13. КОШАЧИЙ БАЛЕТ

Посмотри: в пуантах ножки!
Свой окрас боготворю.
Ну и пусть, что я лишь кошка,
Но искусство так люблю!

Вот куплю я юбку-пачку –
И в балет тотчас пойду.
Пусть твердят, что я чудачка...
С неба я сорву звезду!

Па-де-де танцуют двое?
Так-так-так... Кого найти?
– Хватит нежиться в покое!
Ну-ка, Барсик, выходи!

Всюду есть кружки и школы
По дзюдо и карате,
И по теннису, футболу...
Где ж плясать нам фуэте?!

– Снова небо бирюзово,
Ивы в новенькой листве...
Ах, балет! – два милых слова.
Кошки пляшут на траве.

И, пожалуйста, без смеха!
Мурка кружит на ура!
Хвост балету – не помеха...
Хлопай громче, детвора!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2020/05/07/5665

*
"Па-де-де" - это балетный дуэт. Слово это французское ("pas de deux") и означает оно примерно "шаг вдвоём".
Па-де-де; или па-де-дё (фр. pas de deux [pa d; d;] досл. «шаг обоих»)

**
ФУЭТЕ;, нескл., ср. Фигура классического женского танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги.
[Франц. fouett;]


14. ДЕКАБРЬСКОЕ БЕЗВЕДРИЕ

Осенней тревогой
Наполнены полдни:
Пейзажи – без снега –
Печаль да тоска.
День серый, убогий,
Гризайлью исполнен…
Скрипучей телегой
Сквозняк у виска.

Простор волоокий,
Но больно угрюмый,
И в сотне слезинок
Окна скорлупа.
Осенней тревогой
Наполнены думы…
А в грёзах – снежинок
Воздушные па.
_______________________________
*Па – танцевальный шаг в балете.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2017/12/29/9032


15. ВЕСЕННИЙ БАЛЕТ

Снега нет давно,
Ни единой льдинки.
Настежь в сад окно –
Кружат БАЛЕРИНКИ:

В воздухе – балет –
Лепестки соцветий…
Солнцем день согрет
И скворцом воспетый.

Стынь – в небытие,
Сникли вьюг оргАны…
Дарят гран-плие
На ветру тюльпаны.

…Нет зимы давно,
Есть – балет садовый:
Танец за окном –
Снежно-лепестковый.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/10/10/7268

Гран-плие (фр. grand plie) — глубокое приседание с максимальным
сгибом коленного сустава, при этом пятки слегка отрываются от пола.


16. МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА

В музее балета девчушка стояла,
Себя балериной она представляла,
И "ласточку" делая, будто бы прима,
Восторг вызывала: была несравнима!

И все посетители стыли, глазея,
Как будто привиделась с крыльями фея.
Потом подарила вдруг три пируэта...
Вмиг став восходящей звездою балета.

И пусть танцевать всем в музее негоже,
В ладоши смотрители хлопали тоже:
Ведь в аплодисментах мечта оживала...
Юлою девчоночка кружась, танцевала.

Натали САМОНИЙ, 2023 г.,
http://stihi.ru/2023/06/09/7019

*СТЫТЬ и СТЫ'НУТЬ.Разг. Неподвижно стоять.
**ПИРУЭТ, пируэ'т. Мужской род.
В танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги.
***СМОТРИТЕЛЬ, -я, м. Служащий, осуществляющий надзор, наблюдение за чем-л.,  Смотритель маяка. Смотритель музея.


17. ГРУСТНЫЙ БАЛЕТ

Птицы – эмигранты,
Грусти – градиенты.
Ивы – на пуантах,
В кронах – ветра ленты.

Из листвы "шопенки",
Словно из фатина...
Дни – к зиме ступеньки...
Осень – балерина,

Что в предзимнем танце –
Лебедь на закланье...
Сцена – в грустном глянце:
Слёзное сиянье.

Ведь вот-вот простится
Прима-балерина,
Перелётной птицей
Упорхув за клином.

