Концепция Я. Что такое Я человека?
Первое, что на сегодняшний день нам известно, это "стадия зеркала" по Лакану - это совсем ещё маленький возраст, вплоть до 6-ти месяцев. Речи, естественно, ещё нет, зато налицо явственный феномен: ребёнок узнаёт себя в зеркале. И больше того, он испытывает к этому узнаванию определённый интерес. В отличие от высокоразвитых животных(детёныши шимпанзе также узнают себя в зеркале), ребёнок обнаруживает себя крайне заинтересованным участником события. Скажем так об этой коренной существенной разнице: шимпанзе узнали и тут же отвлеклись и переключились от события на что-то другое, ребёнок узнал и тут же, наоборот, вовлёкся целиком и полностью в процесс разглядывания. Следовательно, уже здесь, в самом раннем возрасте, мы ясно видим черту, отделяющую человека от самых высокоразвитых животных. Ребёнок формируется "там" - в этом "зазеркалье", а обезьяна, конечно, сталкивается с "зазеркальем", но она не способна войти в него. Это косвенным образом даёт нам подсказку о том, что само "зазеркалье" и есть то Поле, или Место, или Пространство, или даже Облако, в котором формируется и человеческое "Я", и рефлексия, и мысль как таковая, и вообще вся наша субъективность - т.е. всё то самое, самое, что делает нас людьми и что оставляет позади нас всех животных , поскольку им стабильно не присуще. Именно в этом направлении двигался и Лакан, когда "зеркальность" он фактически назвал субъективностью. Мы должны понять, что то, что мы видим - лишь один, случайный, явственный миг узнавания, наш поверхностный взгляд наблюдения за ребёнком, но сама по себе "зеркальность" - сложная внутренняя структура длительного развития и формирования ребёнка. Это - не просто определённый момент детского взросления, это - принцип, стержень, на который в дальнейшем наращиваются все основные психические функции малыша. Или, другими словами говоря, это не то, что "всего один раз было" и всё, а это то, что "один раз было и потом всегда будет" - всегда будет работать в нас неосознанно, а если повезёт, как говорил Мераб Мамардашвили, то и сознательно - если мы дорастём до уровня метафизического мышления.
Но тогда, наверное, если мы собираемся ответить на вопрос как же формируется наше человеческое "Я", нам придётся войти внутрь нашего "зазеркалья" и посмотреть на его механизмы именно оттуда, изнутри, потому что в противном случае, мы сами рискуем остаться лишь обезьянами, наблюдающими нечто снаружи и быстро теряющими к тому интерес))).
Начнём с самой грубой схемы. Что есть Зеркало? Два пункта. И путь между ними.
В своей бездумной обывательской жизни мы считаем, что лишь мы отражаемся в зеркале: к примеру, пункт А отражается в пункте В. Мы, допустим, это пункт А, и вот мы исходим светом или пропускаем свет, то есть проходим путь к пункту В(зеркалу) и отражаемся в нём. О чём мы тут невольно забываем? О том, что и зеркало "отражается" в нас - наш зеркальный образ идёт обратно к нам и падает на нас(воспринимается обратно), следовательно - пункт В также отражается в пункте А.
Выходит, что, "зеркальность" - есть путь туда и обратно, иначе эффекта зеркала попросту нет, он не достигается. Вы можете отражаться в зеркале сколько угодно, но если вы не увидите своего отражения, если оно к вам не вернётся, зеркала для вас нет, феномен будет отсутствовать - в конечный пункт свет не вернулся.
Сейчас мы поймём почему это так важно было детально расписать.
Открываем Серёна Кьеркегора, его работу "Болезнь к смерти"(несмотря на страшное название, она быстро поможет нам растолковать некоторые вопросы относительно человеческого "Я"). Читаем и не пугаемся, поскольку весь сложный философский текст я полностью откомментирую так, чтобы он стал понятен.
" Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я.
Но тогда - что же такое Я?
