Создатели алфавитов Азии и Европы. Г. Ваганян...

Источник - ереванский культурно-просветительский портал, сайт "АркаЛер"
http://www.iatp.am  http://www.iatp.am/news/index.htm

18.05.2018

Создатели алфавитов Азии и Европы Тирас и его потомки. Ваганян Г., Ваганян В.
[pdf, 0.3 Mb]
http://www.iatp.am/vahanyan/articles/pismennost-2018.pdf




СОЗДАТЕЛИ АЛФАВИТОВ АЗИИ И ЕВРОПЫ ТИРАС И ЕГО ПОТОМКИ
Проф. Ваганян Г., канд. искусствоведения Ваганян В.


Аннотация

В статье на основе теории познания, онтогенеза и филогенеза доисторической науки1 выдвигается гипотеза о ключевой роли Тираса, писца небесного бога Арамазда в создании и распространении культуры и системы письма в Европе и Азии. Тирас или Фирас (арм. Тир) - бог письменности (в арм. "тар" - буква), мудрости, знаний, защитник наук и искусств, прорицатель судьбы в армянской мифологии2
.
Тирас (Тир) – изобретатель первой системы письма

По данным средневековых армянских историков, Тирас - внук Ноя, сын Иафета. От
Тираса произошли фригийцы (фракийцы). Тирас передал свои земли и знания трем сыновьям: Асканазу (от него произошли сарматы, асы), Рифату (от него произошли савроматы) и Торгому (от него произошли ваны). Асканаз основанный им армянский дом передал Торгому (М. Хоренаци, О. Драсханакертци).

По данным Геродота, одно из фригийских племен говорило на языке, сходным с армянским. По сведениям И. Флавия, Тирас был родоначальником фракийцев, союза племен, локализованного на юго-западном побережье Черного моря (Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). От Тираса произошли фригийцы3 , в эллинистическую эпоху он отождествлялся с Аполлоном и Гермесом.

Авторы убеждены, что именно Тирас изобрел первую систему письма, так
называемые древнеармянские "данииловые письмена" из 22 знаков, основанные на мировоззренческой парадигме своего времении, поэтому в памяти армянского народа сохранился в качестве бога письменности.

Потомки Тираса (асы и ваны) прославились своими знаниями, мудростью и изобретениями: Асканаз, Рифат и Торгом развили систему письма на своих территориях (на Черноморском побережье Кавказа, Сарматии, Колхиде, в Араратских горах).
__________________________
ПРИМЕЧАНИЯ К ЭТОЙ стр. научного труда:

1. Vahanyan V.G., Vahanyan G.A. Armenian Rock Art – Virtual Temple оf Knowledge. Monograph. LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017, 251 p.
Vahanyan V.G., Vahanyan G.A. Armenian Style (Origin, Design and Ornamental Art). Monograph. LAP Lambert
Academic Publishing, Germany, 2017, 200 p.

Ваганян Г.А., Ваганян В.Г. Армянское наскальное искусство - интеллектуальный капитал доисторической цивилизации. Монография в двух томах (том I – 413 стр., том II – 477 стр.). LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017.

2. Храм Тира между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам. Храм Тира назывался "Диван писца Арамазда". Арташес I (II век
до н. э.), основав город Арташат, ставший столицей Великой Армении, перенёс сюда из культового центра Багаран статую Тира. Вероятно, к имени Тир восходит название четвёртого месяца древнеармянского календаря - трэ, а также имён Тиротц, Тиран, Трдат, Тигран. Патриарх Егише Турян связывает языческий обряд
получения огня (огонь Арамазда) в новогоднюю ночь с обычаем, согласно которому, на христианское Сретение армяне разжигали костры во дворе дома, и танцевали вокруг него (Терендез). Греки Тирасом называли Днестр, отсюда Тирасполь. Тир (город) - древний финикийский город. Тюр - бог Тюр, Тир, Тиу, Тиваз, в германо-скандинавской мифологии "бог битвы", сын Одина и его жены Фригг. Тир –четвертый месяц иранского календаря.

