Стих. месяца-64 - Обзор Юрия Семецкого
В любовных играх сыскав лишь похоть
И беспокойство за день грядущий,
Дев`ица в грусти, кусая локоть,
Вопрос решала свой вопиющий:
- Я ж не святая - сидеть в окопе,
Красу для принца беречь годами!
Да, не сидится! Да, шило ж...в попе!
Несу, вот, в массы себя ночами!
Нет, молодёжь мне не даст ответа,
На декольте взгляд свой забывая,
Мужчин коль много - всегда раздета.
Прости...те, Господи, я плохая...
Парням же проще - за полигамность
Вагон сердечек в канаву втопчут!
И им всё можно - впитали наглость
"Иметь" свой выбор. Ещё и робщут! -
Прервал однажды тираду старец,
Скамейку в свере фрахтуя рядом.
Неспешно в небо воздвигнул палец,
Покрыл дурёху глубоким взглядом:
- Хорош тот ключик, сродни отмычке,
Что вскроет залпом замков секреты...
Но плох замочек, что по привычке
Ключам даёт всем на взлом советы...
- Вот, обтекаю - с замком сравнили!
Да не нужна мне железок связка!
Один - да в сердце, и как учили -
В красивом платье ворваться в сказку...-
Похоже, свыше придуман разум
И с мудрым спорить себе дороже,
А мозг всё лижет шершаво фразу -
Как с пенопласта мороз по коже!
Переменила подход к свиданьям
И целомудрию стонет оды.
Бойкот объявлен лихим скитаньям:
- Теперь я Дама другой породы! -
Умом Россию пронять возможно...
Хранить изюм не стремитесь в теле.
Меняйтесь чаще, блесните мозгом
И шарм ваш новый поспеет в деле..
Итак, к технике отнесём: ритм, композицию, детализацию, стиль. За каждый из компонентов даю по баллу плюс от себя один, если сочту необходимым.
Вторая оценка будет за идею, месседж и было интересно или нет. За каждый из компонентов буду давать по два балла. А чтобы не выйти из отпущенных мне на это дело 5 баллов, один буду удалять.
Теперь об этом стихотворении. К ритму и композиции претензий нет, детализация отсутствует, сразу за вступлением начинаются рассуждения героини. Стиль нарративный, образность отсутствует. Контаминация литературной и разговорной речи не кажется оправданной. Таким образом, за технику 2 балла.
Идея и месседж присутствуют, но стихотворение не понравилось. То есть здесь 2+2-1=3 балла за впечатление.
2/3
*****
2. «Время выбрало нас»
Мы отыграли... Карты наши биты.
И не уносим ничего с собой.
Лишь тихо сходим со своей орбиты,
Как высшей предназначено судьбой.
Готовит нам земля свои объятия,
Да что кривить, коль знаешь наперёд;
Ушли отцы, а вслед за ними братья,
В дорогу собираться наш черёд.
Когда-то ребятнёю голопузой
Врывались в те, военные года.
Хоть не были опорой, но обузой
Нас мамы не считали никогда.
Они старели, мы взрослели тоже,
И проскакали вереницу лет...
Мы были просто чуточку моложе,
Теперь у нас тех преимуществ нет.
Всё больше нагибает нас усталость,
Да проседь серебрится в волосах.
И вот почти песчинок не осталось
В песочных наших жизненных часах.
Уйдём в свой час, сложив спокойно руки
На старческую немощную грудь.
Но сыновья, за ними наши внуки
Продолжат наш, незавершённый путь.
И пусть от внуков прорастает племя -
Живите и плодитесь... В добрый час!
Ведь мы своё не выбирали время,
Оно само здесь выбирало нас.
Стиль в этом стихотворении получше, чем в предыдущем, хотя я бы посоветовал проредить местоимения, добавить образности. А главное — сократить. Не надо повторять вещи, о которых сказано много раз. За технику 3.
За впечатление тоже 3 балла. С идеей и месседжем всё в порядке, они есть, но читать было не интересно.
3/3
*****
3. Психическая атака.
Уже вороньё закружилось над нами.
К атаке психической Каппель зовёт.
Всевышний и вера укажут перстами
Расправленным крыльям орлиный полёт.
