Картина Репина
На картине изображён легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану (в настоящий момент считающийся не окончательно доказанным). Картина хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Меня заинтересовала история создания этой картины.И вот что я узнала.
Однажды в 1881 году Репин возвращался с концерта Римского-Корсакова, где он слушал новую вещь "Месть". У него создалось определённое настроение, в которое вплелись и услышанная музыка, и мартовские кровавые события - взрыв народовольцем И.И. Гриневицким бомбы, осколком которой был убит царь Александр II.
Репин вспомнил о царе Иване Грозном.
Позднее, уже в 1883 году, когда Репин, путешествуя по Европе, посетил бой быков и увидел, как привлекают зрителей вид крови, кровавые сцены и, видимо, заразившись этой кровавостью, да к тому же в те времена на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины, он и решил воплотить свою задумку. Задумка была страшная. Но картина имела большой успех.
Как вспоминал Репин: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шёл в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».
Впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых были Крамской, Шишкин, Ярошенко, Брюллов и другие. По воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали, ожидая, что скажет многоуважаемый Крамской, имевший звание академика.
А вот, что сказал Крамской об этой картине: "Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту... И как написано, боже, как написано! Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом? Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута... В ужасе закричал... схватил его, присел на пол, приподнял его... зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а сам орёт... Этот зверь, воющий от ужаса... Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском... Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма..."
Л.Н. Толстой отозвался о ней так: "Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель... У нас была геморроидальная полоумная приживалка-старуха, а ещё есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо..."
Но были и другие мнения. Картина очень не понравилась императору Александру III и его окружению, поэтому она 1 апреля 1885 года была запрещена к показу, став первой картиной подвергшейся цензуре в Российской империи.
П.М. Третьякову, купившему эту картину предписывалось не допускать для выставок и никому не показывать. Правда запрет был снят через три месяца, по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору.
16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд, попечитель музея И. С. Остроухов после случившегося тут же подал в отставку.
Абрам Балашов, до того неоднократно посещавший Третьяковскую галерею и знакомый её служащим, совершил нападение на картину в 10:30 утра. Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом.» Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине.
Балашов сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый и шириной 1 дюйм. Эти разрезы испортили лица обеих фигур.
Задержанного до прибытия полиции отвели в контору галереи, где он всё время сидел в крайне подавленном состоянии духа, закрывая лицо руками и неоднократно повторяя: «Господи, что я сделал».
На допросе Балашов показал, что давно задумал изрезать картину.
Зал, в котором находилась картина, был немедленно изолирован железными дверями. Попечитель Третьяковской галереи И. С. Остроухов тут же прибыл в музей и, осмотрев повреждённую картину, убедился в возможности её реставрации благодаря тому, что разрезы продольные. Он тут же телеграфировал в
Куоккалу И. Е. Репину и в Петербург реставратору Эрмитажа Д. Ф. Богословскому, прося их приехать в Москву и помочь в реставрации.
Репин был уверен тогда, что одна из его лучших работ погибла безнадёжно. Прибыв в Москву и лично осмотрев картину в Третьяковской галерее, он обратился к попечителю музея И. С. Остроухову со словами «Ведь это же непоправимо». В конце концов было решено, что механические повреждения холста будут исправлены реставратором Богословским путём дублирования, а пострадавшую живопись будет восстанавливать сам Репин лично.
Газета «Петербургский листок» отметила, что в течение 10 дней в Петербурге были раскуплены все открытки с репродукцией картины Репина, а оптовые торговцы открытками были завалены заказами из провинции по двойной цене.
В октябре 2013 года группа историков и православных активистов обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева отказалась убирать картину из постоянной экспозиции.
Второе покушение было совершено 5 мая 2018 года в 20:55, за 5 минут до окончания работы Третьяковской галереи. Мужчина (не хочется называть его имя, чтобы не плодить Геростратов) из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал
И. Е. Репина сквозь группу сотрудников музея, проводивших плановый обход залов перед их закрытием, и, схватив металлическую стойку ограждения, сделал несколько ударов по картине. Толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито, холст прорван в трёх местах в центральной части работы на фигуре царевича, изображения лиц и рук персонажей не пострадали. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму.
Сегодня я была в Третьяковке и видела, что сейчас на месте картины висит её репродукция и табличка со словами "Картина на реставрации".
Вот ведь какую силу воздействия может иметь картина! Говорят, что после реставрации её так упрячут в бронированные стёкла, что уже точно никакие Геростраты ей не будут страшны.
03.06.2018.
Свидетельство о публикации №118060401624
Много раз была в Третьяковке и стояла у этой картины. Благодарю вас за такие нужные эссе и статьи.
С уважением и пожеланиями добра и творческих успехов и находок,
Нелли Неженцева 09.03.2019 23:43 Заявить о нарушении
Лидия Дунай 10.03.2019 05:01 Заявить о нарушении