Концепция Я. Что такое Я человека? 2
Второе. Человеческое "Я" не формируется прямо из "животного ощущения себя самого", а формируется с "нового этажа"; социальное, общественное, культурное не являются прямым продолжением и последовательным усложнением биологического. С биологическим, природа, в некотором смысле, заходит в тупик, как писал Гёте, и не может найти выхода. А реальным выходом является человек, но он - взрыв, революция, скачок, "выпрыг" из природного. Человек - это "вывих природного сустава". Бытийственное существование человека крайне сильно отрицает и подавляет всё биологическое - даже у самых примитивных народов любая культура начинается с табу и множества запретов и предписаний, ограничивающих и упорядывающих всё природное(биологическое) - вы встречали где-нибудь животное, которое способно это делать?
Значит, если мы ищем природу формирования человеческого "Я", то о "животном ощущении себя самого" можно спокойно забыть, нам нужно, по меткому выражению Хайдеггера - Другое Начало.
Так вот, я утверждаю, и не только я)))(здесь в этом месте нас ожидает ещё выбранный мной Бубер), что Другое Начало - это "Я и Ты": первоначально "Я" формируется как восприятие "Ты". То есть первое, что воспринимается, это вообще "Ты", а "Я" появляется значительно позже, как "Ты", обращённое на себя.
При этом, имеется у ребёнка "животное ощущения себя" или нет находится в таком отношении к формированию истинно человеческого чувства: чем меньше этого животного ощущения, тем лучше, в идеале его не должно быть совсем.
Как это выглядит в земной реальной жизни сейчас опишу. Ребёнок хочет есть(животик урчит, резкое ощущение), ребёнок хочет писять, ребёнку холодно - в таком состоянии ребёнок плохо восприимчив к общению, он отвлекается на свои физиологические нужды(читай ваше - "животное ощущение). Поэтому мать или родители стараются сначала удовлетворить все эти нужды, чтобы ребёнок успокоился и затих(читай потерял явно выраженное животное ощущение или сильное животное ощущение), а потом играются с ним, улыбаются ему, делают чмоки-чмоки. Даже здесь видно, что человеческое ложится лучше всего не на максимум, а на минимум любого животного.
Но вернёмся к рассмотрению "Я" и "Ты". Когда ребёнок ещё настолько мал, что не отслеживает и не контролирует даже свои телодвижения, то есть в первые недели и месяцы своей жизни, и ни о каком человеческом самоощущении речи ещё нет, для этого ребёнка уже существует, и чем дальше тем больше, другой человек, это его мать. Вот первое "Ты" для ребёнка, без всякого "Я", первое "Ты" - это мать ( а своего "Я" пока нет).
С одной стороны, мать тот человек, который удовлетворяет его физиологические потребности(одна ветка) и следовательно может служить для ребёнка всего лишь объектом(средством удовлетворения нужд), а вовсе не другим субъектом, и наверное так бы оно и было, не вмешивайся в биологическое, животное развитие - бытийственное. Проходит очень мало времени и даже самый маленький малыш, который ещё ни до чего не дотягивается уже узнаёт подходящую к нему мать, радостно гукает и тянет к ней ручки. Это - первоначальным образом сказанное "Ты" - Ты пришла. Не удовлетворение физиологических нужд, а безвозмездное, радостное общение составляет то поле, на котором малыш впервые начинает активизироваться в истинно человеческом смысле. Дальше - больше. Первые протягивания рук к игрушкам(человеческим игрушкам) и есть первые человеческие самоощущения - ибо они идут и происходят не в натуральном мире физики, а в особом культурном пространстве(погремушки, гирляндочки), затем ложки и т. д. - всё через маму в начале и по способу и опыту её, по примеру, по подобию - сам повторяю(набрасываю первые фигуры своего человеческого ощущения, не звериного, не животного). Это та база малыша, которую он потом будет отражать и искать в зеркале - база ощущений движений своего тела, но никак у животного, становящаяся органически, а как у человека, становящаяся через "вместе" делаем, сначала "Ты" больше, а я чуть-чуть, а затем "Ты" всё меньше и меньше, а я всё самостоятельней. И наконец, малыш ползёт - почти революция в его развитии, потому что доселе он приближал предметы к своему телу, а теперь само тело он приближает, движет к предметам. Малыш - сдвигается, он овладевает движением всего своего тела в пространстве. Таким образом все отдельные его "наработки"(хватания, кусания, прищимления, махания, протягивания) получают в едином движении законченный и совершенный смысл - отныне я существо самодвижимое.