3. Слова "Фригия" и "фригийцы" традиционно производят из др.-греч. ;;;;;; и ;;;;;;. По-фригийски название этого народа должно бы было звучать как *Bruges, что сопоставляют с названием балканского племени бригов.
Но эти взгляды устарели. Слово Фригия, по данным армянских историков, происходит от имени его правителя Тираса (Фираса). Ср. Тир +ас или ас +твац букв. Бог (тв-тев букв. крыло, твац рожденный нерукотворно, данный, сотворённый, божественный, если учесть, что "тар" - букв. Буква. Тирас (тэр ас) - творящий, записывающий буквы, то есть писец.
 
Внук Тираса hАйк после переселения из Вавилона на землю предков (отцов) построил господское обиталище (храм знаний) и передал храм знаний своему внуку Кадму.
Греческие аргонавты во главе с Ясоном похитили золотое руно (систему тайнописи и древние знания) из Колхиды. Греция становится господствующей в регионе.
Ван Кадм (греч. Кадмос, Кадмус) изобрел финикийский и греческий алфавиты, он
правил Грецией. Ас Один изобрел рунические письмена и сохранился в памяти народов Скандинавии как верховный бог.

Системa письма Тираса была забыта. Эту систему в 5 в. пытался реанимировать и приспособить в качестве алфавита армянского языка Месроп Маштоц.
Графические знаки, знаки культур Старой Европы (Старчево и Винча), знаки
библского письма (ашуйского, Колхида4 ), а также знаки Каменной могилы (Украина), изображения идеограмм и иероглифов Хеттии, Египта, Индии, Урарту и Армении идентифицированы авторами в армянских наскальных рисунках из базы Каредаран5 , которые служили источником для создания этих знаков6 .

Армянское "гир" (букв. письмо) – гр, в русском гром7 , гроза, град, гора. В английском Litera, letter (буква) – содержит “следы” писца бога, о Тире (Тэр или Тера, арм. "Тар" - буква).

"Тэр" в армянском - хозяин, господин (ср. с mother, father, writer и т.д.).

Дождь сопровождается ударами грома и молниями8 , которые сверкают на небесах9
. Дождь, вода олицетворяли жизнь, служили символами плодородия. В армянской культурной традиции Ваагн - освободитель вод, герой, первочеловек (ср. с “ванк” - слог). Он громовержец (ср. с “гир” – письмо).

Таким образом, процесс изобретения и распространения системы письма имеет
следующую схему: Тирас (внук Ноя) изобрел “данииловы” письмена; его сыновья
Асканаз, Торгом и Рифат применили письмена на унаследованных территориях; сын
Торгома Айк построил храм знаний и передал внуку Кадму; Кадм изобрел финикийский и греческий алфавиты; ас Один (потомок Тираса) изобрел руны, Месроп Маштоц (потомок Айка) изобрел современный армянский, а также грузинский и албанский (агванский) алфавиты.

В Коммагенском святилище установлен уникальный памятник пяти богам. На тронах
сидят небесный отец - бог Арамазд и небесная мать, богиня любви и плодородия - Анаит, их сын, первочеловек - Ваагн, рожденный в Ванском море (отождествляется с Зевсом и с Гераклом, Аполлоном и Юпитером, иногда с Прометеем), невеста Ваагна - прекрасная Астхик

4.Результаты исследований Турчанинова о протобиблских знаках (протокавказской или ашуйской письменности Колхиды) не противоречат выводам авторов.

5. Vahanyan G., Petrosyan S. Karedaran - The Database of Armenian Rock Art. (Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man), Italy, 2000. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Rock Art – Virtual Temple оf Knowledge.
Monograph. LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017, 251 p.

6. Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В.Наскальные рисунки Армянского нагорья являются первоисточниками армянских, египетских, индийских и хеттских идеограмм (иероглифов), Arcaler-Hayknet, 1996-2002,


Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография. Ереван, "Нжар", 2006. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Rock Art – Virtual Temple
оf Knowledge. Monograph. LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017, 251 p.
7. Гром - звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. В различных религиях и мифологиях считалось, что гром - это одно из проявлений гнева богов. Таких богов часто называли громовержцами.

8. Молния Зевса (устар. Зевесов перун) - главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии. Одно из прозваний Зевса - Кераунос ("Громовой") - свидетельствует о его способности создавать молнии. Керавноболия (греч. ;;;;;;;;;;;;, от keraunos - "гром" и boleo - "кидать, метать") - громовой удар, сверкание молнии. Картину "Керавноболия" написал Апеллес.
Другой эпитет Зевса - Катайбат (греч. Kataibates - "Тот, кто спускается") - означает гром, который древние греки представляли в виде каменного топора либо просто камня ("гром-камень"). По Аристофану, хранительницей молний Зевса была его дочь Басилея. Грязная гроза (англ. Dirty thunderstorm; также Вулканическая молния - англ. Volcanic lightning) - это погодное явление, характеризующееся образованием молнии в облаке пепла, поднимающегося из жерла
вулкана во время извержения. У римлян соответствующий греческому Зевсу бог-громовержец Юпитер имел прозвище "Фульгуратор" (лат. fulgurator - "мечущий молнии").
9 Напоминает нанесение на бумагу или иной материал графических знаков.

2
 
(отождествляется с Афродитой, Венерой, Арубаини и Ванессой, Иштар и Астартой), а также писец бога Арамазда - Тирас.
Богов пять (пять членов семьи, пять покровителей пяти Армений), как и пять
основных сил стихий по Аристотелю (земля, вода, огонь, воздух и душа).

Согласно мотивам армянской Песни о рождении Ваагна, в результате взаимодействия основных четырех сил стихий рождается герой. Он драконоборец, спаситель и учитель человечества. По греческим данным, Кадм правит Грецией. Он женится на гречанке Гармонии при вмешательстве Зевса, похитившего сестру Кадма, прекрасную Европу. На свадьбе Кадма присутствовали все
олимпийские боги. Дочь Кадма и Гармонии Семела родит от Зевса Диониса10. Европа родит от Зевса Миноса (Минаса) - основателя Минойской цивилизации. Дочь Минаса Ариадна - супруга Диониса. Подобная картина в определенной мере отражает предысторию армяно-греческих связей, где армянское наследие по мужской линии постепенно трансформируется в женское.


“Данииловы” письмена были обнаружены в древнем армянском городе Эдессе
(Урфа). В 5 веке Месроп Маштоц безуспешно использовал эти письмена в качестве армянского алфавита, однако 22 знака не могли точно выразить звуки, произносящиеся в армянской речи. Надо учитывать, что прошло около двух тысяч лет после создания доисторического армянского алфавита. Маштоц, с учетом мировоззренческого концепта своего времени, вынужден был развить древние письмена и создать современный армянского алфавит из 36 букв.

Абгар - армянский царь Эдессы, первый в мире царь, уверовавший в Христа, вел с Христом переписку (историк Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский), ученик Месроп Маштоц ).

Айк впервые в мировой практике разделил год на 12 месяцев, причем на тысячу лет ранее Моисея. По мнению известных астрономов, жители Армянского нагорья изобрели 12 знаков зодиака. Создание древнего армянского календаря связано с победой Айка (2492-2011 до н.э.) над Белом. Месяцы армянского календаря носили имена 12 сыновей и дочерей Айка.
Сражение Айка и Бэла произошло в 2492 году до н. э., после "строительства Вавилонской башни" (Гевонд Алишан). Евсебий Кесарейский отводит строительство Вавилонской башни" к 2500 д.н.э. Эти даты соотносятся.

