Маргарита окончание Поэтическая версия ММ
А после был Бал,
где ты _
его черная королева _
всем грешным губам,
к лобзанью дала колено,
и шли поколенья
по самой длинной из лестниц _
насытить томленье,
расставшись с загробной плесенью…
..Преисподняя тянет лестницу,
прах отрыгивает изо рта _
комья тления, плотью лепятся _
Фраков панцири. Нагота.
Кости с грохотом рвутся с виселиц,
хрустко бьется гробов труха…
_В Полнолуние нынче вызваны,
преуспевшие во грехах!
(Коровьев- Фагот представляет):
_ Моя королева!
Слева,
обратите внимание,
госпожа Тофана,
с удавкой на шее, _
благодетельствовала
неаполитанкам намаявшимся
избавиться
от надоевших мужей.
Давала склянку _
вылить в суп им _
супов тех
качество улучшая.
Мужей-рогоносцев
валило в судорогах,
проблемы брачные
разрешая.
(Увы, королева, случиться может,
не правда ли? - вдруг - и разлюбишь мужа!)
******************
Милый проказник.
С воображением !
Семнадцати-то
не набрав годов,
любви в крови
расстравив брожение,
невесту продал
в публичный дом!
******************
О, эта особа не лишена
особого артистизма,_
салон элегантный держала она,
вбуравив «глазок» для стриптиза.
Вдоль бедер
скольженье брюссельских кружев,
и грудь обнажал их
батиста лоск…
_ Мужчины за стенкой
кусали губы
при виде
спускаемых панталон!
Вы шутите, донна? Вполне естественно,
женщины знали. Все до единой.
********************
Этот _ алхимик
и чернокнижник.
Ему удалась,
замечу кстати,
при помощи нашей,
в глубины вникнув,
грань философического кристалла.
********************
Философ из Кеннинсберга.
Профессор Кант.
Исследователь
Бытия Божественного.
Рассудок его
до того лукав _
все пять доказательств
порушил торжественно!
Ну в Бога _
не верует человек _
чего ж продолжать,
казалось бы?!
Так нет же! _
блистательно опроверг
себя,
« шестым доказательством» !
******************
(Фридрих Ницше)
_ Мы рады вас видеть более чем, _
мир помнит ваши идеи !
(Философ, выдавший Богу
о смерти свидетельство).
(..Под всхлипы арф, агонию органов, *
с осевших в грунт Олимпов и Голгоф.,
нисходят боги ватными ногами,
в сгущающихся сумерках богов…
За шагом шаг, плетутся вереницей,
впав в детство, вниз бредут полуглухи,
бредут, брюзжа о «юберменше» Ницше,
невнятным шамком - просто старики…) *
Густоусый австриец _
родоначальник идеи арийской _
талантлив необыкновенно!
В психушке,помнится, раза три,
упрямо вскрывал себе вены…
И мелко подрагивала голова,
и губы - в натекших сгустках -
пытались невнятно расшифровать
пророчества Заратустры!
Он постигал глумливый шепот бесов,
отекший мозг прозреньями знобя,
забыв, что если вглядываться в бездну,
то бездна _ станет вглядываться в тебя!
И, вместо слов, он пускал пузыри
безвольно-обмякшим ртом…
О Боге он больше не говорил,
привязан, лежал пластом.
И нем был грядущий сверхчеловек,
изживший всех чувств изъяны.
Лежал он, раскинув ладони вверх _
у неба просил подаянья.
Лишь влажно густела в его глазах,
выдавливаясь из под век,
тягучая, старческая слеза,
отчаянья сверхчеловека!
Вы знаете, так бывает,
когда истрепались нервы.
_«Все то, что не убивает,
нас делает лишь сильнее»? *
Да, вы угадали, _
Ницше _
скончавшийся в психбольнице.
Дражайшая донна, скажу я вам,
как необыкновенно тонкой женщине,_
не все сумасшедшие, одержимы дьяволом.
И не все _ одержимые им _ сумасшедшие.
ОТЧУЖДЕНИЕ(как бы завершение темы Ницше)
Бог не внимал моим молитвам,
Бог знать не знал мои кощунства,
Бог не ловил меня с поличным,
Создатель - не являл мне чуда...
И я - сплав духа с плотской болью -
осознавал, греховно-веско:
Творец с твореньем - вечно пОразнь,
чтобы друг-друга не коверкать.
******************
(Зигмунд Фрейд)
А вот, королева _
«венский мудрец».
Профессор,
мы польщены!
_Титан, - -
упразднивший понятье «грех»,
а, стало быть,
и _ «вины».
