Государь Грааля

     "Титурель" посвящён событиям, предшествующим "Парсифалю", но слагался, по всей вероятности, после "Парсифаля" и предполагает знакомство с ним. Именно из "Парсифаля" мы узнаём, что обрёл Титурель:

В звёздных кругах, в мирах иных
Житьё-бытьё человеков земных.
Флегетанис, язычник, знал
предначертанья звёздных  начал,
очами созерцая,
речами прорицая;
ему средь звёзд явила даль
некую вещь, чьё имя Грааль.
Сонм, что над звёздами царил,
её на землю водворил
и выше звёзд вознёсся вновь,
куда влекла его любовь,
с тех пор хранит её избранный род,
сей драгоценный крещёный плод...
                (454, 17-28, перевод В.Микушевича)

      Этими стихами предварены слова Титуреля в романе "Титурель", посвящённом судьбам избранного рода и взаимоотношениям внутри него. Титурель заслужил таинственный дар своей рыцарской доблестью, а не благочестивым самоотречением:

Чистейшее блаженство
          с любовью желанной,
всё, что завоевал я
          моей рукой в тревоге бранной,
да унаследует мой род мою отвагу,
и да будет верен
          мой отпрыск родовому благу.

      Грааль пока ещё не назван Титурелем, но, очевидно, или родовое благо и есть Грааль, или он включает его. Грааль не завоёван, а вручён, вверен рыцарской отваге и нуждается в обороне:

Государь Грааля
         должен быть чист и честен;
тебе, сын мой Фримутель,
         да будет удел твой известен;
одному тебе – увы! – вверяю оборону
светлого Грааля, сын мой,
         и его пречистую корону.

      Хотя Грааль – вещь со звёздных кругов, нечто, вручаемое ангельской ратью, небесною силой, у Грааля есть корона, и есть государь, в чьём владенье Монсальвеш, а, быть может, его владенья куда более обширны:

...Фримутель берёг на славу
Грааль в Монсальвеше,
         как ни одну в мире державу.

      Разлука с Монсальвешем невыносима для наследников и наследниц Грааля. Так Херцелейда не расстаётся с Монсальвешем в своей сердечной тоске, которую означает её имя:

... дочь Фримутеля
Монсальвешем дышала и при муже.

      Но главная особенность избранного рода – их осиянность Граалем, таинственное очарование, обрекающее их друг другу. Конечно, Шуазиана – сама по себе красавица, но недаром она достаётся тому, кто выше королей:

К ней сватались короли,
стал государь её супругом.


Рецензии
Благодарю Вас.
Если я правильно понимаю суждения Юлиуса Эволы, легенды о Граале начинаются с к более ранних произведений и пытаются выразить, несмотря на возможные между собой разногласия, некие трудно формулируемые высокие истины. Но тогда они могли бы и не выстраиваться в связную непротиворечивую хронику...

Николай Старорусский   03.06.2018 08:40     Заявить о нарушении
Вообще говоря, присутствие Грааля чувствуется от сотворения мира. Именно потому Грааль ускользает от однозначного высказывания и свидетельство о нём только в поэзии.

Владимир Микушевич   03.06.2018 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.