Фотография - это серьёзно

         "Вдруг в этой мрачной пустыне какая-то фотография задевает меня (m'arrive): она оживляет меня, я оживляю ее. Именно так мне следует назвать притягательность, которая дает ей существовать — одушевление. Само по себе фото ни в коей мере не одушевлено (в "живые" фотографии я не верю), просто оно одушевляет меня — в этом, собственно, и состоит всякое приключение."

                Р. Барт.


         А я верю в "живые" фотографии и "мёртвые".
    Большинство фотографий - мёртворождённые, практически ничто не может их оживить, кроме, быть может, какой-то предельной случайности моего частного интереса, допустим, к предмету, который изображён, но в целом, лишь если я и сам мёртв, я к этой фоте прилипаю как "мертвяк к мертвячине", чтобы насытится её тухлой плотью и стать ещё более отвратительным человеческим выродком, смотрящим на мир схлопнутыми глазами.
    Другое дело, "живое фото" - редкое дело, всегда штучный экземпляр, всегда уникальная и неповторимая работа автора. Тут всё происходит наоборот, - если я уже "прогнил и попахиваю", то подобное фото я не замечу, оно не будет для меня ничем привлекательным, ничем "моим", я скажу про него тогда такую неправду, что оно - "тусклое", хотя это я сам тусклый и дубовый(застывший) для того, чтобы чувства во мне двигались и отзывались. Но, если я жив, если я хотя бы капельку жив, то "живое фото" несомненно "остановит меня" - я споткнусь на нём взглядом, задержусь, задумаюсь, получу какую-то царапину, след, и быть может, мне даже захочется к нему возвращаться снова и снова, разглядывать или разгадывать его или же искать вновь в нём своё волнение.
    "Живое фото" богато и свершалось с избытком - оно настоящее. Не факт, что каждое такое фото станет для меня чем-то потрясающим, однако факт, что встречаясь с ним, я каждый раз получаю возможность увидеть нечто совершенно новое(другой угол зрения, другое дыхание, другую атмосферу) и заново переоткрыть привычный мир. Наверное есть множество таких "живых фот" до которых мы сами ещё не доросли и всё же, они нас ждут, как и хорошие книги, верные фильмы.
     Но "мёртвое фото" никого не ждёт, оно - хищник, она нападает, оно агрессивно, потому что оно хочет заполучить меня как "послушного пользователя" технического или культурного стиля, а проще говоря, шаблона, - "мёртвое фото" хочет превратить меня в марионетку, чтобы дёргать меня за ниточки либо эротики, либо красотулечки - гламурности, которые я в тайне люблю обсасывать(не так ли?).
     Фотографические штампы, стандарты, бесконечные дубликаты самих себя окружают нас повсюду, не зря Барт, сохраняющий глубину своего внутреннего чувства и уважение к ней, пишет о "пустыне" - фот миллионы, а чувства свидетельствуют об окружающей меня пустынности, среди которой брезжут лишь редкие маячки моих отдельных вспышек взволнованности в отдельных случаях. Но вот эти редкие вспышки, эти практически случайные касания и есть то, что неподдельно происходит, что у философов называется бытием, всё же остальное - это пустота, её попросту не существует, она проносится мимо(всё это тщета).
     И как бы я могла не согласиться с Бартом, если я и сама ощущаю повсеместно и ежечасно такую же пустынность, касающуюся не одних только фотографий, но и любого типа искусства, но и реальных отношений.
     Мы не только можем и в праве говорить о "мёртвых" и "живых" фото, но я считаю, мы должны, прямо-таки обязаны это делать. Никакой другой измерительной шкалы столь большой важности, у нас попросту говоря не существует. Именно это коренное разделение на "живое" и "мёртвое" фото, да и любое искусство(живое и мёртвое) - есть первичное разделение. Для меня, как для человеческого существа гораздо важней и существенней - потрясает ли меня фотография или оставляет равнодушным, чем то - из какого она именно жанра( репортажного, студийного, художественного).

     Мы нажимаем затвор аппарата не в целях что-то увидеть или сохранить память, как мы считаем, всё это чушь собачья, а чтобы можно было в каком-то миге реальности нам всем вечно пребывать. Фотография - это вечное настоящее и при том актуальное, упруго длящееся через время, волнующее, фотография - это "мгновение ока", т.е. далеко не любой момент, в крайнем случае не тот, который мы произвольно выбрали, а скорее тот, который выбрал нас, - ведь любой момент исчезает в мареве смерти(туда ему и дорога), но есть момент особенный, выделенный,претендующий отвечать за наше существование целиком, претендующий на смысл нашей жизни.
     Так что Фотография - это серьёзно.
    Но мы сегодня - "приматы с гранатомётами" - вот каковы мы нынче с нашими фотоаппаратами.
    Мы не знаем ни что мы снимаем, ни зачем мы снимаем, ни как на это смотреть.
    Хотя фотография по внешнему своему образу очень похожа на живопись, но она имеет совершенно иной принцип, иную главенствующую суть: живопись издревле осваивает пространство человеческого общежития, фотография осваивает время. Внутренняя структура фотографии - временная структура человеческого существования, не пространственная. А как же пейзаж, натюрморт?, - скажут мне - это заимствование из живописи и попытка посмотреть новыми временными глазами на её мир, старый, обработанный ею мир.
Фотография находится гораздо ближе к динамике человеческих отношений, чем любая живопись.
    Пространство обволакивает, окружает и наполняет, время - сдвигает.
Фотография - это время, ухватившее пространство за "кончик языка" или "за хвост". Это время, которое "лизнуло" пространственность. Узнало, схватило и унесло к себе.

    Когда вы берёте в руки фотографию, вы имеете дело с тем как с позиций динамического, бешеного темпа узреть вечное. И фотография, и кино принадлежат темпоральности, но если кино сопутствует движению, плывёт вместе с ним в определённом направлении неведомо куда, то фотография "отрывает".
    "Живое " фото - такое фото, которое взяло из вечности "кусок вечности", а это, мы уже писали, "мгновение ока", насыщенный момент. "Мёртвое" фото - это такое фото, которое отрывает от вечности её несостоятельные части. "Мёртвое " фото в чистом виде есть смерть, прав Барт. Но смертельность не становится принципом фотографирования, когда из "живого" фото смотрит на нас "око вечности".


Рецензии