Взметнулись винтовки, сомкнулись погоны.
Земля задрожала от наших шагов.
Идём не щадя ни себя ни патроны.
Мундиры и руки в крови мужиков.
Мы словно штыки или шашки – из стали.
Кресты серебрятся на чёрном сукне.
Героям дают ордена и медали.
А разве есть подвиг в Гражданской войне?
Несёт поражение горе и беды,
Но верим мы в доблесть могучих полков.
Вот только не будет от этой победы
Ни счастья, ни славы во веки веков.
Когда наши стяги порвут иноверцы,
Прорехи в знамёнах заштопает нить,
А рану от братоубийства на сердце
Никто никогда не сумеет зашить.
Окончится бойня. Мы снимем награды,
И будем топить свою совесть в вине.
Грехов отпущения нет, и пощады,
Как нет победителей в этой войне.
Интересно, что это за перст у веры?
«Расправленным крыльям орлиный полёт» - пришлось напрячься, чтобы сообразить, что здесь имеет место метафора, и что это не набор слов, как показалось вначале. Далее там с мужиками тоже не сразу сообразишь, чья кровь на руках. Стихотворение немного лучше предыдущих. Пожалуй, можно принять и детализацию, но с умением достоверно изложить события здесь явные проблемы, которые начинаются ещё до перста. Ну не мог Каппель позвать к психической атаке. Призывал — да.
За технику — 3.
За впечатление — 3.
*****
4. "Пьеса"
Слышишь ли ты, как смеются бабочки?
Знаешь ли ноты синичьих трелей?
Можешь ли раньше закончить баюшки
И до рассвета вскочить с постели,
Чтобы увидеть, как солнце катится
Через туманный кисель на волю,
Ветер цветам расправляет платьица
И моделирует волны в поле?
Любишь ли ты босиком исследовать
Россыпи росного перламутра,
Не отказавшись от безбилетного
Входа в театр на пьесу "Утро"?
Рад ли козявочкам и кузнечикам?..
Значит мы, как близнецы, похожи.
Машет Весна дирижёрской веточкой.
Птицы поют. Подключайся тоже!
Про это стихотворение можно сказать, что размах на рубль, а удар на копейку. Так здорово началось:
Слышишь ли ты, как смеются бабочки?
А закончилось:
Птицы поют. Подключайся тоже!
Если кто-то ещё не знает, то рифма «утро — перламутра» давным давно не оригинальная.
За технику 4 балла.
А за впечатление только 3.
И если не понятно за что снижена оценка, то поясняю: за месседж. Впечатление испорчено сниженным финалом.
*****
5. «Пёс»
Давно я поселился, видел всяко -
весьма многоквартирен этот дом.
Соседская пожившая собака
была щенком, забавным кобельком.
Сосед его выгуливал исправно.
Мир для щенка был радостен и нов.
Его учили находиться справа,
а он ходил со стороны столбов.
Щенок был непородистым, но гордым -
как будто тут решается судьба,
он метил вдохновенно и упорно
владения у каждого столба.
Его завидев утром на дороге,
я восхищался им издалека:
он лапу возносил, как Брумель - ногу
во время незабвенного прыжка.
Я и сейчас иду за ними следом,
они шагают дружно, в унисон,
они с соседом оба стали седы,
и жмётся пёс туда, где есть газон.
Он шкурой стал, как будто весь в заплатах,
движения корявы и слабы,
на травы вяло задирает лапу,
задрать её не в силах на столбы.
Его хозяин тоже стал корявым,
и так же ходит - ноги враскосяк...
пусть времена меняются и нравы,
но верность есть, и это - не пустяк.
Детализация — это важнейший признак художественности текста. Не ограничивайте себя рассказом сюжета, должен быть фон, на котором разворачивается действие, нужно как-то представить героев, наметить хотя бы в общих чертах характеры. Здесь ничего этого нет. Стиль тоже далёк от поэтического. Не настаиваю, что в каждом тексте должны быть метафоры и аллегории, сравнения и параллели, но хоть что-то должно быть в каждом. А тут даже с чувством языка не в порядке. «Соседская пожившая собака» - я понимаю, что в поэзии можно находить и использовать новые сочетания слов, но здесь мы имеем дело с доверительным рассказом, а после соседской пожившей я не верю в эту историю, она не на том языке написана.