Обобщенная схема генезиса систем письма в Европе иАзии представлена на рис.1.

Среди наскальных рисунков Армении Сурен Петросян обнаружил древнейшие календари и изображения созвездий11. Наиболее древним оказался лунно-солнечный календарь. Он представляет собой выбитую на скале окружность площадью около 6 кв. м. От нее отходят 28 лучей по количеству дней в лунном месяце и два длинных луча для недостающих двух дней в солнечном месяце. Этот календарь старше аналогичного вавилонского примерно на 1000 лет.

У. Олькотт, один из крупнейших знатоков астрономии, пишет: "Данные астрономии
согласуются с историческими и археологическими исследованиями в том отношении, что лица, придумавшие древние фигуры созвездий, жили, вероятно, в долине Евфрата, а также в области около горы Арарата".12 Олькотт подчеркивает, что "установление знаков зодиака относят к 3000 году до р. Х." и упоминает знаменитого Маундера, определившего конечное время обозначения созвездий. "Маундер думает, что люди, разделившие небо на созвездия,
жили, по всей вероятности, между 36 и 42 северной широты, так что родиной обозначения созвездий не могли быть ни Египет, ни Вавилон. Высчитав, в каком месте центр этой пустой 10Дио;
ни;
с (микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Ва;
кхос, Ба;
хус (др.-греч. ;;;;;;, лат. Bacchus) – в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Упомянут в "Одиссее" (XXIV 74).
В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber). Еван (Эван) - эпитет Диониса. 11 Vahanyan G., Petrosyan S. Karedaran - The Database of Armenian Rock Art. (Tracce #12, Online Bulletin by
Footsteps of Man), Italy, 2000.
12 Уильям Тайлер Олькотт. Легенды звездного мира, С.-П., 1914, с. 8-9.
3
 
области совпадает с южным полюсом, мы получаем дату - 2800 до р. Х., которая, по всей вероятности, является датой завершения древнего дела наименования созвездий".
Далее Олькотт отмечает: "...мы можем утверждать, что родиной звездных фигур
может быть Малая Азия и Армения, т. е. область, ограниченная Черным, Средиземным, Каспийским и Эгейским морями". Эти даты соотносятся с временем жизни и деятельности Тираса, бога мудрости, знаний, защитника наук и искусств, прорицателя судьбы.

Л. Мириджанян отмечает: “Вспомним хотя бы отрывки, рисующие битву с Белом,
Своего сына Араманьяка Айк ставит по правую от себя сторону, а любимого своего внука Кадмоса с двумя его сыновьями - по левую. Все они были умелыми лучниками. После убийства Бела Айк дарит Кадмосу, первым сообщившему ему о нападении Бела, богатые трофеи. Страна Арарада, находящаяся к югу от озера Ван, где Кадмос получил от Айка в наследство поместье и дом, традиционно именовалась в народе домом Кадмоса, жители этой местности назывались кадмеанами13. Таким образом, очевидно, что Кадмос - исторический персонаж, подлинный ученый и мудрец, в честь которого даже греки сложили
легенды.
*************************************************

ГИКСОССКИЙ АЛФАВИТ

С. Бабаян расшифровал систему письма Тираса или так называемый гиксосский
алфавит (протосинайский, протофиникийский) с учетом знаний о четырех основных силах стихий и 12 знаков зодиака14. Исследовав проблему происхождения буквенных знаков древних алфавитов, ему удалось выявить единые принципы их создания. Он пришел к выводу, что общим и основным для древнеармянского, современного армянского, финикийского, древнегреческого и древнеиндийского (брахма) алфавитов является мировоззренческий аспект. С. Бабаян показал, что гиксосский алфавит образован из 12 знаков зодиака, знаков ощущений (вкус рот, осязание – ладонь, слух – волна, зрение – глаз), а также трех знаков, символизирующих вечные божественые понятия – Разум, Дыхание, Время. Он раскрыл также принципы создания современного армянского алфавита.

