Песня о моде

Эпиграф: “Прощай-прощайте, досчатые простыни” (с) Непомнящий. “Только б жить” (с) Достоевский “Идиот”

Давным-давно кутюрье с милой девушкой
Играл в большого… всей моды отца.
Летел мечтой на Парнас… только где уж, как?
Сместили вниз… то ли бог, то ли царь.

Пришла подруга, обнял  модельер ее:
Я знаю много в истории мод –
Подушку взрезал, и белыми перьями
Сыпнулась  манна и снег на восход:

“Здесь на стене – Наша Русь. Там вот – Франция.
А здесь – Бретань…Посмотри-ка в окно”
“А кто заплатит? Есть ум, где же рацио?
Да там… чертеж… иль в щеколде дверной

Забытый свет первых лет, первой юности…
Я нынче молод, но словно старик…
Как Родион – делал дело, но лгун настиг –
Рубил и резал… себя же состриг…

Но… что скроить, чтоб ты стала счастливою?
Друг, денег нет… делим ноль пополам [0]…
Мне б обнаженною леди Годивою
Пройти сквозь питерский сизый Бедлам”

“Куда ты, милый? “ – “Да вот, ателье одно.
Где знаешь, родная… лучше не знать.
Карга там села… да будь оно съедено
То место сварами кроек с листа –

Волшбою ласточек юной Астарии…
Я – лишь студент… как в вишневом саду,
Влюбленный паж…пусть в расчерченном зареве
Взойдут узоры плодов наших дум…

Ведь мода – ангел, создание высшее.
А низ и верх – что в ребро седина…
Что чай не пьешь…” “Середина? Не слышала…”
Да…середина…она и страшна [1]”

Он нес любовь, где всей моды история –
Истарта, Русь, Алч-Алта,  Медия [2],
Но процедила оценщица – “C горя я
Чертежь приму”… и пинком до дверья.

Что  золотая дремотная Азия?
Бьют самородок воры у дверья…
До встречи в нави, цветная фантазия –
Коронку вынув, шепнул кутюрье

Лишь из окна сыпал голос простуженный,
Иль на стекло снег всплакнувший прилип:
“Друг, моды нет… ты для гибели суженый…
Нет, это бред…  черт из чертовой дюжины” –
Нет постояльцев, лишь где-то вдали,
Как с тонких веток замерзших калин,
С продрогших  пальцев скатились нули [0].

……

Руки не просят – кольцо с перлой теркою [3],
Тонка гравюра, как строки с листа:
Канкра-платина [4], и штофы со смеркою [5],
Красно вино, что алтын-алата [6].

А плыть куда? За рублями ли, баксами?
Поднимешь парус – опустится киль.
Акулы жрут проходными зубастыми,
А в пайке нашей мошка и жуки.

Ты ль, Петербург, золотой-позолоченный?
Дворы-колодцы и лестница в бок…
Гром целит в будку, где псина всклокоченный,
Прометив крышу, испустит дымок

Летит маэстро, раздетый по-летнему,
Грозит грозою в продажный Бедлам…
А мода снова гуляет по среднему,
И, как тогда, совершенно  гола,

Ждет, чтоб рассвета вишневая косточка
Упала в сад, где возрос молочай –
Нет, ни перо в ней, ни трость и ни тросточка,
Лишь юный смех и не выпитый чай.


[1 и 0] если применить Теорему Пуан-Каре к моде, то мы получим высшую и высшую моду по двум сторонам, а между ними переплетения средней и низшей. То есть, как таковой средней моды нет, хотя мода – и есть среднее. Рисунок или выкройка, объясняющая это, может напоминать плечи со шнуровкой сзади. Для моды, как полубога или ангела, самое страшное – стать посредственностью, или нулем, то есть, исчезнуть, или потерять своих жрецов и жриц.


[2] Истарта, Русь, Алч-Алта, Медия – имеется в виду мода древней Ассирии и Вавилона, Руси, Золотой Орды, и Медии (Эллинской сатрапии, островной цивилизации Миноса, либо Медины в средние века – для полубогини Моды это название имеет особый, сакральный смысл)

[6] Алтын-Алата, либо Алч-Алта – золотая Орда , либо Русь определенного временного периода, поскольку, по моему мнению, Ига, как такового, не было, была гражданская воина между преимущественно славянами (“белым царем”, который начал терять верховную власть и единство Русской общности примерно с 1223 года (битва на Калке)  и “красным царем” (бывшее внизу славяно-тюрское и угорское население, взявшее верх примерно на 200-300 лет). Далее произошло постепенное соединение разрозненной русской общности (с битвы на реке Угре (“стояния)” до Ивана III (преимущественно “красного” царя), и зарождение Казачества (хотя, по некоторым данным, оно существовало со 2 века нашей эры (со времен раскола Антии) или даже ранее) и полное  объединение славян, и угро-тюрской ветви России во времена “белого” царя (Ивана IV), однако во вторую половину его правления обнаружились проблемы с Западом. Но, по мнению Гумилева, которое я разделяю, главенство Запада могло полностью уничтожить славянскую государственность и центрообразующую силу славянства – Русь, а временные набеги отторгнутой части Руси (и даже прочих улусов монголов – то есть, кроме Джучи –  более тюрских и менее близких славянам) не уничтожили, а, в конечном счете, обогатили русский мир и славянскую цивилизацию, оберегая ее от дальнейшего раскола, и предостерегая от него, напоминая, какой тяжелой ценой достается единство России.

[3] Руки не просят – кольцо с перлой теркою – фразеологизм, говорящий о том, что кольцо с тертым жемчугом, или плохо сидящее на пальце (также эта строка отсылает к предыдущей… “с продрогших пальцев скатились нули”)
 
[4] Канкра-платина – имеется в виду серебряный монометаллизм Канкрина (реформа 1839 – 1843 годов), когда бумажный рубль стал прикрепляться не к меди (как повелось со времен Екатерины Второй), а к серебру, то есть, стал обеспечиваться серебром. Тогда же появились русские платиновые деньги, которые в то время ценились ниже серебряных. Отсюда и пошло выражение “канкра-платина”

[5] штофы со смеркою – имеется в виду русская мера объема (штоф, примерно 700 г водки) со смеркою – либо с мерной риской, либо полуштофник (полштофа, смерка-штоф, около 400 грамм водки). Также этот фразеологизм может  говорить о питье с зажмуриванием глаз, либо по вечерам, что было характерно для многих доходных домов XIX века. Не стоит путать с армейской смеркой, смекалкой и схохмой.
 


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →