Из моих методических пособий для...

    Из моих методических пособий для учащихся младших классов ОШ, над которыми только- только закончила работу и первую контрольную "читку".
    К рассказу - "БЕЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ". Это было под Ростовом на Дону в начале ВОв.
     Текст рассказа пока не публикую тут. Да и из "Пособия" - только часть.   
  Надеюсь - информация будет интересной и полезной и для взрослых.


Вот, дорогие мои ребята, сколько вы узнали, или – повторили, о литературе, о русской художественной речи в нашей "Академии самообразования".

• И ещё чуть-чуть очень интересного о русской речи.
Как и немецкая, китайская, индийская  или другая какая речь, так и наша русская речь, имеет единицы измерения.
    Вы знаете, что единицами измерения сахара, или соли, являются миллиграммы, граммы, килограммы. Можно купить и целый центнер сахара. И даже – тонну! Это единицы измерения веса.

     Вода, молочко тоже имеют единицы измерения. Мы покупаем пол-литра молока, или литр. Или – целый бутылёк! Аж три литра! Можем выпить всего один стакан молока. Это единицы объёма.
    
     Даже газ имеет единицы измерения. Самая распространённая единица измерения газа называется – куб. Или – кубометр.
     Представьте себе такой  сосуд, или  ёмкость, и ширина, и длина, и высота которой величиною каждая в метр.
     В геометрии такую фигуру называют – куб.
   Если  эту ёмкость наполнить газом, сколько там будет газа? Куб.

   Дорога к школе имеет тоже единицы измерения: сантиметр (см),
метр (м.), километр (км.). Это единицы измерения длинны, расстояния.

    Даже время имеет единицы измерения: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.  Люди придумали.

       И речь имеет единицы измерения. Тоже – маленькие и большие.
• Самая маленькая единица речи – звук.
Например: а, о, у, э, ы, и, с, ш, щ, к, р – когда мы их произносим, они звучат, слышны. Поэтому звуки являются единицами устной речи.

• Когда мы звуки речи напишем или наберём в компьютере, то это уже будут буквы. 
        Буквы – это тоже условные знаки, которыми люди условились, 
        договорились, обозначать звуки на письме.
           А речь уже будет – письменная, нормированная. Значит, самой   
        маленькой единицей письменной речи являются – буквы.
 
• Чуть большей единицей измерения речи является – слог.
Слог – это сочетание нескольких звуков. Обычно – двух, трёх.
Например, в слове «ма – ма» - два слога. Каждый – из двух звуков.
В слове «ка – мыш» - тоже два слога, но один  – из трёх звуков!
А вот слово «день» состоит всего из одного очень интересного слога.
В устной речи этот слог состоит из трёх звуков, а в письменной - он состоит из четырёх букв!
 Почему? Да очень просто! Потому, что люди договорились знаком «Ь» условно обозначать не звук, а мягкость звука. Поэтому его так и называют – мягкий знак.
     Ну, вы-то, наши юные читатели, понимаете, что это всего – навсего  написанная на бумаге или документе  Word  «кавылюшка», которая ни мягкой, ни твёрдой быть не может!   И пощупать его нельзя.
«Мягко» или «твёрдо» может звучать, произноситься какой-то звук.
В одних словах мы его произносим «твёрдо», в других – «мягко»:
В словах: «закон», «прут», «сад», «двор» - звуки – н-т-д-р- произносятся «твёрдо».
     А в словах: «конь», «путь», «сядь», «дверь»- эти же звуки  -н-т-д-р- произносятся «мягко», поэтому на письме после них и поставили знак - ь, обозначающий мягкость их произношения.
    Автор рассказа рекомендовал бы называть этот условный знак не «мягкий знак» (знак не может быть ни мягким, ни твёрдым), а более точно - знак мягкости звуков.

Итак, закрепим:
–  самой маленькой единицей речи является звук (буква).
-  Чуть большей единицей – слог. Он состоит из звуков (букв).
-   Ещё большей единицей речи является слово.
     Слово состоит из слогов, а значит и из звуков (букв).
-   Ещё большей единицей речи является словосочетание.

    Словосочетание – это когда к одному основному слову нами 
добавляется ещё одно или несколько слов, которые  как бы определяют, уточняют смысл того, что обозначает основное слово.
     Например, основное слово  – гром.  Но гром какой?
Прибавим к нему слово – весенний. Весенний гром. 
Теперь читатель точнее знает, о каком громе идёт речь. О громе, который бывает весной. Второе слово, добавленное к основному, указывает на время громыхания грома.
   А если гром прогремел в самом начале весны впервые, как сказать об этом?
Ну, конечно, же – надо  к нашему основному слову «гром» добавить ещё одно слово: первый весенний гром. 
     Известный русский поэт Х1Х века - Ф. И. Тютчев - так и признался всему миру строками  своих стихов:
                Люблю грозу в начале мая,
                Когда весенний первый гром,
                Как бы резвяся и играя,
                Грохочет в небе голубом.

     Или возьмём слово – день. Какой? А кто знает какой! Просто – день.
А давайте-ка к этому основному слову добавим зависимое, такое, которое точнее определит день.
    Например – завтрашний день.  Дополнительное слово определяет день по времени – завтрашний день есть день будущий, но не прошедший.
   Зимний день – время года. Солнечный день – погода.  День Рожденья - радостный день. День памяти – печальный день.
  День Победы – торжественный, радостный день – всеобщий Праздник!

