Из моих методических пособий для...
К рассказу - "БЕЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ". Это было под Ростовом на Дону в начале ВОв.
Текст рассказа пока не публикую тут. Да и из "Пособия" - только часть.
Надеюсь - информация будет интересной и полезной и для взрослых.
Вот, дорогие мои ребята, сколько вы узнали, или – повторили, о литературе, о русской художественной речи в нашей "Академии самообразования".
• И ещё чуть-чуть очень интересного о русской речи.
Как и немецкая, китайская, индийская или другая какая речь, так и наша русская речь, имеет единицы измерения.
Вы знаете, что единицами измерения сахара, или соли, являются миллиграммы, граммы, килограммы. Можно купить и целый центнер сахара. И даже – тонну! Это единицы измерения веса.
Вода, молочко тоже имеют единицы измерения. Мы покупаем пол-литра молока, или литр. Или – целый бутылёк! Аж три литра! Можем выпить всего один стакан молока. Это единицы объёма.
Даже газ имеет единицы измерения. Самая распространённая единица измерения газа называется – куб. Или – кубометр.
Представьте себе такой сосуд, или ёмкость, и ширина, и длина, и высота которой величиною каждая в метр.
В геометрии такую фигуру называют – куб.
Если эту ёмкость наполнить газом, сколько там будет газа? Куб.
Дорога к школе имеет тоже единицы измерения: сантиметр (см),
метр (м.), километр (км.). Это единицы измерения длинны, расстояния.
Даже время имеет единицы измерения: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие. Люди придумали.
И речь имеет единицы измерения. Тоже – маленькие и большие.
• Самая маленькая единица речи – звук.
Например: а, о, у, э, ы, и, с, ш, щ, к, р – когда мы их произносим, они звучат, слышны. Поэтому звуки являются единицами устной речи.
• Когда мы звуки речи напишем или наберём в компьютере, то это уже будут буквы.
Буквы – это тоже условные знаки, которыми люди условились,
договорились, обозначать звуки на письме.
А речь уже будет – письменная, нормированная. Значит, самой
маленькой единицей письменной речи являются – буквы.
• Чуть большей единицей измерения речи является – слог.
Слог – это сочетание нескольких звуков. Обычно – двух, трёх.
Например, в слове «ма – ма» - два слога. Каждый – из двух звуков.
В слове «ка – мыш» - тоже два слога, но один – из трёх звуков!
А вот слово «день» состоит всего из одного очень интересного слога.
В устной речи этот слог состоит из трёх звуков, а в письменной - он состоит из четырёх букв!
Почему? Да очень просто! Потому, что люди договорились знаком «Ь» условно обозначать не звук, а мягкость звука. Поэтому его так и называют – мягкий знак.
Ну, вы-то, наши юные читатели, понимаете, что это всего – навсего написанная на бумаге или документе Word «кавылюшка», которая ни мягкой, ни твёрдой быть не может! И пощупать его нельзя.
«Мягко» или «твёрдо» может звучать, произноситься какой-то звук.
В одних словах мы его произносим «твёрдо», в других – «мягко»:
В словах: «закон», «прут», «сад», «двор» - звуки – н-т-д-р- произносятся «твёрдо».
А в словах: «конь», «путь», «сядь», «дверь»- эти же звуки -н-т-д-р- произносятся «мягко», поэтому на письме после них и поставили знак - ь, обозначающий мягкость их произношения.
Автор рассказа рекомендовал бы называть этот условный знак не «мягкий знак» (знак не может быть ни мягким, ни твёрдым), а более точно - знак мягкости звуков.
Итак, закрепим:
– самой маленькой единицей речи является звук (буква).
- Чуть большей единицей – слог. Он состоит из звуков (букв).
- Ещё большей единицей речи является слово.
Слово состоит из слогов, а значит и из звуков (букв).
- Ещё большей единицей речи является словосочетание.
Словосочетание – это когда к одному основному слову нами
добавляется ещё одно или несколько слов, которые как бы определяют, уточняют смысл того, что обозначает основное слово.
Например, основное слово – гром. Но гром какой?
Прибавим к нему слово – весенний. Весенний гром.
Теперь читатель точнее знает, о каком громе идёт речь. О громе, который бывает весной. Второе слово, добавленное к основному, указывает на время громыхания грома.
А если гром прогремел в самом начале весны впервые, как сказать об этом?
Ну, конечно, же – надо к нашему основному слову «гром» добавить ещё одно слово: первый весенний гром.
Известный русский поэт Х1Х века - Ф. И. Тютчев - так и признался всему миру строками своих стихов:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Или возьмём слово – день. Какой? А кто знает какой! Просто – день.