Техника — 2 балла.
Впечатление — 3 балла.
*****
6. «Господам Л»
Вы пьёте страхи мелкими глотками
И топчетесь среди подобных вам.
Ползёте вверх, летите вниз, как камень,
Губами прикасаетесь к словам.
Словам пустым, костлявым, неприятным,
Избитым бесконечностью времён.
Вы ищете на неподкупных пятна.
Вы думаете, в этом есть резон?
Вам легче так? У вас такая вера —
Молиться на хохочущих господ?
Вы слуги, паства, гордость Люцифера.
Вы создаете мир наоборот.
Спешите! Сколько сумраку осталось?
Секунда, день, неделя... может — год.
Вы давите на совесть и на жалость,
Надеетесь — а вдруг, да повезёт.
Наивные, прожжённые, чужие;
Забудьте всё, что я вам говорил,
Промчится жизнь и будет ностальгия
Вас возвращать в закрытый, мрачный Рим.
И будет дождь пронзительным и мокрым,
И будет небо чёрным и большим.
Вы спрячетесь за траурные окна,
Вы превратитесь в беспокойный дым.
И вот тогда, когда апостол Пётр,
Махнёт рукой и скажет: «Этих в ад!»
Вы вспомните поэта и поймёте,
Не нужно было правду обрывать.
Стихотворение нравится, но к нему есть некоторые замечания. Рифмы не очень. Не все. Некоторые так даже хороши.
Да на это можно было бы внимания не обращать, если бы не приём с повтором рифм в следующей строфе (условно я всё-таки разбиваю стихотворение на строфы). Во-первых в первых двух строфах повторов нет, и в них же самые интересные рифмы. А потом начинается: господ-наоборот-год-повезёт, говорил-Рим-большим-дым. А у последней строфы нет пары. То есть либо строфика нарушена, либо с рифмами не приём, а просто прокол.
В общем, за технику 4 балла.
За впечатление тоже 4 балла.
*****
7. «Хватит врать!»
Опять виновата Россия,
Опять виновата во всём.
Бессовестно и агрессивно
Повсюду себя мы ведём.
Крымчан не отвергли с порога
И приняли в лоно семьи,
Донбассу пришли на подмогу,
Когда начались там бои…
А грех наш главнейший – вот этот:
Мы не признаёмся ни в чём,
За что нас хотят сжить со света,
Где мы так бесстыдно живём.
Не каемся мы ни за допинг
(Скрывала его ФСБ?),
Ни за малазийской тот «Боинг»,
(Шойгу дал приказ о стрельбе?)
Не просим прощенья за Юлю,
Страдавшую от «Новичка»,
За брексит, что мы «провернули»,
За Трампа (кто ж знал?) – дурачка.
Мы не упадём на колени,
Ничто в нас не вызовет дрожь,
Какую б без тени стеснений
Про нас ни придумали ложь.
Один вот такой сочинитель
Про русских что только ни врал!
Где этот грузинский правитель?
Его незавиден финал.
Такое же будет со всеми,
Кто встанет у нас на пути.
Одумайтесь! Есть ещё время.
Мы – добрые. Мы вас простим.
Детализация отсутствует. О стиле говорить не приходится. Практически это автологическое изложение мысли без изысков и понтов.
Техника — 2.
Впечатление — 3.
*****
8. «Влекомые ветром»
Летят на закат тополиные мухи.
Они к человечьим эмоциям глухи,
Они собираются в пышные стаи,
Но это не снег, ибо мухи не тают.
Кружатся, садясь на дорожки и ели,
Я их нахожу на раскрытой постели.
В них таинство семени целого клана
Стальных тополей, истекающих плавно
Пушистой энергией теплого лета...
В ладони моей - тополиное гетто
Десантников лёгких, почти незаметных,
Которые с неба спускаются медленно,
Влекомые ветра июньским потоком.
Тельца их янтарно наполнены соком.
Вот мушка одна, а за ней и другая,
Слетают с ладони...
Но их поджигают!
Когда, испытав эйфорию полёта,
Они оседают в траве по привычке,
Лихой человек - может, ты, может, кто-то -
Крадётся к бедняжкам с пылающей спичкой.
