Наследие предков. Часть 5

Тема: Герб города Менска.

   Добрый день, дорогие ценители русской геральдики!

   Продолжая тему "Наследия предков", я очень трепетно и бережно расскажу сегодня вам о дыхании геральдики, которое оставило свой добрый след в изображении герба нашего горячо любимого города Менска. Этот след блистает на белорусском флаге и ратуше нежным прикосновением Богородицы и  ангелов к нашим уставшим сердца, напоминая нам, великим наследникам Рагволода, о светлом, солнечном и благославенном. Его светлые отголоски преломляются в нашем славянском мировоззрении белорусско-русским акцентом  честности, порядочности и справедливости...

   Герб.

   Герб- гэта знак, выкананы па законах геральдыкi, якi адлюстроувае у сiмвалах час стварэння i высвятляе сацыяльную i мясцоваю прынадлежнасць асобы, горада або дзяржавы. Ён з"яуляецца сiмвалам незалежнасцi i падкрэслiвае прававую супольнасць асоб, што карыстаюцца iм. Усялякi герб адначасова вынiк навукi i мастацтва, якi абапiраецца на жорсткiя законы геральдыкi.

   Гербы адтрымлiваюць найбольш шырокае распаусюджанне у эпоху феадалiзму, менавiта у гэтыя часы яны набаюць сваю выражна акрэслiнскую функцiю. Гарадскi герб ёсць сведчанне таго, што горад, якi яго мае, перайшоу у сваiм дзяржауна-палiтычным развiццi на якасна новую прыступку арганiзацii сацыяльна- прававога апарата i у юрыдычным плане iстотна адрознiваецца ад навакольны вёсак i мястэчак.

   12 студзеня 1591 года каралём польскiм i вялiкiм князем лiтоускiм Жыгiмонтам 4 Вазам Менску быу пацверджаны прывiлей на магдэбургскае права, упершыню выдадзены каралём Аляксандрам у 1499 годзе, а затым паутораны у 1552-м.

   У 1591 годзе месту быу нададзены герб з выявай Панны Марыi з прамянiстым нiмбам, па баках ад якой стаяць два укленчаныя Анёлы, а зверху лунаюць крылатыя Херувiмы ("гербъ до печати местъской на ратушъ фикгуру Внебовзятья Панъны Марыи"). Гэты герб выяулены на пячатцы з надпiсам на лацiнскай мове "Sigillum civitatis Minscensis" ("Пячатка места Менска" ). Калi да дакументау прыкладалi такую пячатку, то на паперы змяшчалi, напрыклад, такi надпiс:"под печатью местскою Менскою" ( 1597 год ), "pod pieczecia magdeburska minska ( 1768 год ).

   Пасля далучэння Мiнска да Расii паводле указа Сената Расейскай iмперыi ад 22 студзеня ( 2 лютага ) 1796 года герб горада быу зменены: на блакiтнам полi Дзева Марыя у атачэннi шасцi Херувiмау. Для адзнакi "далучэння i незалежнасцi ("подданства") краю да Расiйскай iмперыi" выява герба на шчыце была змешчана на грудзях двухгаловага арла.

   5 верасня 1991 года сесiя Мiнскага гарадскога Савета народных дэпутатау прыняла рашэнне "...усталяваць у зале пасяджэнняу Мiнскага гарадскога Савета народных дэпутатау выяву гiстарычнага герба горада Мiнска узора 1591 года".

   Сучасны герб Мiнска быу зацвержаны рашэннем Мiнскага гарадскога Савета дэпутатау 27 сакавiка 2001 года, у тым жа годзе зарэгiстраваны у Гербавым матрыкуле Рэспублiкi Беларусь: у блакiтным полi барочнага шчыта Узнясенне (Успенне) Багародзiцы. Аутары герба- Рыгор Жаунярэвiч, Сяргей Рассадзiн i Марыя Ялiнская. Асновай герба стала менская гарадская пячатка, што фiгуравала на дакументах з 1591 года. Аднак, як зауважыу гiсторык Аляксей Шаланда, на цяперашнiм афiцыйным гербе Анёлы i Херувiмы маюць нiмб ( хаця на пячасцы 1591 года нiмб мае толькi Марыя ). Сярод адрозненняу памiж першапачатковым i сучасным гербамi А.Шаланда адзначае наяунасць воблака пад нагамi Дзевы Марыi, тым часам як на пячасцы 1591 года выяулены пагорак, парослы травой, пасярод якога - адкрытая магiла або пахаваны грот, з якога Дзеву Марыю выносяць Анёлы i Херувiмы у суправаджаннi Херувiмау. Аднак, напрыклад, на пячасцы 1667 года мы бачым нешта накшталт воблака, а на пячасцы 1703-1766 гадоу - зноу зямлю.