• Видите – слова, словно сочетаются, ну как бы ... согласуются по смыслу:
первый весенний гром, зимний день, День рождения, День Победы, всеобщий Праздник – такие выражения и называются словосочетаниями.

      В словосочетании всегда есть главное, или основное, слово и зависимое, точнее определяющее по какому-то признаку то, что обозначает главное слово (в литературе, вспомните, мы такие определяющие, зависимые от главного, слова называли эпитетами).

• На уроках русского языка зависимые слова называются определениями.
 Зависимые слова можно менять. Что мы и  видим на примере основного слова – день.

• Но есть  словосочетания, у которых состав слов как бы постоянен. Например, в сказках: добрый молодец,  белая ворона, чёрный ворон, ковёр-самолёт, кощей бессмертный, кисельные берега, молочные реки – такие словосочетания называются – устойчивыми.

• Есть в речи ещё большая единица – предложение.
Предложение – может состоять из одного или нескольких слов, словосочетаний.
Например: «Шла мирная, привычная жизнь.»
«- Коров? ... Смотри - в какую даль умчались  наши!» 

• Есть единица ещё больше предложения. Называется – абзац.
          Абзац – состоит иногда из одного большого сложного предложения:

«Отсюда, как побитая собака, бежал с позором назад  - на свой Запад, где в столице страны – агрессора, возомнившей себя «высшей расой» Земли, для которой все остальные народы должны были стать рабами, в подземном бункере, от отчаяния и страха ответственности перед своим же народом, из которого несколько миллионов он уложил в сырую землю на полях сражений, Отец - стратег этой безумной войны – Адольф Гитлер -  пустил себе пулю в лоб.»

 Иногда абзац состоит из несколько простых предложений:

«Где-то рядом грохотала канонада. Шла война. Её суровое, страшное бремя  с  каждым днём приближалось к земле ростовской.»

Иногда – из нескольких сложных предложений:

«    Вот тут так и хочется сказать кое-что о знаке - «!» -, который принято называть  восклицательным. И предложение, в конце которого он стоит, тоже называют восклицательным.»

     Иногда абзац состоит из простых и сложных предложений:

  «И вдруг со стороны элеватора послышались взрывы и гул.
В небе появились два самолёта.  Один задымил и стал быстро снижаться прямо на поле, где паслись коровки. Другой развернулся и улетел обратно».

• Но самой большой единицей письменной речи является – текст.
Текст страницы – всё, что написано на какой-либо странице.
Текст главы – всё, что написано в первой ли, во второй или иной главе.
Текст части книги (первой, второй, или – пятой; сколько частей, значит – столько же и текстов) – это часть текста всей книги.

    Итак, единицами речи являются: звук, (буква), слог, слово, словосочетание, предложение, абзац, текст (а в устной речи – выступление, речь, доклад, лекция, Слово).

   Следующая наша лекция будет о тексте. И уже относиться будет к литературе.
  До встречи в нашей уютной, интересной "Академии самообразования", мои юные, очень любопытные "русисты"!


Рецензии
Оленька Антоновна,с удовольствием поприсутствовали на Вашем уроке.Получили удовольствие.Спасибо.
С уважением чуки...

Михаил Жовнерчук   28.02.2019 21:20     Заявить о нарушении
Даа, Миша? Вы, действительно, прочли всю статейку? Если нет - пожалуйста, прочтите и скажите - удалось ли мне доступным языком изложить мысли для понимания их учащимися -4-7 классов? Доверяюсь вашей справедливости.
С уважением и наступлением красавцы весны!))))))))))))))

Гладнева Ольга Антоновна   01.03.2019 19:34   Заявить о нарушении
Во-первых, сама подача материала очень интересна.Правда не хватает вводной части,речь-продукт нашего ума.Первой была мысль,а звуки-производные мысли.
И Ваша лекция, как раз и направлена на развитие мышления!
с уважением чуки...

Михаил Жовнерчук   01.03.2019 19:40   Заявить о нарушении
Мииишаааа... Звуковая наша речь... это ... сложно, это продукт... у истоков которого в первую очередь лежит не ум, а СЛУХ. Потом , да, в мозгу, как высшей материи человеческого организма ( и не только - человеческого)происходит, как бы... "автоматически" - фиксация услышанного звука, а заодно и сопровождающих его картин видения, ощущения, обоняния и пр., что в комплексе со звуком тоже фиксируется в мозгу и там, тоже без участия нашего ума, отправляется в своеобразное "хранилище", что мы называем памятью. Поэтому - когда мы потом вторично, а может и всякий раз когда слышим такой же звук - перед нашим мысленным взором тут же мелькают те картины, которые тогда сопровождали данный звук. И даже организм на какое-то мгновение "впадает" в то же состояние, т.е - по ассоциации.
А вот что касается письменной речи, то тут, даааа, Вы на 100% правы - это продукт нашего ума! Мы умом своим додумались как отобразить, зафиксировать, сохранить, звуки на письме - условными знаками. Каждый народ - своими условными знаками - китайцы и их соседи - палочками, кто-то клинописью, романская группа языков - " каракульками", которые мы называем буквами. Даже, как зафиксировать на письме паузы и эмоции додумались при помощи, да- ума.
По-разному изображают народы, например, звуки -д, в,л... Но вот в музыке - звуки изображают все одинаково - нотами. Ноты тоже - продукт ума.
Мишенька, спасибо Вам и Вашей половиночке, с которой Вы читаете вместе - за внимание и прочтение, отзыв. С благодарностью к Вам, чуки, - я и весна!

Гладнева Ольга Антоновна   01.03.2019 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.