О, если бы мы не губили малюток,
Привольно и радостно в небе парящих,
Представьте, как жили бы мы бесприютно
В глуши тополиной классической чащи.
Они б засадили собой всю планету
И стали разумны не сразу, но вскоре.
Земля тополей... с человеческим гетто...
Представили это?
Ай, горе нам, горе!
______________________________________________________
* Гетто - место, выделенное для принудительного
поселения (здесь - свободная интерпретация)
Финал меня не убедил, что это горе. Тут есть некоторая стилистическая нестыковка — серьёзная подводка выходит на сниженный (относительно пафоса) финал. Само по себе это хорошо, но в данном случае меня что-то здесь напрягает, не могу сказать что именно. Возможно, что напрягает переход от образной речи к доверительному обращению: представьте, как жили бы мы... В данном случае, этот нарратив лишний, как мне кажется.
Техника — 5 баллов.
Впечатление — 4 балла.
*****
9. «Время намокло»
Время намокло, разбухло от горьких слёз.
Небо грохочет. Гроза превратилась в ад.
Словно не веря, что так может быть всерьёз,
женщина гладит продрогшей рукой асфальт.
"Так не бывает! - сознанье пронзает боль.
- Это не с нами сегодня произошло!
Милый мой мальчик! Единственный! Я с тобой!
Скоро вернёшься! И будет всё хорошо!"
Ливень - стеною. Замедлили ход часы.
Мать на коленях, всё гладит седой асфальт
там, где недавно лежал её мёртвый сын.
Где ощущает, что тоже сейчас мертва.
Медленно встала. Качнулась. Шагнула прочь.
Не замечая, что вымокла вся насквозь.
Молча, по лужам, она уходила в ночь.
(В сумрак надежды забит был последний гвоздь)
Дождь по асфальту стучит, исполняя долг,
и осторожно смывает кровавый след...
Знать бы - за что нас так больно карает Бог?
Столько вопросов... Да только ответов нет...
Не могу сказать, что всё на высшем уровне. Тут надо разбираться с образным рядом. Не то, чтобы что-то было непонятно, но возникают вопросы почему именно дождь и асфальт. Я понимаю, что это может быть очень личное стихотворение, и про дождь и асфальт автор пишет, потому что видел картину воочию. Но художественная литература не жизнь, у неё свои законы достоверности, которые требуют обосновывать любое действие.
Прошу к моим словам отнестись внимательно! Я не говорю, что написано плохо или непонятно, я говорю о композиции, в которой, на мой взгляд, что-то упущено. Осталась какая-то недоговорённость. Я не подскажу что именно упущено.
Извините. Так много слов. Боюсь быть неправильно понятым. Просто я хочу объяснить, что не надо обольщаться моими оценками, они поставлены в рамках этого конкурса.
Техника — 5 баллов.
Впечатление — 5 баллов.
*****
10. «Воздушный змей»
Мне однажды, однажды, однажды
Несказанно в жизни повезло:
Я, однажды став змеем бумажным,
В небеса взмывающим отважно,
Постучал в оконное стекло.
Постучаться в окно, что за глупость,
На последнем почти этаже.
Распахнулось оно, распахнулось.
Сердце замерло настороже.
В чём причина была? Да, неважно:
Зацепил ли карниз я хвостом,
Или воздух, повышено влажный,
Вдруг повёл себя слишком куражно,
Переменным снеся ветерком.
Распахнулось окно, распахнулось.
Змей рванулся навстречу судьбе,
И она из окна улыбнулась,
И спросила: «А яблоко где?»
Раз такой предоставился случай,
Запорхнул с ветерком прямо в дом
Искуситель воздушный летучий.
За окном ждали райские кущи,
Но не сразу – немного потом.
Пусть сынишка Судьбу выбирает,
Не сейчас, а немного потом,
Не стрелу наудачу пуская,
А на пару с бумажным орлом…
Остальное не так уже важно,
Если твёрдо уверен в одном:
Что когда-то воздушный бумажный,
В небеса взлетая отважно,
Отыскал НАШЕЙ Евы окно.