   Галоунае ж адрозненне гербау 1591 i 2001 годоу у тым, што старажытны быу выкананы у каталiцкай традыцii адлюстравання Унебаузяцця Панны Марыi, а цяперашнi за прататып мае праваслауны канон Узнясення (Успення) Багародзiцы. У сувязi з гэтым сучасны мiнскi герб паказвае Багародзiцу у чырвона-фiялетавым адзеннi, хаця паводлi каталiцкай традыцii павiнна быць блакiтна-чырвонае.

   Падстау меркаваць, як гэта робяць некаторыя аутары, што "...у 1591 годзе лiк Насвяцейшай Багародзiцы з iконай Мiнскай Божай Мацi стау геральдычным элементам, якi быу пакладзены у аснову герба Мiнска", няма. Вiдавочна, што герб i вобраз лучыць адзiн персанаж (Багародзiца, Панна Марыя), але сюжэты выяу розныя...

  Дакументам, якi абумоулiвау стварэнне у тым альбо iншам месцы органау самакiравання, быу прывiлей на "магдэборскiя правы". Гэта быу пэуны комплекс правоу i абавязкау мяшчан у далучэннi як да вярхоунай улады, так i да iншых саслоуяу тагачаснага грамадства.

   Наданне "магдэборскiх правоу" ствалала якаснае новае становiшча паселiшча у сацыяльнай iерархii, адрознiвала iвылучала яго з навакольных насельных пунктау.

   Само места атрымлiвала статус аутаномнай юрыдычнай адзнакi у дзяржаве. Мяшчане кiравалi у сваiм жыццi асобнымi законамi i валодалi уласным комплексам правоу, якi адрознiвауся ад правоу iншых жыхароу краiны. Акрамя гэтага, места як цэнтр гандлёвай i прамысловай дзейнасцi вылучала сваiх насельнiкау ад iншых саслоуяу не толькi правамi, але i якасцю i сферай працы.

   Знешне прывiлей на "майдэборскiя правы" уяуляу сабой аркуш пергаментау памерам ад 20-70 см у вышуню i ад 30-100 см у шырыню, па якiм пазёмна пiсауся тэкст, дзе агаворвалiся дараваныя месту iльготы, правы i абавязкi. Часта аркуш па краях аздабляуся раслiным арнаментам, у цэнтры падавауся малюнак герба. З пачатку 18 стагоддзя знадворны выгляд прывiлея мяняецца i ён набывае форму сшытка з дзвюх, чатырох цi шасцi cтаронак.

   Пачынауся прывiлей з тытула таго правiцеля, якi надавау яго, i канчауся датай падання, подпiсам караля- вялiкага князя i пiсара канцылярыi- i замацоувауся часцей сярэдняй пячаткай Вялiкага Княства Лiтойскага з выявай герба "Пагоня".

   Чырвонавайсковая пячатка была, як правiла, прывестай i памясчалася спачатку у васковай мiсцы, а з 16 стагоддзя- у металёвай бляшанцы (з жалеза, медзi, бронзы, срэбра).

   Пячатка прымацоувалася да прывiлею на шауковых матузках альбо стужках чырвонага, белага, блакiтнага, радзей iншага колеру.

   Сам тэкст пачынауся з iнiцыяла- маляунiчай, мастацка напiсанай лiтары, у аздобленай альбо гербам места, альбо асабiстым гербам дауцы прывiлея, альбо канцера цi пiсара Вялiкага Княства Лiтоускага...

   Герб.

   Герб- это знак, выполненный по законам геральдики, который показывает в символах час создания и выявляет социальную и местную принадлежность особы, города или державы. Он является символом независимости и подчёркивает правовую общность особ, что пользуются им. Всякий герб одновременно результат науки и искусства, который опирается на жёсткие законы геральдики.

