Таланту Левитана! 1860-1900

/По мотивам строк Аллы Изриной/

   Исаак Ильич Левитан!
Живопись – гениальная!
Как изумительна картина «Розы»!*
В ней почти не чувствуется приближающейся грозы!
В ней – словно тончайшие переживания о его жизни,
Способность уловить, заметить и через искусство отобразить
Настоящее волшебство в природе! И с этим волшебством - дальше жить!
   А розы - именно те цветы,
Через которые гением Левитана всё это и передано нам.
Здесь и сдержанная романтичность, и душевный восторг от созданной природой красоты! -
Идеал его мечты!
Но почему одна роза красная? Это цвет любви! И в это все верят!
А две другие розы - жёлтые. Это цвет измены,  говорят.
А фон вокруг цветов почему-то тёмный, в тёмную ночь увести готов.
Необычное сочетание цветов...
____
Фото - Розы. И.И. Левитан. 1994 год.

____
Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 - 22 июля (4 августа) 1900).
…В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, что в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Лето 1893 года Левитан провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии.
Летом 1894 года Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма.
Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашённая Софьей Петровной Кувшинниковой (алая роза на картине Розы?). В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, - семья заместителя градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой (жёлтая роза?).
Т. Л. Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:
«Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живёт знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне Кувшинниковой, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (Софья Петровна краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки… И вот завязалась борьба.  Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма… Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной…
    Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.
     Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти (вторая жёлтая роза?) и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни (тёмный фон картины, переходящий по краям картины в светлый, но недорисованный?).»
   Много лет спустя, когда ни Левитана, ни Кувшинниковой уже не было в живых,  Т. Л. Щепкина-Куперник… описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»…»
    В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…». 
   22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.


Рецензии