Фотография - это серьёзно 2

     Как время и отношение к реальности, фотография представляет из себя чистую субъективность. Но чистой субъективности не достигает ни один человек. Вместо него это делает "живая" фотография - вместо и вместе, помогая и нам самим становится субъектами, а не объектами и функционерами культурных систем. В этом же месте, "мёртвая" фотография делает прямо противоположное - закабаляет и вставляет нас ещё больше.. Значит, фотография, впрочем как и любое другое искусство - человеческая "приставка", "транспорт" или форма, позволяющая нам куда-то перемещаться или нас куда-то перемещать. Из автоматического существования в живое, или же наоборот, из живого в затёртое, мёртвое. Перемещает себя автор фотографии, производя съёмку, перемещается и зритель, воспринимающий уже готовое фото.
    "Живое фото" - это сдвиг автора в сторону живого, предоставленный им в готовом виде всем другим - "следуйте за мной", как бы говорят его поверхности - углубляйтесь, сдвигайтесь, волнуясь и переживая, открывайте дверь в себя и мир.
     Вообще, чистая субъективность - очень высокое требование, предполагающее наличие подлинного, реального "Я", собранной личности, т. е. личности, уже включающей в себя мир. Эмпирически существующие индивиды хотя и достигают такого уровня, но потом, как правило, "падают", спускаются с него, а фотография - остаётся, и переносит "чистую субъективность" через провалы времени и распространяет её в пространстве от одного зрителя к другому. Но, представьте себе теперь, что фотография пуста, переносить ей особенно нечего - "мёртвая" фотография это симулякр, "делающий вид", что он занимается тем же самым, что и фотография "живая". И если ваша субъективность действительно не развита хорошо, вы их не отличите, вы даже вообще не сможете понять о чём тут идёт речь. Кажется, что восприятие фотографии - всего лишь дело вкуса или наших особенностей. Ну что же, не без того... Дело нашей дохлой субъективности - можно и так пошутить, но объективность фотографии заключается в том, что она сама есть субъект и ещё какой! А какой? А такой, до которого мы сами пока не доросли.
      Я думаю, что только гений может быть тем субъектом, который переносит себя во времени не хуже хорошей фотографии или хорошего стиха. Но я догадываюсь как гений берёт в руки фотографию и как он на неё смотрит - не так, как мы... Там равный с равным встречаются.
      Конечно, невозможно предсказать воздействует ли на меня конкретно вот эта фотография и конкретно сейчас, а не спустя пару дней или значительно позже - если встречаются два субъекта, то оба они активны и это как встреча двух реальных людей: даже при охватываемых изначальных условиях - невообразимые последствия. Но мы постоянно забываем, что у фотографии уже есть свой собственный голос, мы приписываем этот голос лишь себе, между тем как голос фотографии в действительности звучит значительно громче нашего. В этом плане "мёртвые" фотографии можно ещё было бы называть немыми - они совершенно ни о чём не говорят. Не будучи пронизанными интенциями при своём "творении"(а лучше было бы сказать при своей подделке), "мёртвые" фотографии не обладают энергией передачи смыслов, они - гладкие, скользкие на ощупь(взгляд),на них лишь кое-как удерживаются знаки и информация.
      Но если мы говорим, что настоящая фотография - это субъект, то она, в таком случае, пронизана экзистенциалами: настроением, решимостью, бытием к смерти(то есть уводом от общепринятого, о чём мы уже упоминали) и она, также является бытием присутствия как и сам живой реальный Дазайн - то есть она не в меньшей мере бытийствует, присутствует, существует, есть, чем сам человек. Фотография может быть для меня больше "есть", чем другой человек рядом. Но никакая "мёртвая" фотография на такое не способна, "мёртвая" - лежит на столе, висит в подрамнике, пылится в журнале - всё - это все её способности. Сколько её не крути - в ней ничего не отыщет живое человеческое чувство, живой, подвижный субъект.
      Я хочу, чтобы меня правильно понимали: "мёртвой" фотографией я называю не ту фотографию, которая для нас сейчас ничего не говорит, а ту, которая ничего не говорит вообще - вследствие своей родовой травмы по фальшивому происхождению. "Живую" же фотографию я могу воспринимать, а могу и не воспринимать и всё же, она будет живой, и это всё равно будет обнаружено - не сейчас так позднее, не мной, так другими людьми. Это означает, что плохая фотография или хорошая определяет не одно только наше(моё) чувство и этот момент, я подчёркиваю, крайне важен, поскольку и сам Барт максимум к чему отсылает фотографию, так это к субъективному чувству воспринимающего. Правда, он оговаривается, что сознает односторонность своей позиции и не претендует на большее - посмотреть на фотографию со стороны творца Барт не рискует, не берётся.

       Но, "чистый субъект" фотографии - это взгляд, пребывающий внутри "мгновения ока" - беря в руки фотографию, мы либо попадаем в этот взгляд, отождествляемся с ним, либо беспомощно пытаемся попасть, но не можем - нам не хватает устойчивости собственного взгляда(нас слишком сильно болтает вокруг истины и мы ещё слишком сильно болтливы для неё). Но самый худший вариант: мы и не пытаемся слиться с настоящим взглядом "живой" фотографии - мы её превращаем в нас самих - в тех равнодушных и мелких чудовищ, что на самом деле практически не существуют, мы её оцениваем.
       Чистый субъект - совершенный субъект, умеющий смотреть в вечность, это ,можно сказать, субъект не падающий, почему я и упомянула о гениях - тех человеческих существах, чьё бытийственное основание неразложимо до уровня просто человеческого.
       Гений, по преимуществ и есть "чистый субъект" - самобытие, свободное цветение, незамкнутое существование. В самом общем виде, у фотографии такие же характеристики и первейшая среди них - открытость. В живой фотографии истина открыта, путь её поиска - преодолён и свёрнут, он остаётся за кадром, но узнать истину и совпасть с истиной, даже в открытой фотографии, задарма не получится - её узнает лишь тот, кто и сам проходил подобный путь и оставил позади себя его случайности и может смотреть прямо, не ошибаясь и не колеблясь в "лицо вещей". Поэтому открытые фотографии открыты не для всех.


Рецензии