Концептуализм и Символизм

                Вся эта непостижимая фантасмагорическая Тайна Вселенной
                обозначалась древними Учителями, владевшими совершенными
                Знаниями, всего лишь одной пластичной линией, замкнутой
                в Круг - заполненное символами Мировое Яйцо, из которого
                вылупляется дивный Птенец, вырастающий в таинственную
                птицу Феникс, называемую Вселенной.
      

      

       О Старом и Новом.
       Поиски нового заложены автоматически в молодых людях. Свергать и опровергать! Они думают, что смогут больше и дальше. Некоторым это удаётся...
       КОНЦЕПТУАЛИЗМ я бы не стала смешивать с СИМВОЛИЗМОМ, потому что это скорее искусство ИДЕИ, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение, сколько определенную художественную концепцию. Это уже нечто опосредствованное. А символизм это прежде всего чувственное восприятие мира, опирающееся на "духовный разум", а не искажённое чувствами восприятие действительности, переданное в символах. Известно, то "тайные знания" зашифрованы в символах, и только в таком виде они могут получить "вечную жизнь" до лучших времён, когда они смогут быть проявлены с учётом подготовленности человечества, чтобы их правильно воспринять. Искусство это всегда прорыв к "тайному" и безбрежному, куда в реальности не доплыть, но хочется.
Конечно, не любым путём, а желательно правильным в нравственном смысле.
Поиск собственных жемчужин в самом человеке пролегает тернистой тяжкой тропой через его сердце, чтобы сделать круг по жизни и снова вернуться в сердце новым опытом. Это пусть строительства собственной души, которая только одна может, сама совершенствуясь, улучшать и окружающий мир. Концептуализму же это совершенно не под силу. Такие души всегда ОГНЕННЫ, они будут знать больше, чем смогут высказать это Знание в любой доступной человеку внешней форме. Но именно такие люди будут незримо и безымянно насыщать Пространство своими высокими устремлениями.
       Конечно, СИМВОЛИЗМ тоже искусство ИДЕИ, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Когда-то это оттолкнуло меня от раннего Блока своей непонятностью и надуманностью, как мне тогда показалось... Теперь же я стала более внимательна к тому что непонятно на первый взгляд, предполагая, что может быть и даже обязательно есть и второй, и третий "взгляд", более глубокий и обоснованный.

      СИМВОЛИЗМ — является самым первым и значительным из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять Два Основных Этапа.
      Первый - это поэты, дебютировавшие в 1890-е годы, так называемые «старшие символисты» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). «Вторая волна» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
      
      Философия и эстетика символизма непосредственно связана с философией и складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона.
      Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею КОНСТРУИРОВАНИЯ МИРА в процессе творчества.
      Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание ТАЙНЫХ СМЫСЛОВ, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверх иррациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаённости смысла». Поэтому Главным Средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был СИМВОЛ.

       Первоосновой поэтического творчества является не звуковая ритмическая последовательность слов, а УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, являющаяся первоосновой всякого творчества.
      
       Категория МУЗЫКИ — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения в двух разных аспектах: общемировоззренческом и техническом. Музыка значима как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями СЛОВЕСНАЯ ФАКТУРА стиха, использующая максимально её композиционные принципы в поэзии. Стихотворения строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

       Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

       Символизм пытался создать НОВУЮ ФИЛОСОФИЮ КУЛЬТУРЫ, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об ОБЩЕСТВЕННОЙ РОЛИ художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

                29 мая 2018 года


*КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие)
**СИМВОЛИЗМ (от греч. simbolon – знак, символ), (фр. Symbolisme).


Рецензии
Интересный текст. Содержательно.

Шон Маклех Патрик   09.06.2018 23:32     Заявить о нарушении
Благодарю, Шон.

С уважением,
СВет.
/и я к Вам завтра зайду)/

Светлана Водолей   11.06.2018 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.