Социология образования

Эссе студента первого курса направления "Физика".

В современном мире, обладающем огромным количеством сфер развития и самореализации, несмотря на повсеместное упоминание образования, сложно дать однозначный ответ на вопрос, что же это на самом деле такое.
Кроме расплывчатости понятия, если не вдаваться в этимологию и семантику, можно также определить такой фактор, как «многоликость» и даже «многорукость» молодёжи, выступающей в главной роли, объектом в системе образования. Дифференциация этого слоя общества на данный момент достигла огромной степени, что отражает вариативность объединяющих критериев, таких как увлечения, взгляды на будущее и способы его достижения, внутренняя философия, а также, как мне кажется, уровень образованности. Не образования. Актуальность отделения этих понятий друг от друга объясняется тем, что благодаря научно-техническому прогрессу нам стали доступны самые разные способы получения информации, а образование имеет, скорее, прикладное значение, чем фактор, определяющий уровень культурного багажа.
Одним из важных пунктов в подходе к пониманию смысла образования является отношение к знанию. В ходе развития идеи толерантности и независимости взгляд на формулирование истин стал также меняться в направлении стремления к самостоятельному постижению сути окружающего мира без какой-либо внешней помощи. И так как любая информация находится в открытом доступе, процесс того самого постижения становится не столь увлекательным. Однако идея обладания знанием приводит к самообману всезнания, в свою очередь идея заполучения этого знания отодвигается на второй план либо воспринимается, как нечто посредственное в необходимости.
Второй пункт – отношения между учителем и учеником. Думаю, каждый современник согласится с тем, что традиционное восприятие учителя как априори высшего наставника растворяется в пределах вышеупомянутых идей равенства и независимости. Эта закономерность кажется мне нормальной в условиях нынешнего ритма жизни и доступности знания, но она же и отражается на восприятии образования, как ступенчатого процесса, который воспринимается как нечто необходимое тем уровням общества, определяющих понимание того, что принято считать успехом, в будущем. В рамках существующего взаимного восприятия авторитетности, а именно – её отрицания, влияние общественного мнения на престиж образования идёт на спад.
Кроме того, поиск идеала, хоть и подсознательно, но приводит мысль к ещё одному пункту, который должен присутствовать в подходе к образованию (не образованности). Упоминание успеха знаменитых личностей, едва закончивших школу, интервью, в которых говорится о самообразовании и прикладном подходе к делу, отрицательно влияют на восприятие истины, так как у нас нет возможности или желания делиться судьбами подавляющего большинства людей, чей отказ от получения образования не привёл ни к чему хорошему.
Таким образом, в условиях меняющегося мира необходимо динамично реагировать и сфере образования. Ведь образование – это ОБРАЗ, прежде всего, человека, его способа мышления и видения мира. И в двадцать первом веке, я считаю, самоорганизация уровней науки необходима так же, как и внедрение ценности знания в культуру общества, так как приложить образование к благу человечества можно только тогда, когда человечество считает высшим благом здоровых, умных и счастливых людей.


Рецензии