Поборникам грамотности

ИЗ ОТВЕТОВ ОДНОМУ ЯРОМУ ПОБОРНИКУ ГРАМОТНОСТИ В ПОЭЗИИ:

Понимаете, для любителей грамотного русского есть сайт Грамота.ру. Там обсуждают вопросы русского языка. Я тоже люблю русский язык, я редактор со стажем, вполне, поверьте, владею предметом. Пытаюсь Вам объяснить, что в поэзии допустимы и неправильности, и ошибки даже – во имя смысла и общего звучания, целостности и красоты стиха. Здесь несколько иные законы. И если литературная норма – «шприцев», то в поэзии часто встречается концевое «шприцов» для рифмы к словам «отцов», «бубенцов» и пр. И это абсолютно оправданное нарушение! То же самое с пастернаковским великим стихотворением «Любить иных – тяжёлый крест...» Ну, конечно, он имел в виду не извилины, а изъяны. Но КАК сделал!!!

«Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен».

Ради этого вывода и рифмы «извилин – равносилен» мы прощаем поэту этот «ляп», мы не замечаем неверно взятого слова, мы прекрасно понимаем его смысловую нагрузку в данном контексте пастернаковского шедевра!

То же самое в стихотворении, которое пел Евгений Осин, Андрея Вознесенского «Плачет девочка в автомате». Ну, не бывает на щеках у девушек следов от «мужских обид»! «Мужские обиды» – это когда мужчины обижаются. А здесь имеется в виду, когда мужчины обижают. Но мы понимаем, какой смысл несёт это выражение – это авторская метонимия, перенос значения!
Таких примеров – величайшее множество! Просто не хватит стихирской площади, если попробовать разместить хоть часть этих прекрасных нарушений языковых догм, приведших к поэтическим открытиям и созданиям шедевров. Пушкинское «Я не хочу печалить вас ничем» – это вообще не по-русски, простите: инверсия жутчайшая! Однако в том-то и фокус, что вся настоящая поэзия обязательно включает в себя массу неологизмов, искажений слов, малоизвестных диалектизмов и даже откровенных ошибок, которые можно было бы назвать пренебрежением нормами великого и могучего, если не уметь вникнуть в душу стихотворения, если быть от рождения глухим к поэтическому языку.

Нельзя заниматься буквоедством, когда имеешь дело с поэзией! Ошибки исправлять, безусловно, необходимо, и писать грамотно тоже не помешало бы, но в живую поэтическую ткань лезть со своими правдолюбскими скальпелями тем, кто не слышит ни музыки, ни гармонии стиха, не нужно! Учитесь в морге, на графоманских рифмованных трупиках – режьте, правьте, препарируйте!

А здесь хочется читать поэзию, говорить о поэзии, создавать поэзию. И ещё хочется, чтобы здесь, на этом сайте, поэзию уважали.

Надеюсь всё же на понимание.


Рецензии
Прочитала вашу статью и порадовалась тому,как чётко вы всё разъяснили.Впечатление от прочитанного порой гораздо важнее художественных изысков, с этим нельзя не согласиться. Но только нельзя путать креатив с безграмотностью, а примитив с искренностью.Рзумеется, вы не путаете, пишете деликатно о глухоте к поэтическому языку.
Вы правы, в поэзии свои законы, её нормировать нельзя, как и эмоции. Но как, не обижая ,воспитывать литературный вкус? Слово тоже требует ощущений, зримости,и может страдать в неудобной позиции.
Кстати, инверсией увлекаются многие, обретают стиль за её счёт, а читаешь и чувствуешь себя как в кабинете травматолога...прошу простить мне эту резкость.
Я поняла главное: лучше "не замечать ляпы",
Обидчивость и самомнение- едва ли не главные качества авторов.
С глубочайшим уважением!
Ольга Литвинова

Ольга Литвинова-Тюрикова   30.11.2024 10:16     Заявить о нарушении
Ольга, здравствуйте!
Спасибо за отклик! Вы очень верно и тонко всё понимаете. Тут дело в тончайшей грани между прекрасным и ужасным. Между изюминкой, находкой, намеренным искажением, придающим тексту выразительности – и безвкусным нагромождением, а то и откровенной ошибкой, невежеством, косноязычием.
Но я здесь говорю скорее о тех произведениях, которые написаны на уровне, в которых есть авторский талант и лёгкость слога и которые не надо оценивать как ученические сочинения, а надо чувствовать авторскую манеру, стиль, соответствие жанру и т. д. Просто есть люди, которые только-только что-то узнали о стихосложения, и им уже начинает казаться, что они имеют право всех поучать и раздавать бесплатные советы, при этом чувствуют себя чуть ли не гуру. А ведь нужны и вкус, и чутьё, и такт, и опыт, и знания, и любовь к литературе (и к людям тоже желательно), чтобы рискнуть давать произведению экспертную оценку))

С признательностью

Валерия Салтанова   08.12.2024 04:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 74 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.