В небесах нащиплет
Облаков пушинки...
Нам балет покажут
Первые снежинки.

...Снежные пуанты –
Зимние акценты,
Птицы – эмигранты...
Грусти – градиенты.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2023/09/25/5327


* ГРАДИЕНТ, градие'нт – это плавный переход с одного оттенка в другой.
**ШОПЕНКА, "шопе'нка".
Юбка-шопенка – вид балетной пачки.
***Заклание – ср. устар. 1. процесс действия по гл. заклать 2. Результат такого действия; жертвоприношение... (иноск.) на погибель.


18. БАРХАТЦЫ
(загадка обычная)

Ах, лепесточки бархатны –
И рыжие, и красные.
А наши детки грамотны
И знают: распрекрасные
До ноября на клумбочках,
До снежного покрова,
Сплошь балерины в юбочках,
Как мамы чернобровы.
Что это? (БАРХАТЦЫ).

Натали САМОНИЙ, 2023 г.,
http://stihi.ru/2023/11/02/2725


ИЗОБРАЖЕНИЕ:
http://ya2018.com/news/2018-god-russkogo-baleta/


19. АХ, ОСЕНИ УДВОЕННОЕ СЧАСТЬЕ!

Окончил август школу лета:
Осина – красный аТТестат.
В пруду лебёдушка ОдеТТа
Взрастила стайку лебедят.

Но к перелёту – оТТорженье,
Ведь знаменитости теперь:
Столицы нашей украшенье!
Пруд лебединый – в сказку дверь.

Тут ивы нынче в позолоте,
А листья – оТТиски лучей.
День каждый солнечный в почёте,
Дождливый день теперь – ничей:

Давно собрали урожаи...
Впредь редко встретишь баТТерфляй...
Листва вот-вот сорвётся в стаи...
К пруду спеши – и отдыхай.

Для птиц здесь плавает коТТеджик,
Их деревянный теремок,
Что в пору осени расцветшей,
В ненастье – милый островок.

Пусть чаще в инее рассветы,
Нет птичьих трелей ассорти...
Листвы летящей самоцветы –
Октябрьских сказок конфеТТи.

Погода – сплошь аТТракционы –
На дню меняется сто раз...
Но клумбы в огненных бутонах,
И пламень жизни не погас.

И чувств удвоенное счастье
Приносят пруд и листопад.
Душа у осени во власти:
Октябрь – отрада из отрад!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/09/09/5579

*ОДЕТТА, ОдЕтта. Главная героиня  балета «Лебединое озеро»
на музыку П. И. Чайковского, созданного по мотивам старинной
немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в
белого лебедя колдуном – рыцарем Ротбартом,
которую спасает принц Зигфрид.

Данное произведение подходит для изучения темы по русскому языку
"Слова с удвоенными согласными".


20. ИЛЗЕ ЛИЕПА (акростих)

И/ сколько ей дано таланта!
Л/елеет сердце Терпсихора.
З/латой оправой бриллианта
Е/ё краса – не блеск "декора".

Л/уна и Солнце освещают –
И/ льются реки восхищенья,
Е/й рукоплещут поколенья...
П/егасы сказки навевают...
А/ристократка – от рожденья!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/03/08/5337


21. ДОТРОНУТЬСЯ ДО НЕБА
            Посвящается звёздам балета.

День за днём – всё дублет за дублетом,
Экзерсис, мастер-класс – день сурка.
Нелегко быть артистом балета:
В вечных па от станка до станка.

Миг премьеры – души обновленье,
Виртуозность – прыжок в облака;
Жизнь в полёте – вот пик наслажденья:
Словно Бога коснулась рука!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/02/29/6871

*ЭКЗЕРСИС, экзерси'с – комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца,
**ДУБЛЕТ, дубле'т. (фр. doublet double удвоенный) – второй экземпляр какой-л. вещи; один из двух одинаковых предметов.


22. ЛЕТНИЕ СНЕЖИНКИ

Ах, соцветье – пачка балеринки!
Клумба – сцена будто, понарошку.
Георгины – летние снежинки,
Лишь не уместишь их на ладошку.