Первая строфа — то ли паузник, то ли ударник. Читается тяжело, надо долго приспосабливаться к ритму, и только приспособился, оказалось, что всё зря. Остальное стихотворение написано анапестом, и только в последней строфе опять выполз паузник.
Если бы не эти игры с ритмом, то стихотворение было бы удачным. Оно и сейчас милое, но...
Кстати, уберите все лишние «однажды», никакой это не стилистический приём, и вообще не понятно, зачем это слово понадобилось повторять. Очень похоже, что не удалось придумать что-нибудь значимое, и этим словом просто заполнили строку.
Техника — 2 балла.
Впечатление — 4 балла.
*****
11. "Детская игра"
Детский дом.
Смешные подражатели –
на песке, рассажены кружком,–
девочки играют в дочки-матери
с ряженым доверчивым котом.
Синий бант,
цветастые лоскутики,
понарошку слеплен провиант …
Кот мурлычет, как в весёлом мультике –
убегать ему не вариант!
Он тут сыт,
обласкан весь до хвостика–
где ещё такой отыщешь быт?
Нежный голос «мамочки» курносенькой
в тишине, баюкая, звучит.
Та, любя,
писклявит, зная правила,
как младенец, глядя на ребят:
–Ты меня не бросишь?
Обслюнявила:
–Спи, глупыш!
Куда я от тебя?
В этом стихотворении не хватает детализации места действия, но к этому я придираться не буду. В целом хорошее стихотворение, только, да простит меня автор, есть ощущение, что это я уже читал. Возможно, если насытить стихотворение необычными деталями, то это ощущение пройдёт, а пока так:
за технику — 4 балла,
за впечатление — 4 балла.
*****
12. «Опять я у моря»
Опять я у моря! Как прежде,
Охвачен волненьем неясным,
Срываю поспешно одежды,
Как перед любовницей страстной.
Прими, обласкай меня, море,
Омой мои жгучие раны,
Утешь, побеседуй со мною -
Я всё расскажу без обмана...
Опять я у моря. Всё - то же:
Синь, солнце, песочное ложе,
И так же мани'т и тревожит,
«Но всё же, но всё же, но всё же…»
Я раньше считал, что для счастья
Нужны мне лишь два компонента:
Любовь в состоянии страсти
И море в сиянии лета.
А если любимая - дома,
То море заменит её мне
Мгновеньями сладкой истомы
И лаской волны неуёмной...
И вот я один возле моря,
Как раньше порой уже было.
Но что-то неладно со мною,
Всё пресно вокруг, всё не мило.
Окинув окрестности взглядом,
Вдруг понял я сердцем недужным,
Что если любимой нет рядом, -
И море мне вроде не нужно.
Азарт, пыл, соблазны - всё мимо:
Мелки' они и быстротечны.
Лишь только любовью любимых
Мы истинно живы и вечны.
Считаю, что стихотворение неудачное. Человек, вроде, объясняется в любви к морю, но ничего кроме набора банальностей о нём сказать не может, и сам это понимает, сообщая нам: «всё — то же». И переходит от моря к любимой. Сравнение? Но ведь о море ничего не сказано. Так что детализацию не засчитываю.
Финал хороший. И это немного исправляет ситуацию. Вообще, это стихотворение надо сокращать. Если нечего сказать о море, то и не надо так много о нём писать. Тогда это будет стихотворение-высказывание с реальным сравнением, в конце концов образ моря у нас у всех в голове имеется.
За технику — 3 балла.
За впечатление — 4 балла.
*****
13. "Июнь"
Как малой кровью — мы мечтали,
живя в строю —
приблизятся победы дали
в чужом краю.
Нам пела молодость Гренадой.
За Халхин-Гол
звенели первые награды,
и, взяв разгон,
от Бессарабии до плёсов
балтийских вод
прочь устремлялись от вопросов
под небосвод.
Поляков братски защищали:
Катынь, Катынь...
В Финляндию войдя клещами
в мороз и стынь,
мы сжать пытались эти клещи,
но холода...
и Маннергейм, как финский леший,
чудил тогда.
И были крупные потери.
Там сотни рот
сожрали финские метели
под клич: «Вперёд!»
Пришёл июнь, кроваво-красной
зацвёл шамшой —
и стала даль бедой ужасной,
а кровь — большой...
