Лилия Бельская. Экспертный обзор. Май-2018
Для своего стихотворения автор выбрал форму верлибра, и, на мой взгляд, это удачный выбор. Выделю, с одной стороны, перечислительную интонацию: нагнетаются обычные объекты, попадающиеся на дороге. С другой стороны, в привычное движение («предсказанность конвейера») врываются неожиданные встречи – то какие-то «логистические терминалы», то повороты в «Райские Кущи», то официант сабвея, «пропадающий без вести в поросшей быльём каморке Папы Карло». К концу текста дорога всё больше убаюкивает водителя, и повторяется «асфальт, асфальт, асфальт». Герой заставляет себя смотреть на «белую разделительную полосу» и следить за «двумя встречными потоками», которые моментально застревают «в точке невозврата» (образное наблюдение). Но как найти её «между надеждой и безнадёжностью, между ещё не пора и слишком поздно»( второе противопоставление более необычно)? Может быть, закрыть глаза и поморгать фарам, «встречным огонькам в ночи» - «просто так, без всякого умысла» (своеобразный поступок)? И уж совсем непредсказуема и неожиданна концовка: «Улови неуловимую разницу / между авось и небось / между асфальтом и асфальтом» . А ведь начиналось стихотворение вполне банально: «Привычная череда обочин…».
Алекс Шубин «Р у с с к о е с о л н ц е» http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933
Казалось бы, это стихотворение посвящено вполне традиционной (от Пушкина и Некрасова до Е.Винокурова и Л.Лосева) теме: посещение знакомых мест, в том числе кладбища, но решается она совершенно по-другому, иначе, чем у предшественников. Во-первых, речь идёт о могиле, затерянной в тайге («Тени ползут островерхие. / Хвойная, тяжкая тишь»), которую находят благодаря «порушенному кресту», узнанному «памятью тёмной, венозною», т.е. давней и кровавой. Во-вторых, не говорится, чья это могила. Очевидно, близкого человека («где ты, родная, лежишь»), – вероятно, матери автора (лирического героя). В-третьих, дано краткое (две строки) описание погребения и погребённой: «Наскоро в ямку положена, / как прожила – налегке». Уже по этим нескольким словам мы понимаем трагизм судьбы умершей (скорее всего в ГУЛАГе). А в дальнейшем это подробно и метафорически объясняется: «в пекле закона безбожного… / Волчий поскок вдалеке». Затем от метафоры автор переходит к прямому высказыванию: «зверское серое воинство / снова смыкается в круг – / в почерк чекистский, убористый, / в росчерк убойных разлук». Вот к чему привёл «гиблого века разъезд», что наша светлая земля «стала бедой заповедною, / на мезлоте мерзота» (оригинальный пароним). В финале вновь проглядывает заявленное в заглавии и в начале текста «Русское солнце морозное», но ещё более безрадостное: не солнечный луч, а «свищ», не с чистого неба, а из «прорехи поднебесья». И хотя несёт он «запоздалую утеху», однако в наш век боль «без края» остаётся. Так, личная трагедия перерастает во всеобщую.
Елена Наильевна «и п о к а в е с н а» http://www.stihi.ru/2018/05/11/9621
Стихотворение заинтересовало меня тем, как передано авторское восприятие «весны оголтелой». Дело не в отдельных подробностях пейзажа, а в отказе и неприятии всяких ужасных предчувствий, несчастий, вплоть до конца света: «со своими апокалипсисами да пошли вы / со своими армагедонами – кыш, кыш, кыш / нафиг – с левиафанами, прочей чушью», «сгиньте со своим кликушеством и нытьём / со своим ойумру, да уже умрите». Заметьте, что никаких страхов нет, и вся эта «чушь» выражена с большой долей юмора. А в финале возникает лирическая нота, и весна оказывается «порой любви»: «мы вдвоём, / и он говорит мне «милая» на иврите».
