Мелодии жизни

И не сообразуйтесь с веком сим,
но преобразуйтесь обновлением ума  вашего…

                Римл., 12, 2.

  Книгой сегодня мало кого удивишь. Вон сколько их, невостребованных, нежеланных, маются на прилавках, библиотечных полках, пылятся в домашних шкафах. Побольше спрос на  детективы, справочную, учебную литературу, хотя и она вытесняется интернетом, телевидением, технологиями дистанционного обучения. Что говорить о поэтических новинках. Они сиротствуют, подобно Золушке, в нынешнем прагматичном мире рынка, бездуховности и откровенного эгоизма. Пробраться в широкую  читательскую аудиторию, на праздничный бал признания не позволяют им не только малый тираж, финансовые возможности, но и уровень общей культуры в современном обществе, который неуклонно снижается.
 Давно ушли в легенду многотысячные вечера в Политехническом музее, очереди у книжных прилавков, горячие споры о физиках и лириках. Победил тех и других, и третьих шоу-бизнес, холодный, расчётливый, наглый. Толпа заходится в экстазе, чествуя очередную поп-звезду, вытанцовывающую под фонограмму и тупо повторяющую четыре строки типа «За коленку меня ты не трожь…»
 Так что ж теперь делать «бедным лирикам»? Отойти в сторону и сложить поэтические крылья? А может перейти на пошловатые заготовки для эстрадных кумиров? Кто-то пошёл и по такому пути. Слаб человек, а искушение велико. Но слава Богу, не перевёлся гордый, творческий народ, особенно в провинции. Неистребимы тяга к поэтическому образу, животворное чувство прекрасного, способность не согнуться под гнётом бездуховности и цинизма, смелость плыть, если надо, против течения. В этом контексте хочется представить уважаемым читателям новую книгу костромского поэта Николая Максимчука «Мелодия живой струны» (2011г.)
Не правда ли красивое название, что одно уже располагает на лирический лад. К  тому же сделана попытка повести речь одновременно с двумя музами, поэтической и музыкальной, обогатить выразительность литературного слова художественной интонацией. Во многих стихотворениях музыкальная атрибутика выступает стержневой основой содержания, смысловой интриги ( диез, бемоль, рояль, клавиши, аккорд, мажор и т. д.). В них слышится музыка жизни, полифоническая, разножанровая, как и сама реальная действительность. Причём, мелодии исполняются не понаслышке и с чужих нот, а на своём «инструменте», с учётом солидного жизненного опыта, вобравшего в себя перипетии служивого человека, судьбу кадрового офицера, трудности «гарнизонного соседства», семейные радости, красоту «сердцу милой глубинки», волынскую осень, «скорых на любовь» русалок, песни «с протяжной грустью на устах».
Литературно-музыкальная составляющая обеспечивает чёткую композиционную структуру произведения, определяет названия                разделов, придаёт ему целостность. Правда, не всегда достигается при этом гармония слова и звука. Порой слышится диссонанс, сбой ритмики стиха, заметна громоздкость отдельных строк. Тут  есть ещё над чем работать.
Жизненное пространство лирического героя не столь обширно, но очерчено рельефно и видится им  не из дали, а с близкого расстояния, в ряде случаев почти в упор. Впечатляет основательность этого видения, сдержанная, но сильная энергия уверенного в себе человека. В основе такой уверенности – нерасторжимая связь с отчим домом, малой родиной, с казацкими корнями.
                Снимают шашку со стены
                С потёртой кожей лепных ножен.
                Так дед снимал. Его сыны.
                Так я снимал, волнуясь тоже.
Художественный  образ «горсточки земли в мешочке» - один из самых выразительных в книге. Он символизирует неразрывную связь поколений, верность Отчизне, сопричастность к ратным подвигам дедов и отцов.
                Но главным был там воинский отряд,
                Смиренный перед образами
                И яростный во вражеском огне!
                Я видел смерть,
                Но их глазами –
                Глазами шедших по войне.
Любовь поэта к природе, его очарование родными просторами, живой музыкой окружающего мира читатель почувствует через систему зримых образов, ярких зарисовок. Вместе с автором он услышит, как «хрустит подмороженный снег, к шагам подбирающей нотки,» увидит, как «сосны посменно качают луну своими ладонями хвойными», как набухает «синью вечер» и др.
 Более отчётливо хотелось бы услышать слово поэта о сегодняшнем переломном этапе в судьбе России. Как тут не вспомнить аксиому «поэт в России больше, чем поэт». Значимость пророческого слова особенно возрастает в условиях надвигающегося духовного хаоса. Сон разума рождает чудовищ. Надо будить уснувшее общество, чтобы не допустить катастрофы. Не о том ли сказано в Священном Писании: «…просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и откроют вам…».
                (От Луки, 11, 9)


Рецензии