Никогда не задумывались почему человеческий детёныш в этом плане самый никудышний, самый беспомощный? Слонята, жеребята становятся на ноги через пару часов после рождения и давай прыгать, маленькие дельфинчики в скором времени плывут и никто их не обучает этому - это в их природе, а человеческий младенец ползёт(только лишь ползёт!) через несколько месяцев после рождения!!! Сравните эти цифры и удивитесь. Однако ничего удивительного нет. Нисколько не задумываясь, мы можем назвать его, конечно, самым отсталым - "тормозом" среди всех живых, но если задумаемся, после всего мной описанного, то поймём, разгадка проста: малышу нужно не просто поползти, пойти, полететь или поплыть как рыбе или жирафу, ему нужно поползти человеческим образом - ему нужно ползти внутри Бытия. И именно поэтому сей процесс столь загадочно-сложен и отнимает такую кучу, просто уйму времени на своё становление. Ничего подобного нет у животных, у них нет даже похожего запроса, потребности.
И это ещё лишь самое Начало...
1. Ребёнок пополз - это первый крупный этап и скачок человеческого развития. В своих ползаниях он приобрёл начальное внутреннее ощущение человеческого тела - прото-образ "Я", который пока не обнаружил, так как чтобы его обнаружить, нужно его отразить в чём-то другом. И скорей всего именно это и позволяет ему затем впервые себя узнать в зеркале - образ уже готов, но он "тёмен" - ещё не вышел на свет, но вот малыш сталкивается с зеркалом, узнаёт себя в нём и конечно, конечно же! и теперь мы понимаем почему, ужасно заинтересовывается этим узнаванием! Потому что детёныш шимпанзе уже бегает, уже ходит в природном, у него не сформировался образ своего движения в Бытии, а задан образ своего движения в природе, а у человеческого младенца - внутренний образ прямо-таки алчет отражения и вот! - вдруг происходит - на стадии зеркала. У кого раньше, у кого позже, кто как сформируется. Весь глубокий интерес малыша подкрепляется тем, что всё тёмное и тёмно воспринимаемое, как внутреннее теперь становится внешним и между ними впервые устанавливается знак тождества - требуется некоторое время и труд, чтобы привести в порядок все детали, согласовать все тонкости двух образов - внутреннего и внешнего в единый. Здесь формируется первое базовое, интимное, визуально-образное "Я" человека(это уже возможно в 6 месяцев, главное начать ползти).
2. Ребёнок встал на ножки. В этот момент для ребёнка впервые открывается пространство как таковое. Почему именно в этот? Потому что, как только ребёнок пополз, он вбросил целиком своё тело в пространство и стал осваивать его, но не мог тогда ещё его выделить в нечто отдельное и самостоятельное, так как был занят формированием образа своего движения в нём. Когда же произошла стадия зеркала - ребёнок наконец выделил образ себя как тела из окружающего - освободился от морока "себя" и условно говоря "глаза его открылись" - у него теперь появилась возможность оглянуться и вокруг с позиций своего "Я", своего образа. Но, согласитесь, трудно оглядываться, когда ты ползёшь и голова твоя движется "по полу", а руки заняты полностью передвижением. Но вот, малыш становится на ноги и опля! - всё готово для распахивания простора: голова имеет свободный обзор, а руки могут манипулировать с предметами и вещами, с другой стороны, уже сформированное "Я" не мешает и не заслоняет постижения, познания. И начинается... новый процесс - я узнаю объективный мир(это возможно лишь с позиций минимально целого "Я", уже присвоенного). Итак, второй этап - это "Я"(первое сформированное "Я" смотрит на мир).
Кратко и грубо подытожим:
Я ползу - формируется первая субъективность(или Бытие со стороны субъекта или "Я").
Я хожу - формируется первая объективность(или Бытие со Стороны Другого).
Что отсюда следует? Очень много чего, но я упомяну лишь самое интересное. Следует, что пространство нам даётся раньше времени, а когда даётся время, мы ещё к этому подойдём. Следует, что Спиноза был прав, когда утверждал, что духу ничего невозможно из того, чего нет в теле как способности, и действительно, мы видим ясно, что тело и его движения - первый контур через который формируется и "Я" и возможный познаваемый мир. А познавать мир можно лишь через Бытие, животные мир не познают, потому что познание предполагает расщепление на Я и Другое.
Свидетельство о публикации №118061307665