Согласно философии древних, внутренний мир человека (микрокосмос) является
зеркальным отражением внешнего мира (макрокосмос) и между ними существует
взаимосвзь. В алфавите гиксосов обнаруживается эта взаимосвязь: знаки зодиака (макрокосмос), знаки ощущений, мышление и рост (микрокосмос) в системе координат "разум, дыхание, время".

Древнегреческий и древнеиндийский (брахма) алфавиты вобрали в себя вместо знаков зодиака первоэлементы, армянский – первоэлементы, а также (вместо ощущений) обобщенные гносеологические понятия – категории, отражающие мировоззрение эпох, их породивших. Таким образом, алфавит - это система моделирования души, ее модель; ведь основными свойствами души, по мнению древних философов, были движение, ощущение, мышление и рост. Движение – это знаки зодиака. Остальные, как отмечено С. Бабаяном, отображают ощущение, мышление и рост.

В мифологии древних народов мышление связывалось с Луной, а время - с Солнцем.
С. Бабаян отмечает, что гиксосский алфавит начинается знаком быка (символ Луны) и заканчивается крестом (символ Солнца у древних армян), т.е. эти два знака символизируют пару (единство) противоположностей – ночь и день (как и добро и зло, огонь и вода и т.д.).
С. Бабаян разбивает знаки алфавита на тройки, которые, по его мнению, символизируют дни недели (и отображают в целом свойства небесных тел). То есть все строки интегрируют модель недели. Вращаясь, они набирают месяц (один знак зодиака), затем второй и т.д. до полного календарного круга, при этом постоянно воздействуя на рост, ощущение и мышление (с учетом разума, дыхания и времени).
_______________________________
ПРИМЕЧАНИЯ К ВЕРХНЕЙ стр. КНИГИ:

13 Мириджанян Л. "Истоки армянской поэзии". Перевела с армянского М.В.Саакян. Издательство "Советакан Грох", Ереван 1980.
14 Бабаян С. Древние алфавиты – графические модели, отражающие философские концепции о душе,
http://lraber.asj-oa.am/102/1/7_Babayan.pdf, Принцип построения армянского алфавита, http://www.iatp.am/hayknet/haylezu/bab-r-h.htm
4
***********************************************************
Именно ГИКСОСЫ (АРМЯНЕ-айкиды из Сасуна) при СВОЁМ правлении Египтом ввели реформу календаря.

Именно гиксосы (АРМЯНЕ - айкиды из Сасуна) при СВОЁМ правлении Египтом ввели реформу календаря.
По скандинавским данным, некоторые из асов и ванов стали конунгами
(правителями) Швеции, Норвегии и Дании.

КАКОЙ ЯЗЫК НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЙ?

Какой язык наиболее древний?
Геродот (История 2.2) упоминает "лингвистический эксперимент" египетского
фараона Псамметиха I. Чтобы узнать, какой из языков наиболее древний, он приказал лишить двух новорождённых младенцев общения с людьми, пока те не произнесут первое слово; первым словом детей было "бекос". Во фригийском языке слово "бекос" означало "хлеб", поэтому фараон признал фригийский язык наиболее древним15.

Если фригийский - наиболее древний язык, то наиболее древней могла являться
изобретенная Тирасом система письма, поскольку фригийцы произошли от Тираса.

Греческие аргонавты похитили древние знания из Колхиды (древней Сарматии, которой правил Асканаз после переселения из своего дома). Тирас и его сыновья Асканаз и Торгом, очевидно, говорили на одном и том же древнеармянском языке.



