О нравственности в искусстве. Продолжение

Как обычно, кретинистый Эспри, не додумав, поспешил «поделиться своими мыслЯми» с читателями.
Слово «Домысел» используется как синоним слова «Вымысел». А, вот, только что я «ДОМЫСЛИЛ» то, что НЕ домыслил раньше, следовательно слово это следует употреблять не равнозначно  «выдумке», а как РЕЗУЛЬТАТ дополнительного, более углублённого мышления, ДОмышления, ДОмыслил человек некую идею!
Сам вопрос в заглавии предыдущей заметки  «Учит ли искусство нравственности?» НЕКОРРЕКТЕН!!!
Вопрос слишком расширенный, обобщённый. С тем же успехом можно было бы спросить: Учит ли жизнь нравственности? Учит ли история нравственности? И Вселенная, она тоже учит нравственности? Несмотря на видимую абсурдность последнего вопроса, можно сказать, что «ДА», учит! Как это так? Да, так. Ведь все события нашей жизни протекают не где-то в эмпиреях, а в реально существующей Вселенной, следовательно она, обеспечивая нас материальными возможностями к существованию и мышлению, учит нас!
И ещё Эйнштейн сказал: «Я знаю только две вещи, не имеющие границ – Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, в первом я не совсем уверен.» Но ведь глупость в сочетании с другими качествами, тоже влияет на нравственность?!

Вопрос же следует задать: Какой вид или свойство искусства учат нравстенности?
Пример: Когда мне исполнилось семнадцать лет, Мама, как обычно, подарила мне книгу. Страшное разочарование! Маленькая по размеру и объёму книжечка. Какого-то Ларошфуко.
Я привык получать ко дню рождения солидный толстый том известного мне писателя. И вдруг – такая малость И название тоже странное: «Максимы и моральные размышления».
Чуть ли ни обиженный «скромностью подарка» начал читать.
Прочёл.
Сразу же снова начал перечитывать... 
С тех пор Герцог Франсуа де Ларошфуко стал моим духовным папочкой! Совсем не уверен, был бы он рад, обнаружив такого сыночка...
Книжка сугубо о нравственности, хотя, разумеется, не только об этом.
Искусство? ДА!
И высокого класса.
«Три товарища» Ремарка дают художественные образцы нравственности?
Несомненно.
«Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот» – дают художественные примеры нравственности?
Скорее «доказательство от противного» – но это тоже уроки и тоже доказательства!

«Смерть Ивана Ильича» – дарит нам что-то нравственное? Прекрасная повесть, на мой взгляд – одно из лучших произведений Льва Толстого. Но нравственность? Никак нет, хотя Толстой делает большие усилия с явной целью придать ей некий дидактический, морально-этический смысл. Он прямо говорит, что, де, Иван Ильич незадолго перед смертью вдруг осознаёт, что жил неправильно. И это осознание своего греха моментально освобождает его от страшных мучений и страха смерти. «Смерти не было. Был свет!» На самом же деле, Толстой описал верную ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ картину, без какой-либо моральной подложки. Мучения Иван Ильич испытывал из-за того, что кишечник его был закупорен наглухо разросшейся опухолью, а перистальтика верхних отделов «пыталась» протолкнуть содержимое дальше! А двигаться некуда  – ИЛЕУС!  Непроходимость кишечника. И из-за этого – жуткие боли. Но на четвёртый день наступил некроз, омертвление части кишечника и умершие нервные волокна уже не передавали болевых сигналов в мозг – и Иван Ильич вдруг ощутил ОБЛЕГЧЕНИЕ! ПРЕДСМЕРТНОЕ!

Нет возможности перечислять поимённо писателей и их произведения, которые, несомненно, несут нравственный заряд.
Но искусство – это не только литература! И самое главное: КАКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Живопись учит нравственности?
В применении к себе скажу точно: НЕТ!
Триптих «Сад земных вожделений» Иеронимуса Босха учит нравственности? Прямо или косвенно?
Чуть-чуть, да. На правой картине триптиха изображена икра самого Босха с сифилитической язвой, первязанной тряпочкой, мол, вот к чему приводит «аморалка». Обезьяна на слоне – в средневековой символике обозначала разврат. Но сказать, что она чему-то меня НРАВСТВЕННО  научила, акромя необходимости «предохраняться» (и то, не олна!!!),  никак не могу.
Знаменитые фрески Микеланджело на потолке  Секстинской капеллы учат нравственности? Возможно, истовых верующих. Я же смотрю на них как на произведение искусства в чистом виде, безо всяких моральных уроков и сентенций.

Скульптура учит нравственности? Не ощутил, признаюсь. Понятиям о красоте и гармонии — да! Но никак не разделяю мысль Достоевского о том, что, де «Красота спасёт мир». Ну, никак не это!
«Поцелуй» Огюста Родена? Не почувствовал я нравственности.
«Спящий гермафродит» в музее Ватикана. Не заметил морали.
«Никэ Самофракийская» в Лувре. Прекрасна, но морально нейтральна.

 
Архитектура. Могу, снова, восхищаться смелостью, лёгкостью, грациозностью форм, оригинальностью и выполнением замысла архитектора,, но мораль и этика как-то в голову даже не приходят. Мне очень нравится, например, Эйфелева башня. («Железное чудовище» , как её назвали тогдашние современники-интеллектуалы). Благодаря своей ажурности, она кажется какой-то «лёгкой, воздушной», как ракета, готовая к взлёту. И никаких следов  нравственности.

Музыка. Пожалуй, ДА! На меня она действует часто, так заметил, как некий освежающий душ для души, прошу прощения за невольный каламбур.
Какая? Конечно. талантливая, настоящая, обращённая к сердцу и душе, а не к брюху и гениталиям.

Итак, резюмируя: Есть виды искусства – настоящая литература и настоящая музыка, которые, без сомнення несут часто очень мощный заряд нравственного послания.

«Пойдём, Гертруда. Созовём друзей.
Шипенье ядовитой клеветы,
Несущее сквозь поперечник мира
Как пушечный заряд своё ядро,
С их помощью, быть может, нас минует
И воздух неранимый поразит»
Нравственно?
ОЧЕНЬ!

Надеюсь, что не ошибся в очередной раз.
19 VI 2018


Рецензии