Аня Сироткина «Почти» http://www.stihi.ru/2018/01/10/9186
Перед нами пример женской лирики о расставании с любимым. Отсюда намёки на «мосты и узлы» и шило «в мешке зимы». Автор сумела передать перемены настроения, то весёлое, то паршивое («хорохорюсь» и «печаль смакую»), и соответствующую смену погоды («то изморозь, то морось»). Остроумно преображается известная пословица о журавле в небе и синице в руках: «Сидит синица на заборе, / Ко мне в ладони не летит…». Впечатляет и повтор центрального слова «почти» в конце стихотворения: «И в этом столько острой боли, / Как в зыбком крохотном «почти».
Столетов «Маршрутка» http://www.stihi.ru/2017/01/02/4773
По названию стихотворения я подумала, что его замысел – показать жизненный путь как езду в маршрутке (как раньше поэты писали о телеге и кибитке, позже о трамвае), но я обманулась, ибо маршрутка появляется лишь в начале текста и быстро исчезает – остаётся только пешая прогулка, встречи с прохожими и чтение стихов. Правда, есть обращение к Харону и просьба везти других помедленнее и к Каину не торопиться: «пусть авели ещё немного поживут». Своеобразны метафоры о жгуте смерти, который «лишь слегка сжимает» горло; в «глазах заплещется душа», «тлеет уголёк под рёбрами в груди». Но непонятно, почему герой полон «срама», и тривиально суждение: «Пока растут стихи, земля так хороша». Пожалуй, неожиданно после образа ворона с сыром, вещающего о пустом, упоминание японского поэта Басё, умевшего в трёх строчках (хокку) выразить в мелких пейзажных деталях душевное состояние человека: «Улиткой, мой басё, ползи по склону в гору… /Пусть даже этот склон окончится крестом». Что означает эта концовка – напоминание о смерти или о страданиях Христа?
Липа Липовая «т о т» http://www.stihi.ru/2018/03/23/2119
Пейзажный зачин – обычный осенний вечер («в этом вечере – стылый ветер / и качание ивняка») не предвещает дальнейшее развитие сюжета. И вдруг внезапное заявление: «тот, кто знает про всё на свете, / не случился ещё пока». А далее всё стихотворение строится на перечислении всяческих и всевозможных знаний с древнейших времён до ХХ1 века (мифологических, легендарных, литературных, реальных) – вперемежку: седмица и детское «агу», Кассандра и Колумб, «Слово о полку Игореве» (Путивль) и «Доктор Айболит» («на горе ли фернандо-по»); сказочное зеркало («ты не краше») и библейское «пройдёт»; Пересвет и «Титаник»; непарные твари и колокол «по ком, по ком»; Агасферы, жующие несчастливый билет, и некая Маня, которая готовит манник; домашний слоник и «дисплейские книги»; «протограбли и пракорыто – / архиматрица точка ком». После всего этого причудливого, изобретательно придуманного собрания и смешения разных сведений следует никак не ожидаемый нами вывод и композиционное тематическое, видоизменное кольцо: «тот, кто знает, случится тихо, / смех и поступь его легки… / вечер, / ветер качает мифы, / мироздание, / ивняки».
Краткие замечания о нескольких других стихотворениях
В стихотворении Сергея Пагына http://www.stihi.ru/2017/03/30/3654 подкачал финал с повтором глагола «звучит» и объяснением, как звучит.
В стихотворении Александры Герасимовой http://www.stihi.ru/2018/04/21/3342 много оригинальных метафор, но они мало связаны между собой, как будто действительно какая-то «истерия».
С интересом прочла фантастическую поэму Ю.Долгановских «Тупик Ландау» http://www.stihi.ru/2018/02/03/9190, но анализировать не берусь, хотя об исторических вариациях Д. Быкова когда-то писала, но они были о прошлом, а не о будущем.
В стихотворении Лики Гуменской http://www.stihi.ru/2007/09/19/706 понравилась концовка «И двое, как дети, смеялись, \ Забыв, что они старики».
Свидетельство о публикации №118061405637
Смагина Виктория 16.06.2018 13:08 Заявить о нарушении