Василь Ваныч

            Все ученики районной школы любили своего директора.  Василий Иванович был стройным, красивым мужчиной высокого роста.  Он был удивительным.  Интеллигентным, добрым и несколько странным.  Носил элегантный чёрный костюм с галстуком и начищенные до блеска  чёрные ботинки. У него были  красивые  руки с длинными музыкальными пальцами. Густые волосы с синеватым отливом, были зачесаны как у артиста назад. Правильные черты лица подчеркнуты  очками в роговой оправе,  поверх которых он иногда смотрел на детей во время уроков своими тёмно серыми, почти чёрными глазами, прятавшимися под густыми бровями.
          Директор вёл уроки истории,  которые больше напоминали театральное действо. Однажды, рассказывая о Великой Отечественной войне, он выражением лица,  движением рук и тела демонстрировал усилия советских войск в борьбе с фашистами.  Встав боком к классу, чтобы всем было хорошо видно, Василий Иванович вытянул руки, как бы упираясь в невидимую стену, изо всех сил стараясь отодвинуть её.  Потом  сделал резкое движение вперёд,  как будто неимоверными усилиями реально сдвинул  что-то, показывая этим, что наши войска отбросили немцев. Затем со словами: «Наши войска переступили этот рубеж!» – он, высоко поднимая свои длинные ноги, перешагнул через  стул, отодвинутый от учительского стола таким образом, чтобы всем учениками было вид-но, как он  это делает. Ребятишки смотрели и слушали его, затаив дыхание. Те, кто сидел в последних рядах, соскочили со своих парт, чтобы  лучше всё увидеть. Никто не засмеялся. Услышав последние слова учителя, дети с облегчением выдохнули и заулыбались.
         Василь Ваныч, как звали его дети, двоек практически не ставил. Его предмет дети любили и всегда были готовы отвечать. Театральная манера излагать материал была игрой, в которой все они с удовольствием участвовали, и поэтому  без усилий запоминали урок.
Другая странность директора школы заключалась в том, что он не помнил имён своих учеников. Всех девочек он называл Алями, а всех мальчиков – Валерами.  Так звали его собственных детей.Бывало, он подходил на перемене к  какому-нибудь мальчику, спрашивал, как его зовут. Мальчик, например, говорил:
        – Меня зовут Саша.
        – Ну, хорошо, Валера, –  говорил в ответ директор, –  видишь, кто-то набросал бумажки в коридоре?  Подбери и выброси  в корзину для мусора.
  То же и с девочками. Альке повезло с именем. Её директор  всегда на-зывал правильно.
         Самый забавный случай, связанный с воспоминанием о директоре, произошёл, когда Алька, учась  уже в седьмом классе, стала ходить в волей-больную секцию. Спортзал находился на первом этаже  деревянного двух-этажного здания школы, построенного буквой «П».
Дело было зимой. Дети занимались в две смены. Поэтому, когда тренировка закончилась, было уже совсем темно. Напротив спортзала находился класс, расположенный в крыле здания. Три окна этого класса выходили во двор. В самом классе света не было. Тусклый свет падал  через окна из школьного коридора, расположенного перпендикулярно.
         Директор, как всегда, последним уходил из школы, проверяя все классы. Ребята гурьбой выходили в коридор и стали невольными свидетелями забавной сцены. Василий Иванович открыл дверь класса напротив спортзала и увидел, что на  последней парте кто-то стоит.
        – Немедленно слезь с парты,– сказал  он спокойно, думая, что это кто-то из ребят,  посещающих волейбольную секцию. Но ученик даже не шевельнулся.
       – Ты что, не слышишь? Я кому сказал?! – занервничал директор, впервые за свою педагогическую деятельность встретивший открытое неповиновение. Но ученик даже не сдвинулся с места и ничего не ответил. И тут возмущённый директор впервые  повысил голос:
       – Слезай, я тебе говорю!
       Но, о, ужас! Реакции и тут не последовало. Наконец, Василий Иванович догадался включить свет в классе, и все увидели на задней стене, прямо над партами, большой плакат с изображением  вождя пролетарской революции В.И.Ленина во весь рост,  с простёртой вперёд рукой.
      Сам директор и все участники секции хохотали до изнеможения!
      Уже давно за многочисленными поворотами жизни скрылось Алькино школьное детство, но её память до сих пор хранит имена учителей, давших ей путёвку в жизнь. Одним из них был удивительный педагог Василий Иванович Епанечников. Василь Ваныч.
               

01.06.2018               


Рецензии
Окунулся в то время с удовольствием еще и потому, что сам учился с автором в параллельном классе и , разумеется , знаю всех героев рассказа лично, и снова .и снова возвращаюсь в те родные стены нашей школы, вот только не могу вспомнить, кто кроется под именем Андрей.

Виктор Артемьев   19.07.2021 18:29     Заявить о нарушении
Главное, что ситуация взята из жизни, все герои- реальные, не вымышленные. И снова, в который раз- спасибо огромное и поклон нашим учителям -энтузиастам своего дела. Они вырастили и воспитали несколько поколений образованных людей.

Валентина Астафьева   20.07.2021 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.