********************
(Альбер Камю)
_Камю. Вечный путаник
и знаток
экзистенциальных тем : _
И нечего Страшных вам ждать Судов _
объявлены каждый день!
Вы ищете в небе поводыря,
в отдушины дней забившись?
_ Насколько реальна реальность впрямь,
проверьте самоубийством!*
Прыжок в неизвестность?
Прыжок в ничто ?
С реальным несовпаденье!
_Камю. Вечный путанник
и знаток
экзистенциальных тем…
*Есть только одна серьезная проблема - писал Камю, - проблема самоубийства.
Решить, стоит или не стоит жизнь, того чтобы жить, -значит
дать ответ на основной вопрос философии.
********************
(Достоевский)
Ах, Федор Михайлович,
ваш недуг
от пристальных взглядов в бездну.
Вспороли нутро
человечьих душ, _
а там угнездились бесы!
Вы выдрали, комом,
из затхлых прорв,
до жути невыносимо,
зло,
намертво сросшееся с добром,
в припадке эпелепсии!
И, если мессия
в сей мир придет, _
утишить
людские страсти, _
людьми наречется,
как «идиот»,
и будет повторно распят!
Поверьте,
людей не новы грехи.
Гордыня _
всего пронзительней _
Сначала
обрушивает ветряки,
а после _
творит Инквизитора.*
********************
(госпожа Минкина)
Глядите-ка, Минкина-госпожа!
Зарезана горничной,как ни жаль.
Сама крепостная, в недавнем прошлом,
имела слабость нелепую _
калила щипцы для завивки волос _
горничным лица калечить.
Такая завивка локонов
и в нашем реестре редкостна.
Конечно ж, в таких условиях,
непременно зарежут!
************************
(Шарль Бодлер. сб. стихов "Цветы Зла")
Нежней, королева! _
Мы рады, Шарль!
Вы вплющить один смогли
бутонов томлений
влекущий шарм
в моллюсковых
губ полип.
Цветы экзальтаций!
тоски гибрид!
селекция плоти
с тлением!
_ Пульсируют
сизые пузыри,
болезненностью
обплеснившись…
Сквозь вязкую зацветь
стоячих Лет,
сочится,
греховно-влажный,
насекомоядный
пучок стеблей,
в гниения
сладострастьи !
Ах лепесток, с налетом тонкой гнили,
чей слой томленья легок и пушист,
а запах тленья отдает ванилью,
как запах разложения души!
***********************
(Артюр Рембо. сб. стихов "Сезон в преисподней)
А вот завсегдатай наш,
в некотором роде.
_Метафор без-образных
слыша зов,
еще при жизни,
провел курортником,
в экстазах
у нас не один сезон!
**************************
(Франц Кафка. новелла "Верхом на ведре")
Въезжает в вечность на ведре,
на угля выскобленной кадке.
Каморку _ решето прорех _
не утеплить прогорклой паклей.
Провал ведра его, как нуль, _
фигура с выскобленным днищем,
что умудряется сглотнуть
любой объем отчаянья нищих!
Январь хрустит на позвонках
околевающих сосулек…
_Как он выклянчивал пол-совка
сгрести в убогую посуду!
Горсть третьесортного угля,
кус завалявшегося кокса…
_ Как ты застуженно земля
нули орбит заносишь в космос!
Вселенной нулевая брешь
затягивает черной дыркой.
_ Въезжает в вечность на ведре,
в нимб гуманизма вмерзши льдышкой…
**************************
_Гоголь,
Николай Васильич _
смакует гротеска обличья…
Первый сюрреалист России ! -
увы, страдавший некрофилией.
..Стоит за конторкой,
и держит перо,
и держит перо на весу, _
и в воздухе гладит пером бедро _
русалочью всю красу!
И страшно, и сладко,
и ком во рту,
дрожит возбужденный нерв!
_ Он панночки умершей наготу
несет на своей спине!
Он будет оглаживать плоть греха
под мечущейся свечой-
и как-же лодыжка ее хрупка,
толкает его в плечо!
Он чует иззябшим своим нутром
ожившие миражи _
ведь все, что творило его перо,
из строк выдиралось в жизнь!
И, словно ожившая,чуть влажна,
вишневая мякоть губ,
и кожи усопшая белизна
разгладит паралич скул...
Кошмары забродят в его крови,
пойдут сединой висков...
_ И тяжкое веко поднимет Вий
над обморочным зрачком.
А бесы куражатся,
кровь сосут,
как пиявки у лекарей…
Он чувствует _ заживо понесут,
его за могильный крен!
И плещет русалочий, гибкий хвост,
в озерный и гиблый май…
_ Из детства церковный, пахучий воск,
поминками свел с ума ! *
И станет совсем уж невмоготу,
когда из-под век слеза,
проступит сквозь мертвою дурноту,
в оживших на миг глазах!
И страшно, и пьяно,
и ком во рту,
и судорога так сладка!
_ Вновь панночки умершей наготу
ласкает его рука…
*********************
(В петербургском, больничном логове,
головою больною брит,
посоветовавшись с болонкою,
вдруг безумец решит, что _ принц.
В небо низкое и отекшее
и простуженное до дна,
надо мною, убит потемками,
умирая, скрипит фонарь...)
*Исследование Владимирым Набокобым жизни и творчества Гоголя.
Детство Гоголя. Смерть отца. Деспотичная мать,часто водившая ребенка на похороны...
**********************
(Шомберг)
Браво изобретателю контрапункта!
Браво, маэстро,
браво!
_Его мозжечок
гениально путала
«бледная Эсмеральда».
Талантлив был жизни его мотив,
но все же _
не идеален.
Приходится, знаете ли,
платить
за ложную
гениальность…
*************************
Это _ Нерон.
Любитель пения.
Это _ Малюта Скуратов.
На практике вывели,
что империи
цементируют страхом.
Становится грустно,
дражайшая донна, _
Истории кесари,
главари…
_ Их власти объем,
незначимой толикой,
не может быть с нашим
соизмерим!
************************************
(вступает тема Фриды)
Скучная женщина.
Без достоинств.
Одержима дурацкой манией _
ко всем пристает
со своей историей.
Случай, можно сказать, _
домашний.
Кафе там…
хозяин…
подвальный склад…
иль что-то
в подобном роде…
Ну, в сроки,
естественно,
родила,
как долженствует
в природе.
История
слишком уж не нова, _
банальнейшая история !
_ Платок ей
приказано подавать,
с рассветом,
к ночному столику..
_ Платок?
_ Платочек, Ваше Величество.
Рожениц этих,
поди пойми!
Судили.
Призналась без околичностей,
что, видите ли, _
«было нечем кормить».
_ А как же хозяин?..тот самый.. который?…
_ Причем здесь хозяин,
дражайшая донна?
Винить хозяина _
это абсурд!
Не он же младенца
душил ладонью,
а после его
закопал в лесу.
************************
Голос: - «Милосердия ! Окоченевшее тельце,
задохнувшегося в посиненьи младенца..»
Хор: - «Милосердие ведьмы умерь, Маргарита!
Не упорствуй. Опомнись. Ну что тебе в том,
что какая то, смертная грешница Фрида,
в рот забила младенцу удушья платок?»
(ниже тема Фриды будет продолжена)
*************************
(сцена с головой Берлиоза)
Воланд: - Михаил Александрович - веки на отсеченной голове дрогнули и открылись
полные страдания глаза(…)
«Итак,все сбылось, не правда-ли?(…) живу я в вашей квартире(…)
_ Михаил Александрович!
На блюде подпрыгнула голова…
_ В предтечи эры рационализации
вы можете смело претендовать!
Из множества философских систем,
приверженец
поздних классиков,
где суть человечья _
каркас костей,
обтянутый протоплазмою.
Что яма,
червивой топырью губ,
вспотрошенным чревом ноя,
смакует
протухшего мяса кус,
изжевывая
перегноем…
Бесспорно,
теория здесь права,
все сводится
к разложенью.
Однако,
милейшая голова, _
вы в роли
опроверженья!
Ваш корпус покоится,
вздут и бренн,
притом, согласитесь, странно,
что вы умудряетесь
лицезреть,
фантомом,
сие собранье.
«В чем Истина?» _
как бы спросил Пилат.
Он дока до парадоксов.
Доказывать
не меньший у вас талант
мое неправдоподобье!
Мне ваш симпатичен
матарьялизм,
и трезвость пропагандиста.
Но вот _
по свидетельству многих лиц _
живу я у вас в квартире.
Поверьте, дражайший,
мне крайне жаль
сие обрывать знакомство.
Но ваша
расплывчатость миража,
в реальности _
незаконна!
Прощайте,
любезнейший мой педант,
Вы _
точно актер без роли…
Мне будет вас,
право же, не хватать
на наших собраньях прочих.
Цитировать
несколько мне претит: _
«Любому воздам по вере».*
Но вам,
обаятельный эрудит,
в ничто отворились двери !
…Залы косят предгрозья сполохи.