Ничего нового из этого рассказа я не узнал. К ритму претензий нет. К композиции есть — финал мне совсем не нравится, я бы сказал, что он отсутствует. Какой месседж у этого стихотворения тоже не ясно. Видимо — мы молодцы. Но при чём здесь Катынь? Разве что имеется в виду сожаление, что там не смогли защитить поляков. Стиль никак не выражен. А такие фразы, как «приблизятся победы дали в чужом краю» - это образец косноязычия.
За технику — 2 балла.
За впечатление — 2 балла.
*****
14. "История поэзии"
В начале было: лист – скала, стена пещеры,
На ней рисунки, письмена, как символ веры:
Что с новым днём родится свет, на лад – охота!
В труде рождается поэт – ему работы
Не просто непочатый край, а нет предела –
Точнее знаки выбирай и делай дело…
Летят столетия вперёд, всё чаще Слово
Людей на действия зовёт, уже готовы
И белый стих, и мадригал явиться миру,
И как начало всех начал, запела лира.
Преодолев дворцов порог, звучали оды…
Стихосложения урок приходит в моду:
Край непочатый – частокол из разных правил,
Бумага тонкая, как шелк, на ней оставил
Ажуры нежные поэт, в любви признанья,
Всем стихотворцам – пиетет, не наказанье…
Событий навалился ком, дошли до точки,
Слова как будто кулаком забиты в строчки,
Не удержать поэтов шаг, размеры к черту,
Над баррикадой красный стяг, каноны стерты…
Стихи, не ведая стыда, росли из сора,
Несла им талая вода сомнений споры…
Летели годы, интернет, слова как ветер,
И графоманов больше нет, а есть литсети…
Но текст бумажный мы всегда читать готовы,
Лишь в нем не вымоет вода всю горечь слова…
Хорошее стихотворение. Но попридираться есть к чему, поэтому за технику — 4 балла.
Начало интереснее финала. Я уже настроился узнать о развитии поэзии в доисторические времена, но всё быстро съехало к современности, про которую я и без этого стихотворения знаю достаточно. Финал сомнительный, поскольку я, например, давно не читаю бумажных книг. Поэтому за впечатление — 4 балла.
15. «Ангел-Хранитель»
Не осеняй меня крылом, мой Ангел,
Не укрывай от жизни и невзгод,
Прижмись… ведь мы с тобой вдвоём стояли
На той развилке, в тот прощальный год.
Босые ноги согревал мне в стужу,
От лавы огненной оборонял,
Ты в стороне стоял… По долгу службы?
Лишь возведя меня на пьедестал.
Ты рядом был, когда пылали щёки
От гневных незаслуженных обид.
Мой мир хранил печально-одинокий,
В веселии и радости забыт.
Прижмись, мой Ангел, дай тебя согрею,
Позволь помочь сейчас - ведь мой черед.
Смотри, как потускнело оперенье
Не от твоих, но от моих забот.
Поведай лучше о своих желаньях,
Как хочешь, крылья распахнув, лететь,
И прикоснуться не рукой - сознаньем,
Преодолев отчаянье и смерть.
Коль рядом мы - то раздели сомненья,
И грузом тяжким поделись со мной.
У Ангелов бывают откровенья?
Бывают страх, предательство, любовь?
Пускай ты - Ангел, и хранишь незримо,
Мы связаны назначенной судьбой.
И ты, такой же хрупкий и ранимый,
Несешь свой крест… Не выбранный тобой…
Ну что тут можно сказать про стиль — а ля старо-символисты, и вся эстетика оттуда. И в рамках данного конкурса это было бы даже хорошо, но ни один символист, ни старый, ни молодой, не стали бы рифмовать Ангела со стояли. Это рифма только с точки зрения концептуалистов и, в меньшей степени, прочих постмодернистов.
Обращу внимание ещё на предложение: Мой мир хранил печально-одинокий, В веселии и радости забыт.
Кто-нибудь понимает о чём здесь речь? А предложение, напомню, это законченная мысль. Данная мысль не законченна, это вообще обрывок мысли. То есть здесь синтаксическая ошибка.
Стиль не защипываю, таким образом, за технику — 3 балла.
За впечатление — 3 балла.