А давайте-ка к этому основному слову добавим зависимое, такое, которое точнее определит день.
Например – завтрашний день. Дополнительное слово определяет день по времени – завтрашний день есть день будущий, но не прошедший.
Зимний день – время года. Солнечный день – погода. День Рожденья - радостный день. День памяти – печальный день.
День Победы – торжественный, радостный день – всеобщий Праздник!
• Видите – слова, словно сочетаются, ну как бы ... согласуются по смыслу:
первый весенний гром, зимний день, День рождения, День Победы, всеобщий Праздник – такие выражения и называются словосочетаниями.
В словосочетании всегда есть главное, или основное, слово и зависимое, точнее определяющее по какому-то признаку то, что обозначает главное слово (в литературе, вспомните, мы такие определяющие, зависимые от главного, слова называли эпитетами).
• На уроках русского языка зависимые слова называются определениями.
Зависимые слова можно менять. Что мы и видим на примере основного слова – день.
• Но есть словосочетания, у которых состав слов как бы постоянен. Например, в сказках: добрый молодец, белая ворона, чёрный ворон, ковёр-самолёт, кощей бессмертный, кисельные берега, молочные реки – такие словосочетания называются – устойчивыми.
• Есть в речи ещё большая единица – предложение.
Предложение – может состоять из одного или нескольких слов, словосочетаний.
Например: «Шла мирная, привычная жизнь.»
«- Коров? ... Смотри - в какую даль умчались наши!»
• Есть единица ещё больше предложения. Называется – абзац.
Абзац – состоит иногда из одного большого сложного предложения:
«Отсюда, как побитая собака, бежал с позором назад - на свой Запад, где в столице страны – агрессора, возомнившей себя «высшей расой» Земли, для которой все остальные народы должны были стать рабами, в подземном бункере, от отчаяния и страха ответственности перед своим же народом, из которого несколько миллионов он уложил в сырую землю на полях сражений, Отец - стратег этой безумной войны – Адольф Гитлер - пустил себе пулю в лоб.»
Иногда абзац состоит из несколько простых предложений:
«Где-то рядом грохотала канонада. Шла война. Её суровое, страшное бремя с каждым днём приближалось к земле ростовской.»
Иногда – из нескольких сложных предложений:
« Вот тут так и хочется сказать кое-что о знаке - «!» -, который принято называть восклицательным. И предложение, в конце которого он стоит, тоже называют восклицательным.»
Иногда абзац состоит из простых и сложных предложений:
«И вдруг со стороны элеватора послышались взрывы и гул.
В небе появились два самолёта. Один задымил и стал быстро снижаться прямо на поле, где паслись коровки. Другой развернулся и улетел обратно».
• Но самой большой единицей письменной речи является – текст.
Текст страницы – всё, что написано на какой-либо странице.
Текст главы – всё, что написано в первой ли, во второй или иной главе.
Текст части книги (первой, второй, или – пятой; сколько частей, значит – столько же и текстов) – это часть текста всей книги.
Итак, единицами речи являются: звук, (буква), слог, слово, словосочетание, предложение, абзац, текст (а в устной речи – выступление, речь, доклад, лекция, Слово).
Следующая наша лекция будет о тексте. И уже относиться будет к литературе.
До встречи в нашей уютной, интересной "Академии самообразования", мои юные, очень любопытные "русисты"!
Свидетельство о публикации №118061507317
С уважением чуки...
Михаил Жовнерчук 28.02.2019 21:20 Заявить о нарушении
С уважением и наступлением красавцы весны!))))))))))))))
Гладнева Ольга Антоновна 01.03.2019 19:34 Заявить о нарушении
И Ваша лекция, как раз и направлена на развитие мышления!
с уважением чуки...
Михаил Жовнерчук 01.03.2019 19:40 Заявить о нарушении
А вот что касается письменной речи, то тут, даааа, Вы на 100% правы - это продукт нашего ума! Мы умом своим додумались как отобразить, зафиксировать, сохранить, звуки на письме - условными знаками. Каждый народ - своими условными знаками - китайцы и их соседи - палочками, кто-то клинописью, романская группа языков - " каракульками", которые мы называем буквами. Даже, как зафиксировать на письме паузы и эмоции додумались при помощи, да- ума.
По-разному изображают народы, например, звуки -д, в,л... Но вот в музыке - звуки изображают все одинаково - нотами. Ноты тоже - продукт ума.
Мишенька, спасибо Вам и Вашей половиночке, с которой Вы читаете вместе - за внимание и прочтение, отзыв. С благодарностью к Вам, чуки, - я и весна!
Гладнева Ольга Антоновна 01.03.2019 21:20 Заявить о нарушении