Загадка творчества
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Этот божественный глагол, этот божественный образ настолько овладевают человеком, что тот уже себе не принадлежит и всецело находится во власти вдохновения. Увы, но порой это вдохновение имеет иной, отнюдь не божественный источник, и тогда уже творчество приобретает демоническую окраску, но разбирать в данном очерке то, что называется духовным прельщением или, в православной терминологии, духовной прелестью, не входит в нашу задачу. В данном случае нас интересует, как живёт автор с тем, что пришло ему на ум, когда у него нет возможности реализовать свой замысел?
Известно, что в 1925 году у Павла Дмитриевича Корина родилась идея написания монументального полотна “Реквием”, которая была поддержана Алексеем Максимовичем Горьким и по его подсказке переименована в “Русь уходящую”. В связи с этим, великим пролетарским писателем для художника была выхлопотана квартира на Малой Пироговской улице в Москве, где на стене и расположился для неё холст, размерами около 40 квадратных метров — вполне в масштабе “Явления Христа народу” Александра Андреевича Иванова. Корин сделал около тридцати этюдов и несколько эскизов к этой картине, но на сам холст не положил ни одного мазка… это очень тяготило художника, ибо он считал, дело своей жизни неисполненным, хотя с ним и не очень-то соглашаются исследователи его творчества: вся предварительная работа, по их мнению, говорит сама за себя.
https://s-t-o-l.com/kultura/rus-uhodyashhaya-kto-est-kto/
Но есть ещё одна очень интересная фундаментальная работа Павла Дмитриевича, о которой знают практически все москвичи и гости столицы, но при этом очень многие и не подозревают, кто является её автором. Это мозаичные плафоны станции метро “Комсомольская” на Кольцевой линии.
Мне кажется, что та глобальная идея, которая довлела над художником, в конце концов, нашла своё воплощение именно тут, и основную символическую нагрузку в ней несут знамёна — знаки эпох. На первом панно мы видим Великого Князя Александра Ярославича Невского, за спиной у которого победоносно развевается огромная хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. На втором — Дмитрий Иванович Донской на Куликовом Поле, но Спасова хоругвь на ней несколько меньших размеров. На третьем — гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский въезжают в Москву после страшной войны, по сути своей явившейся гражданской, а не только с поляками во главе с кучей Лжедимитриев, и Спас там очень небольших размеров. Далее, почему-то отсутствует Полтава и триумф Петра, давшие основание Российской Империи, но, возможно, что причиной этого является отношение к первому русскому императору, которого многие современники почитали антихристом? Следующее панно показывает нам Суворовский переход через Альпы, обеспечивший спасение русской армии, по сути своей, преданной союзниками, и за плечами генералиссимуса развевается огромное знамя с крестом. Кутузовское знамя — чуть меньших размеров, а затем мы наблюдаем уже Ленина на трибуне, украшенной красным стягом. А завершает всё торжественное шествие солдат с ленинским флагом и Родины-матери, попирающими ногами фашистскую свастику (три последние мозаики были изменены в связи с осуждением культа личности Сталина).
Ту глобальную идею, которой преисполнены эскизы “Руси уходящей”, а именно: обращение всех присутствующих к Страшному Суду, изображенному на фреске западной стены Успенского собора, и готовность всех предстать перед Спасителем, воплотить в этой композиции не удалось, но обращение на Запад при этом явно прослеживается. Важнее то, что ощущаешь ослабление веры в поколениях и способ преодоления недуга: попрание кумиров, ибо хоть Родина-мать и топчет свастику, но за спиной у неё всё равно маячит мавзолей. Я не уверен, что у самого Корина было именно такое понимание при создании этих мозаик, но я уверен в том, что замысел, которым жил художник в течение долгих лет своей жизни, не мог не пробить себе выхода в творчестве. Пусть это было сделано и иным художественным языком, тем более что этот язык во многом был обусловлен государственным давлением и жесточайшей цензурой…
1990
Свидетельство о публикации №118061404331
Вдохновения и новых интересных публикаций, Алексий!
С уважением...
Валентина Беркут 21.12.2023 20:29 Заявить о нарушении
Радостно, когда размышления находят отклик!
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 26.12.2023 21:07 Заявить о нарушении