*****
16. «Зима»
Сначала рассыпались номера
Домов и телефонов. После - звуки
Привычных слов. И замирали руки,
Не находя...не чувствуя преград.
Предметы исподволь теряли смысл,
Играли в прятки. И не откликались.
Рубашки становились облаками
На бельевой веревке той зимы.
Последней. За окном опять метель,
Ни внуков, ни детей...пустые стены...
И вспоминала "расплывешься пеной",
Чему-то улыбаясь в темноте.
Вот как я понимаю это стихотворение: умирает некая женщина, у неё в голове всплывают странные образы, непонятная фраза, и она улыбается. И что? Две ошибки сразу: не выстроена композиция и отсутствует месседж. К образам тоже можно придираться, но это следствие того, что композиция не доработана, поэтому пусть будет так:
за технику — 4 балла,
за впечатление — 3 балла.
Забыл сказать, что за технику 4 балла, потому что я накинул один балл, что был у меня в загашнике, за оригинальность мышления.
*****
17. «Загвоздка»
Пусть я загвоздка, но не жена гвоздя!
Я в кузову, надо мной громоздятся грузди.
Лёгкий морозец и шляпки у них хрустят,
В кузов залезли и ни один не струсил.
Я не затычка в бочке. Крутой рассол
Не устрашит меня изначальным чадом.
На чердаке, где кузов – лесной посол,
Яблочный сидр и запахи маринадов.
Я не в сарае, где заржавелый гвоздь
Перед доской несгибаемостью гордится.
Я наверху, где хранится грибная трость,
Кошка мышкует, охотница и задира.
Вот и зима. Первый снег засыпает прель.
Маленький мальчик, в углу выбирая санки,
Кузов задел, а оттуда навстречу «зверь» -
Сонная кошка с растрёпанными усами.
*
загвоздка, ж. - затычка (спец. и обл.) (словарь Ушакова)
За строку: Я в кузову, надо мной громоздятся грузди. Я снимаю один балл с техники. И мне самому интересно узнать, что Вы хотели этим сказать, и какой ритм изобразить.
И опять замах на рубль, а удар на грош. Что с кошкой случилось, она дохлая была, а потом святой мальчик коснулся её рукой и она ожила? Я не понимаю. Подводка необычная, ждёшь необычного финала. Но ничего, кроме моей догадки по косвенным признакам, не указывает, что случилось чудо. Надо дорабатывать.
За технику — 4.
За впечатление — 3.
*****
18. «Негативно-солнечное»
Ночь или день - всё равно:
Солнце полярное с дьявольской силою
лезет в любое окно.
Наглое солнце, невыносимое.
И бесполезен протест -
это особенность Крайнего Севера:
можно газету прочесть
в полночь без лампы. Шторой просеянный
свет наполняет дома.
В нём утопает покой, словно в омуте.
Боязно спрыгнуть с ума -
мечешься зверем по собственной комнате.
Белый немеркнущий жар
жалит глаза, выжигая намертво...
Солнцу людей не жаль -
Солнце работает. В чём вина его?..
В последней строфе ритм отличается от ритма во всех прочих строфах. Всё остальное хорошо, но как часто говорят судьи на конкурсах, когда не знают, что сказать: изюминки нет.
За технику — 4 балла.
За впечатление — 4 балла.
*****
19. «Копилочки»
Случайно встретились в толпе
на том земфировском концерте -
и словно хор во мне запел:
«любовь, любовь до самой смерти!»
Как мы дурачились вдвоём,
кормили уток сдобной булкой,
бросали мелочь в водоём,
гашиш курили в переулке…
Но что-то треснуло потом,
и разлетелось на осколки,
как будто страшный молоток
разбил копилочки на полке.
И весь накопленный запас
тепла, взаимности и счастья -
в тот день рассыпался из нас.
И стали мы – обломки, части.
А кто кого приворожил,
хирургу надо мной не важно:
от точки джи до «будет жить» -
окно, прыжок пятиэтажный
И если выжившим в любви
на память – страхи и увечья,
то мне - ту би ор нот ту би.
Трубач трубит,
а врач грубит,
но всё же лечит,
шьёт и лечит.