Снегопадов летом не дождаться,
Так желанна лёгкая прохлада...
Георгином снежным любоваться
В знойный день – сердечная услада!

Ах, соцветье – пачка БАЛЕРИНКИ!
Фукси, блонд и алые рубины –
Сплошь большие летние снежинки,
Разноцветье дарят георгины!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/06/22/551

*В упомянутом выше слове ударение падает на слог
с буквой И — уместИшь.


23. ДИНАСТИЯ!

По маминым стопа'м
Решила я пойти.
Милы с рожденья па...
Иного нет пути:

Трудиться – как пчела,
Чтоб славы мёд познать!...
Семья приказ дала:
Звездою новой стать!

Балетом все горят...
– Трудом талант вскорми!
– Династия! – твердят...
Традиция семьи!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/04/26/3999


24. КОСМИЧЕСКИЙ БАЛЕТ

Ах! Илзе приснился космический сон:
Как будто с моторами туфли-пуанты.
И мчалась девчонка ракетам вдогон...
Сияли созвездия, как бриллианты.

И был межпланетный заоблачный тур,
Где звучно играла луна, как скрипачка.
А главным в турне был, конечно, Сатурн:
Ведь с кольцами он так похожий на пачку.

Ах! Илзе приснился прекраснейший сон,
Балетно-космической став эпопеей.
Ей снилась Одетта – звезда испокон:
Ведь лебедь – созвездие прочих древнее.

На Марсе, меж льдистых нехоженых  царств,
Так Илзе задорно во сне танцевала,
Что озером чистым порадовал Марс,
Что жизнепригодной планета вдруг стала.

Искусство, известно, искусство – везде!
Балетные па – это знойная сила.
Живёт балерина, подобно звезде:
Её называют, как Солнце – светило!

Светилом балетной науки быть всласть:
Во сне стала Илзе великою примой...
Но в сердце не вхожа тщеславия страсть:
Дарить радость людям – так необходимо!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/04/15/5852

*И'лзе Ма'рисовна Лие'па – советская и российская балерина, актриса театра и кино; народная артистка РФ, народная артистка Карелии, лауреат Государственной премии РФ и национальной театральной премии «Золотая маска». Дочь танцовщика Мариса Лиепы и сестра Андриса Лиепы.

**Оде'тта – персонажи балета «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского.


СОДЕРЖАНИЕ:
1. БАЛЕРИНА
2. ОСЕНЬ ВСТАЛА НА ПУАНТЫ…
3. ИЮНЬСКИЙ БАЛЕТ
4. НОЯБРЬ
5. О ВРЕМЕНИ И ДРУЖБЕ
6. ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ….
7. МЕДУЗЫ (загадка "доскажи словечко")
8. СВИНКА-БАЛЕРИНКА
9. ЛЕБЕДИ (загадка обычная)
10. ОСЕННИЙ БАЛЕТ
11. МАРТОВСКИЕ ВЁСНЫ
12. А ДЕНЬ ПРЕМЬЕРАМИ БОГАТ...
13. КОШАЧИЙ БАЛЕТ
14. ДЕКАБРЬСКОЕ БЕЗВЕДРИЕ
15. ВЕСЕННИЙ БАЛЕТ
16. МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА
17. ГРУСТНЫЙ БАЛЕТ
18. БАРХАТЦЫ (загадка обычная)
19. АХ, ОСЕНИ УДВОЕННОЕ СЧАСТЬЕ!
20. ИЛЗЕ ЛИЕПА (акростих)
21. ДОТРОНУТЬСЯ ДО НЕБА
22. ЛЕТНИЕ СНЕЖИНКИ
23. ДИНАСТИЯ!
24. КОСМИЧЕСКИЙ БАЛЕТ


***
2018 – год русского балета

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.

2018 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены в 2018 году. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.

Из истории русской балетной школы
Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.

Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»

Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Правительственные инициативы к Году балета
Слова о том, что 2018 год будет посвящен российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею с рождения великого хореографа Мариуса Петипа, озвучила Ольга Голодец на Международном форуме, посвященном вопросам культуры. Зампред российского правительства возглавила заседание в стенах балетной Академии им. А.Вагановой и сообщила, что правительство решило приурочить новый год этому высокому искусству, чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе – как в стране, так и за ее пределами.

Для организации мероприятий и выработки общей концепции торжеств были приглашены балетные мастера французской и других мировых школ, в частности – из Марселя, являющегося родиной танцмейстера. Кроме того, Голодец отметила, что балетные мероприятия должны выйти за рамки ведомства, отвечающего за культуру – зампред правительства сообщила о планах подключить к разработке праздничной концепции и Минобразования России.

Такое решение было принято после проведения опроса. Оказалось, что большая часть школьников не знакома не только с творчеством Петипа, но и с именами великих русских танцовщиков и танцовщиц. Единственными знатоками имен и постановок оказались дети, живущие поблизости от Большого и Мариинского театров, а также юные дарования балетных школ. Итогом обсуждения, связанного с данным опросом, стала особая инициатива Минобразования.

Было решено провести мероприятия по популяризации балета во всех территориальных субъектах страны, включая общеобразовательные учреждения Сахалина и Камчатского края. Для реализации этой цели в 2018 году в программу по мировой культуре будут введены темы, раскрывающие исторические вехи в становлении и развитие русской балетной хореографии, а также повествующие о жизни и творческом наследии Мариуса Петипа. На уроки предлагается приглашать профессионалов балетной сцены, которые расскажут школьникам о важнейшей компоненте национальной культуры.

Кроме того, Академия балета предложила открыть мемориальную доску Мариуса Петипа. Ректор данного хореографического заведения – Николай Цискаридзе, – пообещал принять непосредственное участие в подготовке печатных материалов и проведении фестивальных мероприятий не только в Северной Пальмире и столице, но и в других городах. По его словам, 2018 год может поспособствовать не просто сохранению, но и приумножению балетного наследия страны. Для реализации заявленной цели Академия откроет филиал во Владивостоке.

Перечень запланированных мероприятий

Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:

многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
областные концерты учеников хореографических школ;
выставки тематического детского рисунка;
областные конкурсы детских балетных коллективов;
творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
петербургская выставка достижений балетной школы;
научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием«Мариус Петипа на мировой сцене»;
международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля 2018 года в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики. Зрителям обещаны современные постановки и возрожденные балеты в лучших традициях школы прошлых веков;
балетные конкурсы общефедерального и международного значения;
международный фестиваль балетной хореографии «Мариинский»;
в московском Большом театре обещают продемонстрировать классическое виденье «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», которые пользуются неизменной любовью зрителя;
памятная акция и концерт в Марселе, в которой примут участие российские хореографы и артисты балетных школ и трупп;
торжественное мероприятие по переименованию одного из скверов Санкт-Петербурга в честь Мариуса Петипа;
балетные мастер-классы для желающих, которые будут организованы по всей стране.
Праздничные мероприятия стартуют уже в 2017 году, анонсируя программу на будущее и приглашая иностранных туристов посетить масштабное действо. Так, артисты балета Мариинского театра представили на подмостках вашингтонского театра Кеннеди Центра классическую постановку «Баядерка».

Подробную программу мероприятий и места их проведения можно будет отслеживать на официальном сайте Министерства культуры в разделе, посвященном культурной жизни регионов РФ, а также на порталах территориальных администраций. В итоге правительство надеется, что 2018 год напомнит россиянам о великих достижениях русского балета, и сделает этот вид искусства популярнее в широких массах, позволив насладится хореографической сказкой и волшебством не только давним ценителям высокого мастерства.

ИСТОЧНИК:
http://ya2018.com/news/2018-god-russkogo-baleta/


Рецензии
Балет - высокое искусство! Прекрасная подборка стихов. С благодарностью, Сергей.

Сергей Агарков 4   07.11.2024 15:23     Заявить о нарушении
Спасибо !
С благодарностью и дружеским теплом,

Натали Самоний   08.11.2024 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.