Я - это отношение, относящее себя к себе самому, - иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я - это не отношение, но возвращение отношения к себе самому."
Ну что же, отлично, сейчас и Кьеркегора заодно постигнем, и зеркальность ухватим, и первоначально поймём что такое "Я".
Представим, что я отражаюсь в зеркале - так вот, пока я не отразился никакого "Я" во мне нет, грубо говоря, я - это ещё не "Я"; ну хорошо, а когда отразился - вот то, что там в зеркале - это "Я"? - Нет, говорит Кьеркегор, и это ещё не "Я" - моё зеркальное отражение должно вернуться ко мне, упасть на меня, во мне преобразиться и вот этот синтез(конечный результат) и будет настоящим "Я"! Как странно выходит, не правда ли? - И я не "Я" и то, что я вижу в зеркале не "Я", а подлинное "Я" есть лишь их полное кружение или же место синтеза двух прямо противоположных путей!!!
Сюда отлично подходит одно чудесное место из "Фрагментов" Новалиса, не могу удержаться, чтобы его не процитировать:
"Чтобы понять самое себя, Я должно представить иное, себе подобное существо, как бы анатомировать себя. Это другое, ему подобное существо, есть не что иное, как само Я.
Действие растождествления и респективного творения осознается только в данной мыслительной процедуре — Я обнаруживает: оно устроено так, что этой рефлексии никакое иное действие предшествовать не может".
Замечательно, перед нами альфа и омега человеческого существования! Никакое человеческое существо ещё не родилось в полном смысле слова, пока не схватилось и не возникло такое его "Я"!
И далее, Новалис говорит о свободном парении человеческого духа -словно поезд кружит: он вышел из точки А, пришёл в точку В, вышел из точки В и вернулся в точку А, и вот это всё вместе как некое кольцо, круг, замкнутая саму на себя бесконечность и есть бытие, есть парение, есть "Я".
Я это не "Я", стоящий вот здесь, прямо себе данный(никто из нас так себе не дан), но одновременно, "Я" это и не Другой - какой-нибудь объект или субъект, на который я смотрю или в лицо, которого я смотрю и в котором, безусловно бесконечно много меня - нет, я тот Дух, что свободно перемещается между ними, что смотрит на себя и изнутри, и извне, и с одной стороны и с другой, и что противоречив в самом себе и в тоже время гармоничен.
Вот каково оно, подлинное "Я" и это вовсе не беспомощная "тыкалка пальцем в свою шкуру"!
Это явление бесконечной свободы, которая в нас заключена столь же сильно, как, собственно, и мы в неё - словно "мушки в янтаре".
И ни одно животное не в состоянии замкнуть этот круг и парить над ним. Всякое животное имеет доступ лишь к ограниченной части пути описанного кружащего или парящего духа.
Вот давайте посмотрим как пишет о том же самом Бубер:
"Подлинная субъективность может быть понята лишь динамически, как колебание Я в его тоске по истине."
Я постоянно колеблется, оно бросается от себя к Другому, а потом движется обратно, оно мечется - оно ищет некоторое тождество или синтез обоих не только объектов, но и движений между ними, и если находит(о, радость свершения!), то обретает истинное "Я" и саму истину. Но большая часть нашей энергии, естественно, расходуется на эти метания, на эту тоску, на этот поиск. Ведь никто не говорил, что человеку очень легко замкнуть вожделенный круг. Ребёнок, впервые видящий себя в зеркале, ребёнок на "стадии зеркала" занят, представьте себе, тем же самым - трудным и бесконечно завораживающим процессом поиска своего "Я"...
Кто обеспечивает ему стопроцентную удачу? В детстве это родители, взрослый мир, но в целом, любое человеческое существо - существо совершенно необеспеченное - оно живёт и ищет на свой страх и риск.
Человек - существо открытое и он всегда есть вопрос, как мы теперь понимаем, вопрос и себе, и другим, потому что это один вопрос одному "Я".
Свидетельство о публикации №118061202468