Это стихотворение надолго выбило меня из процесса судейства. Ушёл на Ютуб слушать Земфиру. И должен сказать, что фразы «любовь, любовь до самой смерти!» я у неё не нашёл. И зачем тогда понадобились кавычки, оформляли бы как прямую речь.
Кроме того с первого же предложения в нём появляется мусор - «на том». На каком том? Лично я ни на том, ни на этом концерте не был. Вы напишите на каком именно. Это же элементарное правило — сначала надо выдать всю исходную информацию, и только потом на неё можно ссылаться. « Как мы дурачились вдвоём» - это из той же оперы. Или кормили уток — это теперь называется дурачились?
Отсутствует важная информация — это композиционная ошибка. Мусор в предложениях — это даже не стилистическая ошибка, это означает, что о стиле вообще говорить не приходится.
За технику — 2 балла.
За впечатление — 3 балла. То есть к идее и месседжу претензий нет, но и впечатления никакого нет.
*****
20. «Шут»
Был бы я рыцарем – ходил бы, щёлкал забралом.
Был бы торговцем – возил бы шелка и специи,
пока королева всё себе не забрала -
наша злыдня, или её кузина из скучной Швеции.
Но, поскольку я только шут на торговой площади –
мне всё позволено, и я пою что хочу.
Меня любят цветочницы и гвардейские лошади.
У меня бубен, и я в него колочу.
Но однажды настанет день, и меня накроет -
я забуду все шутки, юродствовать прекращу,
назову королеву овцой в золотой короне,
и пойду на плаху к королевскому палачу.
Только цветочницы с розами и тюльпанами
пожалеют шута, изменившего королю.
Их дети сядут под липами и каштанами
и ударят в мой бубен, и песни мои споют.
Ну что сказать?.. «ЗабрАла» всё, и всё испорчено. Если ритмическая инверсия используется как элемент стиля, то есть является контаминацией различных дискурсов, то это должно иметь развитие во всём стихотворении.
Стихотворение нравится, но оценки только такие:
за технику — 4 балла,
за впечатление — 4 балла.
Обращение к участникам конкурса.
Если что не так, прошу меня извинить. Вы должны понимать, что я всего лишь человек, который попытался постичь поэзию с помощью математики, что само по себе неправильно, но не я придумал правила. Так что как смог, так и смог. Мои советы не истина в последней инстанции, а лишь попытка понять, почему мне одно нравится, а другое нет. Если у Вас есть свой круг читателей, то и пишите для него, и не прислушивайтесь к моим советам. Но конкурс есть конкурс. И раз меня назначили арбитром, то я вынужден выносить оценки, а они не могут быть высокими у всех, потому что у меня тоже есть свой вкус.
Приглашаю всех на свою страницу. Я сейчас провожу «праймериз к Турниру поэтов» - читайте, называйте понравившиеся стихи. А авторов, набравших от 8 до 10 баллов, приглашаю на «праймериз» в качестве участников. Если желающие найдутся, то пишите мне в личку, я расскажу, что от вас требуется. Поверьте, требуется совсем немногое.
А заодно приглашаю заглянуть на мою страницу в Ютубе: http://www.youtube.com/channel/UCSZPqBkuwHPgVE197fjAp6g
Очень нужны подписчики.
До встречи.
Свидетельство о публикации №118060800395
Пошёл на анонимный конкурс -
Забудь про слабости людей,
Пилюлю проглоти, не морщась,
И не оспаривай судей:)))
Семён Кац 08.06.2018 22:54 Заявить о нарушении
Что поделать, конкурс же анонимный, авторы несут не только то, что музы нашептали, но и экспериментальные стихи, и провокационные, и черновики, что-то еще, чтобы "послушать, что люди скажут". И когда все это, перечисленное, собирается в одном туре, то, поверьте, внутри, в жюристской шкуре, тоже не сладко.) Вы сами жюрили не раз и знаете, как оно бывает.
Пирожок получился отличный.
С уважением,
Неведома Зверушка 09.06.2018 10:58 Заявить о нарушении
Семён Кац 09.06.2018 15:04 Заявить о нарушении
Юрий Семецкий 10.06.2018 04:02 Заявить о нарушении
Как говорили во времена моего детства, "Не корову проиграешь...":)))
Семён Кац 10.06.2018 12:52 Заявить о нарушении