   Гербы получают наиболее широкое распространение в эпоху феодализма, именно в это время они приобретают свою выразительно определённую функцию. Городской герб есть свидетельство того, что город, который его имеет, перешёл в своём государственно-политическим развитии на качественно новую ступень организации социально-правового аппарата и в юридическом плане существенно отличается от окрестных сёл и местечек.

   12 января 1591 года королём польским и великим князем литовским Жигимонтом Четвёртым Вазам Менску была подтверждена привилегия на магденбургское право, впервые выданное королём Александром в 1499 году, а потом повторенное в 1552-м.

   В 1591 году месту был присвоен герб с изображением Панны Марии с лучистым нимбом, по бокам от которой стоят два коленопреклонённых Ангела, а сверху летают крылатыя Херувимы ("гербъ до печати местъской на ратушъ фикгуру Внебовзятья Панъны Марыи"). Этот герб изображён на печати с надписью на латинском языке "Sigillum civitatus Minscensis" ("Пячатка места Менска"). Когда до документов прикладывали такую печать, то на бумаге помещали, например, такую надпись: "под печатью местскою Меньскою" (1597 год), "pod pieczecia magdeburska minska" (1768 год).

   После присоединения Минска к России по указу Сената Российской империи от 22 января (2 февраля) 1796 года герб города был изменён: на голубом поле Дева Мария в окружении шести Херувимов. Для отметки "присоединения и независимости ("подданства") края до Российской империи" изображение герба на щите было помещено на грудь двухглавого орла.

   5 сентября 1991 года сесия Минского городского Совета народных депутатов приняла решение "...установить в зале заседаний Минского городского Совета народных депутатов изображение исторического герба города Минска образца 1591 года".

   Современный герб Минска был утверждён решением Минского городского Совета депутатов 27 марта 2001 года и в том же году зарегистрирован в Гербовом артикуле Республики Беларусь: в голубом поле барочного щита Вознесение ( Успение ) Богородицы. Авторы герба - Григорий Жовнеркевич, Сергей Рассадин и Мария Ялинская. Основой герба стала менская городская печать, што фигурировала в документах с 1591 года. Однако, как заметил историк Алексей Шаланда, на сегоднешним официальном гербе Ангелы и Херувимы имеют нимб ( хотя на печати 1591 года нимб имела только Мария ). Среди отличий между первоначальным и современным гербами А.Шаланда отмечает наличие облака под ногами Девы Марии, в то время как на печати 1591 года выявлен холм, порослый травой, посреди которого- открытая могила или погребальный грот, с которого Деву Марию выносят Ангелы в сопровождении Херувимов. Однако, например, на печати 1667 года мы видим что-то наподобие облака, а на печати 1703-1766 годов - снова землю.

   Главное же отличие гербов 1591 и 2001 годов заключается в том, что старожитный был исполнен в католической традиции изображения в-небо-взятия Панны Марии, а современный за прототип имеет православный канон Вознесения (Успения) Богородицы. В связи с этим минский герб показывает Богородицу в красно-фиолетовой одежде, хотя по католической традиции должна быть красно-голубое.

   Причин думать, как это делают некоторые авторы, что "...в 1591 году лик Найсвятейшей Богородицы с иконы Минской Божьей Матери стал геральдичным элементом, который был положены в основание герба Минска", нет. Очевидно, что герб и образ соединяет один персонаж ( Богородица, Панна Мария ), но сюжеты изображений различные...

   Документом, который обуславливает создание в том или ином месте органов самоуправления, была привелегия на "магденбургское право". Это был определённый комплекс прав и обязанностей мещан в отношении как до верховной власти, так и до иных сословий тогдашнего общества.

   Присвоение "магденбургских прав" создавало качественно новое положение поселища в социальной иерархии, отличало и выделяло его из окружающих населённых пунктов.

   Само место получало статус автономной юридической единицы в государстве. Мещане управляли своей жизнью особыми законами и обладали властным комплексом прав, которые отличались от прав иных жителей края. Кроме этого, место как центр торговой и промышленной деятельности выделяло своих жителей от иных сословий не только правами, но и качеством и сферой труда.

   Внешне привелегия на "магденбургские права" представляли собой стандартный кусок пергамента размером от 20 до 70 сантиметров в высоту и от 30 до 100 сантиметров в широту, по которому приземлённо писался текст,где оговаривались дарованные месту льготы, права и обязанности. Часто пергамент украшался по краям растительным орнаментом, в центре подавался рисунок герба. С начала 18 века внешний облик привилегии меняется и он приобретает форму тетради с двумя, четырьмя или шестью страницами.