Таким образом прав Николай Марр, который утверждал: ДРЕВНЕАРМЯНСКИЙ ЯЗЫК древнеармянский язык, на котором говорили потомки сына Иафета Тираса (внука Ноя), является верным хранителем и наследником исторических, культурных, цивилизационных ценностей яфетической (Иафетической) языковой семьи16. Через язык "армянский народ связан наитеснейшими связями не только с ныне  раскиданными разными яфетическими племенами, с сохранившимися до нас от древности современными народами, но и со всем культурным человечеством, с коренным слоем средиземноморского человечества Европы со дней возникновения человеческого слова" (там же. – С. 77)17. "Но сколькими, сколькими тысячелетиями мы должны измерять тот промежуток времени, в течение которого образовался армянский сложного типа язык..?" (там же. – С. 80).
 
На протяжении своей продолжительной истории АРМЯНСКИЙ НАРОД, как утверждает лингвист с мировым именем Н. Я. Марр, "армянский народ, не только один из старших наследников яфетического эпоса, но и старший из всех остальных, был наследником культурного предания, идущего из общечеловеческого источника, был верным хранителем его целостности, выращивателем и сеятелем на Востоке и Западе" (там же. – с. 84). "Какие сказочные горизонты открывают исключительные языковые богатства этого удивительного народа... и какие потрясающие материалы передает он для обнажения культурных связей и корней – своего и других народов" (там же. – С. 84).


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Основные выводы
Тирас (Тир) – изобретатель первой системы письма. Его сыновья Асканаз, Торгом и Рифат и их потомки - асы и ваны - мудрецы, учёные, изобретатели различных систем письма и алфавитов Европы и Азии.

Айк (внук Тираса), сын Торгома) построил господское обиталище.

Ван Кадмос (внук Айка) изобрел финикийский и греческий алфавиты.

Ас Один (из рода Асканаза) изобрел руны.
_________________________________________
15 Mallory J. P. In Search of the Indo-Europeans. - Thames and Hudson, 1991. - P. 32. Fortson B. Indo-European
language and culture. An Introduction. - Padstow: Blackwell Publishing, 2004. - P. 401. 16 Мосенкис Ю.Л. Первая письменная фиксация армянского языка за 2500 лет до Месропа Маштоца.
http://trypillia.narod.ru/articles/armnew.htm 17 Марр Н. "Армянская культура, ее корни и доисторические связи по данным языкознания". Язык и история. –
Л., 1936. Армянская культура. Ереван, "Айастан", 1990, http://www.iatp.am/culture/articles/marr.html
5
_____________________________________________

Древние греки похитили золотое руно (систему тайнописи для расшифровки древних знаний) из Колхиды (Сарматии).

Армянские наскальные рисунки – источник происхождения знаков культур Старой
Европы (Старчево и Винча), библского письма (ашуйского), а также идеограмм и
иероглифов Хеттии, Египта, Индии, Урарту и Армении.

Армянские наскальные рисунки – виртуальный храм доисторических знаний.


Рис. 1. Генезис системы письма


(СХЕМЫ И РИСУНКИ см. в первоисточнике на сайте "ArcaLer" ("АркаЛер"), на ИСТОЧНИК ссылка дана, в этой публикации таковые не встали, не выявились вместе с текстом статьи - К.Хартавакян.)



