От Пушкина до Есенина. Статья
С чего начинается разбор стихотворений в литературных
объединениях? В Узловой,в Новомосковске,в Москве
одинаковая картина:
правильность ударений,правильность рифмы,чёткая длинна строк.
Зачастую пренебрегая разбором художественных
особенностей произведений,забывая или не зная того
что поэзия это чувства записанные словами(по Цветаевой.)
А как с этим у классиков? Обратимся к творчеству Пушкина,
бесспорно лучшему поэту России.
Чёткий ритм ,основа всего, душа в строчках, когда нужно строка меняет
длинну,как меха баяна.Когда нужно рифма на одну букву,
прибегал к ассонансам,которых теория относит к слабым рифмам,
забывая или не зная того,что слабые рифмы делают сильной строку,
берегут её накал. Проследим на примерах.
Воспоминания в царском селе
Навис покров угрюмой нощи -\- -\--\--\-- 4 стопы
на своде дремлющих небес -\--\--\--\-3 стопы
в безмолвной тишине почили дол и рощи, -\--\--\--\--\--\-- 6 стоп
в седом тумане дальний лес. -\--\--\--\- 3 стопы
Чуть слышится ручей бегущий в тень дубравы,-\--\--\--\--\--\--6стоп
чуть дышит ветерок,уснувший на листах,-\--\--\--\--\--\-5 стоп
и тихая луна,как лебедь величавый,-\--\--\--\--\--\--\-6стоп
плывёт в сребристых облаках.-\--\--\--\-3стопы
Ну как,выравниватели?.Чтобы писать так нужно иметь
музыкальный слух! Строчки поют!!
Художественные особенности:
...угрюмой нощи-эпитет.
дремлющих небес-эпитет
безмолвная тишина-метафора
седой туман-метафора(сравнение живого с неживым)
чуть дышит ветерок-метафора
и тихая луна как лебедь величавый-метафора
Волшебные строчки!
Дубравы-величавый -ассонанс. (созвучие)
Есть у Александра Сергеевича рифмы на одну букву:
Чёрная шаль
С тобою пируют(шепнул он)друзья,
тебе ж изменила гречанка твоя...
Ночь
Мне улыбаются и звуки слышу я:
мой друг,мой нежный друг люблю...твоя...твоя.
Есть у него и верлибр(без рифм)
Метр русской поэзии Тредиаковский
основой стихотворения считал ритм,
а рифму называл детской свистулькой.
***
...Вновь я посетил
тот уголок земли,где я провёл...
Дальше ищите сами,найдёте. В стихах идёт борьба формы и чувства,
усиливая форму уменьшаем силу чувства,усиливая чувство тесним форму-
нужна гармония!
Не могу не сказать о Есенине:Опора на творчество Пушкина
несомненна.Проникновенность его строк во многом
определяется ассонансами,слабыми рифмами делающими
сильными строки.
Стихотворения:Письмо деду.Письмо матери он написал
под воздействием поэмы"Евгений Онегин.
Порою в его строчках чувствуется перекличка с творчеством Пушкина.
Наше счастье,что у нас есть такие поэты!!!
Свидетельство о публикации №118060709539
Геннадий Батаров 2 12.06.2018 18:34 Заявить о нарушении