   Начиналась привелегия с титула того правителя, который давал его, и заканчивалась датой подания, подписью короля- великого князя и писаря канцелярии- и скреплялся частей средней печатью Великого Княжества Литовского с изображением герба "Пагоня".

   Красновосковая печать была, как правило, привестью ( Что? Весть. При чём? При вести. ) и помещалась сначала в войсковую миску, а с начала 16 века- в бляшанце* ( из железа, меди, серебра ).

   Печать прикреплялась до привилегии на шёлковых верёвочках или лентах красного, белого, голубого, реже иного цвета.

   Сам текст начинался с инициала - рисованной, художественно написанной буквы, украшенной или гербом места, или особенным гербом давателя привелегии, или канцлера, или писаря Великого Княжества Литовского.

На гербе Менском благородном
Застыла Матушка моя,
Она в ризах любви народных
Застыла, радость затая.
Два Ангела поодаль Мамы
В коленопреклонённой гамме
Нашли созвучие любви
И песню преданной крови.
Их песни вняли Херувимы
В лазуном свете глубины.
Они объятья тишины
В огне поэзии любимом
Дарили Матушке своей
В крылатом подвиге очей.

Дева Мария подпевала,
Сложив ладони пред собой.
Она явить любовь желала
Своей крылатою мечтой.
Слава из детской песни ясно
Ложились подвигом прекрасно
На струны солнечных лучей,
На память юности моей.
-Внимайте сердцем люди Слово
Отца Небесного для вас!
Внимайте песнь в лазурный час!
Внимайте голос сердца снова
И замирайте в глубине,
Свет осознав любви, вполне!

По небу солнышко возводит
Звук отдалённый хрусталя.
Оно неспешно в мире бродит,
Мгновенья юности даря.
Ветер- красавец светлой ночи
Закрыл в томленьях свои очи
И замер в ветвях томных древ,
Скрыв от красавицы напев.
Заря в багряной колеснице
Промчалась по небу легко.
Царь-солнце глянул глубоко
На Богородицу в светлице,
Сотканной капельками рук
Под сердца радостного звук.

Славящи Бога Херувимы
Звук повторили,- Свят, Свят, Свят!
Они как мира пилигриммы
Напоминали,- Рад, рад, рад
Отец Небес звучанью Мамы,
Великосветской Музы Дамы,
Её пронзительным очам,
Её возвышенным речам,
Её словам необычайным!
В ответ на их небесный гимн
Отец дарил свет-лучик им.
Он словом ясным, добрым, тайным
Благословлял их светлый хор
Огнём любви небесных зорь.

Свят, свят, Отец в объятьях света!-
За ними вторил голосок;
Свят, свят, Отец в объятьях лета!-
Он повторял любви итог;
Радуга вспыхнула нежданно
Огнём блаженства постоянно,
Окрасив торжеством вокруг
Поющий сердцем мамы круг.
-Какая прелесть в звуках неба
Блистает красками мечты!
Какая прелесть в слове "ты",
Отец родной, колосом хлеба
Блистает в песеных трудах
И в неразгаданных мечтах!

Небес лазурь зовёт порою
Достойных к светлым берегам.
Радуга снов зовёт весною
Великих к преданым словам.
Весна познания в мних бродит,
Кипит, поёт и колобродит,
Зовя мелодии шальной
К себе, к Отцу Любви, домой.
На крыльях радуги познанья
Летят огни небесных чувств
По красоте небесных буйств
В чертоги музыки сознанья,
В небесный силы хоровод,
По глубине небесных вод...

 
1. Примечание: Литературный источник: Виктор Корбут, Дмитрий Лосько "Минск. Наследие старого города". Минск"Беларусь", 2016 год, стр.54-55;

2. Примечание: Литературный источник: Анатоль Цiтоу "Гербоунiк беларускiх гарадоу" Мiнск "Беларусь", 2015 год, стр. 23-24;

3. Примечание: Фотография герба города Менска выполнена фотографом Дмитрием Лосько на странице 54 в "Наследии старого города". Минск "Беларусь", 2016 год.

4. Примечание: Бляшанце- изделие из металлической бляшки.


   


Рецензии