ЛИТЕРАТУРА

Литература
1. Mallory J. P. In Search of the Indo-Europeans. - Thames and Hudson, 1991. - P. 32. Fortson B. Indo-European language and culture. An Introduction. - Padstow: Blackwell Publishing, 2004.
2. Vahanyan G. Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind. XXII Valcamonica Symposium "Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind", 18th – 24th May, 2007, Italy.
3. Vahanyan G. The Role of Rock Art Clusters in Mythology, Religion and Magic: the Concept of the Knowledge Spiral. EXPRESSION N°10. Quaterly e-journal of Atelier in Cooperation with UISPP-CISNEP. International Scientific Commission on the Intellectual
and Spiritual Expressions of non-literate Peoples, December 2015.
4. Vahanyan G., Petrosyan S. Karedaran - The Database of Armenian Rock Art. (Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man), Italy, 2000.
5. Vahanyan G., Vahanyan V. Araratian rock art as a paradigm of communication and visual arts in the past and future. (Abstract in English, French, and Italian). The XXIVth Valcamonica Symposium "Art and Communication in pre literacy societies" 13 - 18 July 2011, Valcamonica, Italy.
6. Vahanyan G.,Vahanyan V. The Cross, the Swastika, the Star of David, and the EightPointed Star in the Rock Art of Armenia. XXV Valcamonica Symposium “Art as a Source of History”, Italy, 2013.
7. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Pleistocene Rock Art as Origin of the Universal Visual Motifs of the Indo-European Myths. IFRAO Congress pl;istocene art of the world,
September 2010 – Symposium: Signs, symbols, myth, ideology (Pre-Acts), Ari;ge -Pyr;n;es, France. L’art rupestre arm;nien du Pl;istoc;ne comme origine des motifs visuels universels des mythes indo-europ;ens.
8. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Rock Art – Virtual Temple оf Knowledge.
Monograph. LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017, 251 p.
9. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Style (Origin, Design and Ornamental Art).Monograph. LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017, 200 p.

10. Бабаян С. Древние алфавиты – графические модели, отражающие философские
концепции о душе, http://lraber.asj-oa.am/102/1/7_Babayan.pdf, Принцип построения армянского алфавита, http://www.iatp.am/hayknet/haylezu/bab-r-h.htm

11. Ваганян Г. Синергия культур археолингвистики и наскальнoго искусства Армении. ArcaLer, 2007, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/arxeolingvistika.pdf

12. Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В. Наскальные рисунки Армянского нагорья. Сборник докладов международной конференции "Мир наскального искусства", Институт Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005.

13. Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В.Наскальные рисунки Армянского нагорья являются первоисточниками армянских, египетских, индийских и хеттских идеограмм (иероглифов), Arcaler-Hayknet, 1996-2002, http://iatp.am/ara/sites/articles/rockhierogl/-
rockarthieroglyhsrus.htm

14. Ваганян Г., Ваганян В. Армянское наскальное искусство - интеллектуальный капитал доисторической цивилизации. Монография в двух томах (том I – 413 стр., том II – 477 стр.). LAP Lambert Academic Publishing, Germany, 2017.
15. Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография. Ереван,
"Нжар", 2006.

16. Ваганян Г., Степанян А. Поиски протоцивилизации (наскальные рисунки, процессы познания и мышления). Сборник докладов международной конференции "Мир наскального искусства". Институт Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005.
7
17. Драсханакертци О. История Армении, перевод с древнеармянского М.О. Дарбинян-Меликян, Ереван, 1984.

18. Марр Н. Армянская культура: ее корни и доисторические связи по данным языкознания, Ереван, "Айастан", 1990, http://www.iatp.am/culture/articles/marr.html


19. Мириджанян Л. Истоки армянской поэзии. Перевела с армянского М.В. Саакян.
Издательство "Советакан Грох", Ереван 1980.

20. Мосенкис Ю. Первая письменная фиксация армянского языка за 2500 лет до Месропа Маштоца. http://trypillia.narod.ru/articles/armnew.htm

21. Олькотт Уильям Тайлер. Легенды звездного мира, С.-П., 1914.

22. Хоренаци М. История Армении (пер. с древнеарм. Саркисяна Г.), Ереван, “Айастан”, 1990.


Источник - ереванский культурно-просветительский сайт "АркаЛер" http://www.iatp.am  http://www.iatp.am/news/index.htm

18.05.2018

Создатели алфавитов Азии и Европы Тирас и его потомки. Ваганян Г., Ваганян В.
[pdf, 0.3 Mb]

Другие материалы по теме
http://www.iatp.am/vahanyan/articles/pismennost-2018.pdf


Другие материалы по теме
См. http://www.iatp.am/news/index-others.htm


Международные журналы и конференции
Аркалер (портал)

Дайджесты


Рецензии