Гул!.. В двенадцатикратный бой,
полночь мерно качает колокол,
прахом тел обсыпая пол…
«Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул _ «Неужели!!». Еще раз и в послед
-ний раз мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, а затем стало темно».
(сцена сголовой Берлиоза) (ретроспектива)
ШЕСТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Голос:
Господь того не приведи _
визг тормозов незабываем!
Был некий скептик-эрудит
гильотинирован трамваем.
Хор:
«Неужели, неужели?!.»,
успеваем мы подумать,
когда, свертывая шеи,
жизнь высвобождает души…
Голос:
Редакторская голова _
футляр критических заметок _
подпрыгивала «раз-и-два…»,
катясь к небытию предмета..
Хор:
«Неужели же?!.» _ Мгновенье
запоздалых постижений!
Глаз,набрякши из под века,
вспорот шрифтом _ «Неужели?!.»
Голос:
Поправ обычьи и права,
как не напрыгавшись по шпалам,
редакторская голова
самостоятельно пропала!
Хор:
Шестое доказательство.
Гляди писака под ноги!
_Смертельною касательной,
рельс сизо хватит по горлу…
Голос:
Хотя к чему словесный блуд?
Так к сути мы придем едва ли..
Покойник был весьма неглуп,
что не страхует от трамваев.
Хор:
Шестое доказательство
фатально доказуемо,
не постулатов заумью _
свершившимися судьбами..
(окончание темы Фриды)
Воланд: - «Что ж, праздничную ночь иногда принято затягивать...
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Все еще _ полночь, полночь, полночь…
Воланд: - Ну что ж, дражайшая моя королева,
окончен Бал, и пора за стол.
Особых ко мне пожеланий нет ли?
Маргарита: - Перестаньте Фриде подавать платок!
Хор: «Пусть воздается здесь отмщенье,
то, что положено в аду!»
Воланд: - «Заткните тряпками все щели,
чтоб милосердия не вдуть!»
Хор: « Но к низшим областям отчаянья,
в спираль Инферновых витков,
затягивает, всепрощеньем,
ток милосердных сквозняков!»
Голос: «Милосердия! Окоченевшее тельце..
Маргарита. Заступница. Аве Мария!..»
« Вот только выберусь отсюда и утоплюсь…» _ подумала Маргарита.
(М.Булгаков "Мастер и Маргарита")
..Полночь, русалочьи оголившаяся,
полыньи окон затянет выхолодью.
Свечи, епитимью молитвенную,
отстаивают на лунной исповеди…
Или, как лилии, стеблей истонченностью,
льются и липнут к лику утопленницы…
Офелия…Летаргия…А пруд, распахнув круги,
вцелует точки тугие в ложбинку босой ноги…
Слепок следа на глине _ тоже лилия…
«Прощайте, мессир..» _ Голос слаб. Спокоен.
А следом ударило в гулкость ниш: -
«Верните мне моего любовника!», _
наотмашь свечей разметавши нимб!
Вот он. Отчетлив _ до рези.
Словно блаженный кисти Эль-Греко.*
Воланд: - «Да, его хорошо отделали».*
Воланд: - Откуда вы?
Мастер: - Из Дома Скорби.
Воланд: О чем роман?
Мастер: - О Понтии Пилате.
Воланд: - Покажите рукопись.
Мастер: К сожалению,я не могу этого сделать. Я сжег ее в печи.
Воланд: - Неправда. Рукописи не горят.
« И, узнавши, простонала : - Ты, ты, ты!..»
«Мастер: У меня опять начались галлюционации…»
Маргарита:
И, узнавши, простонала: -
«Ты, ты, ты!..»
В плеске галлюционаций _
зыбь мечты…
Мастер:
В зыби галлюционаций _
вывих чувств.
_Уходи,Марго, не надо,
не хочу!
Я ведь знаю _ только мнишься
мне в мозгу…
Я в халат одет больничный..
Не могу!
Путанно-невыносимы,
явь и сон.
Ватный палец амнезии
вмят в висок…
Вглубь зрачка _ багровый проблеск!_
Плащ шуршит…
Мой зрачок наоборотен
в срыв души.
Мне ненавистны прозренья
и слова!
Безвозвратны повторенья, _
пуст подвал…
И к чему неузнаванья
воскрешать?
Жизнь окончилась в подвальных
миражах…
Маргарита:
Я смогла зазор мгновений
расчленить,
чтоб дурную достоверность
отменить!
Я сумела, ставши ведьмой,
их разъять,
чтобы сон о сокровенном
ожил в явь!
Чтоб воскреснуть и проснуться
в жизнь души!
_Нам уже не разминутья
в миражи.
Мастер:
..Словно молот по металлу,
словно залп,
дробно в мозг прогрохотала
та гроза !
И метались листьев струпья,
став золой…
Темь заламывала руки
из углов!
А теперь в окне лишь мутный
лунный диск…
Ты меня, Марго, не мучай _
уходи!
Вся душа _ ошметки боли _
Нет души.
Ни желаний, ни свободы, _
миражи !
Ничего уж не случится,
лишь _ мигрень.
Да, порой, в окно стучится
та сирень…
Бьет в стекло полуподвала,
чтоб свечу,
ты б, как раньше, задувала…
_ Не хочу!
Та гроза прогрохотала
в этот куст !
У меня во рту, металлом,
брома вкус…
Заперт в доме желтой скорби,
так устал!
_ Подступает к горлу комом
дурнота…
Трутся в воспаленном мозге,
въевшись в мозг,
едко коконы-мимозы,
точно моль!
И шуршат, и разъедают
мозг в труху…
_ Не хочу, Марго, мечтать я,
не могу!
От оконной от решетки
есть ключи.
_ Только рукописи сжег я
сам в печи…
Есть ключи, но вряд ли смогут
те ключи,
от болезни, от мимозной,
излечить.
Мир ужался до палаты
(боль в висок!..),
_ Мне ненавистен Пилата
лунный сон!
Я теперь не тот, что прежде, _
в горле _ ком.
Но опять тобою брежу
я, Марго!
Ни к чему теперь страницы
ворошить.
_ Ты, Марго, мне просто снишься,
как и жизнь…
Маргарита:
Я всю ночь тряслась нагая,
дрожью плеч,
чтоб тебя, из зазеркалья,
в жизнь извлечь!
В каждом выстуженном нерве
бил озноб!
И от боли цепенели
пальцы ног…
Тяжко шея под короной
затекла…
Я ушла к иной природе _
вглубь стекла,
всех зеркал раздвинув двери
за края.
Ты не веришь, ты не веришь?
Это _ я!
Во вселенной инфернальной
я жила.
Я теперь насквозь иная,
в зеркалах!
Пусть не ради, пусть не ради
наших встреч, _
чтоб сгоревшие тетради
уберечь !
Пусть стучат твои мигрени
в голове, _
ниже ты своих прозрений, _
маловер !
Как пронзительно-подробно
встал нисан, _
А в листы твоих пророчеств
бьет гроза!..
Это больше, чем любовный
наш роман!
_ Страх стряхни с души ,и вспомни
прошлый май.
..Я сменила всю природу,
все углы, _
ради воскрешенья строчек
из золы!
Чтоб дождаться отреченья?
Ты _ не ты !
Значат больше, чем влеченье,
те листы.
Ах как рано поседела
голова!
_ Помнишь, мы сбежать хотели
в наш подвал?
Маргарита - Воланду:
Этот человек, он _ Мастер.
Вот _ глаза!
Волю к жизни изломали
год назад…
Ах как трудно подниматься
здесь с колен!
Выжег душу _ не роман он _
до углей.
Он чугунной кочергою
бил тетрадь,
чтоб, коростой, над Голгофой
хрустнул мрак!
Видел захлест багряницы
на плаще,
а потом _ добил страницы,
и _ исчез!
В мозг его прогрохотала
та гроза,
чтобы выжглись, как металлом,
в слепь глаза!
Вы же видите как сникла
голова…
_ Вы, мессир, его верните
в наш подвал.
..Я давала обещанья _
не сбылись…
Время выжгло беспощадно
каждый лист!
Каждый лист обуглен тьмою
той ночи, _
захлест Средиземноморья, _
жар печи!
Я читала, я касалась
этих глав !
Мне, порою, снился всадник,
тот _ Пилат.
Издыхала, точно Левий,
в смертный зной!
_ Упиваюсь бесполезно
той виной…
Если тело снова нужно
обнажить, _
буду ночью полнолунной
ворожить.
Ради этого сменила
естество.
_ Вы, мессир, его верните,
для _ него!
Снова стану королевой
черных месс,
чтоб в ложбинке подколенной
стыла смерть.
Буду сумрачною чашей
ворожить,
чтоб обратно воплощалась
смерть _ на жизнь!
..Видел захлест багряницы
на плаще..
_ Он в халат одет больничный,
он _ исчез!
Индивеет в зимних нитях
голова…
_ Вы, мессир, его верните
вновь в слова!
Свидетельство о публикации №118062200539
Татьяна Борисовна Карелия 20.12.2018 15:21 Заявить о нарушении