Праведный гнев Божий не за горами!
"«И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок» – пророчества святых обязательно исполнятся …
Началась Страстная седмица. Время особого воздержания, бодрствования, усиленной молитвы и духовных созерцаний последних дней земной жизни Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, сопереживания Его Страстям. Многие ли об этом помнят?
К величайшему сожалению, состояние современного российского общества ярко показывает, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Спасителя и от Святой Православной Церкви с ее спасительными предписаниями.
Несложно увидеть в происходящем многие аналогии с событиями столетней давности и даже более ранними. Глас Божий, изрекаемый через пророков, движимых Духом Святым, не доходит до слуха пораженного безверием большинства.
Вспомним слова великого Всероссийского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, всегда обличавшего ложь, призывавшего русский народ к покаянию и предрекавшего близкую кару Божию: «Вера слову истины – Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестой великой державой в мире подлунном, в большинстве изолгалася – для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки; не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим и самих учащих – подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует – ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящие дела и судят о политике; все желают автономии – едва не всякий ребенок мнит быть автономом; даже средние и высшие духовно-учебные заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей.
Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; уже не говорю о том, что не стало у нее веры в Церковь, возродившей нас для Бога и Небесного Отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство... и враги России готовят разложение государства.
Правды нигде не стало – и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? – Нет; – полно глумиться над Богом; полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам его... Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию!..» – вот как говорил в Слове на Благовещение 1906 года наш кронштадтский молитвенник пред Господом Богом.
Без живой веры в нетленную вечную загробную жизнь, о которой мы поем в Символе веры – «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века» – человек, по слову Ивана Александровича Ильина, «превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное». Вся жизнь такого существа заключена в коротком промежутке его пребывания на земле. Всё здесь начинается, всё здесь и заканчивается.
Вот как ранее об этом писал святитель Феофан Затворник Вышенский в 1881 году: «Как шла Французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: “Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать”. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются...»
А в Слове на Рождество Христово 1887 года святитель Феофан дает духовный рецепт избавления от поразившего и Россию недуга: «Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает...» – предупреждал русский народ великий архипастырь-подвижник.
Не были услышаны эти пророческие слова, и русский народ все далее и далее катился по наклонной плоскости. Люди устранились от общения со своим Творцом, жизнь их потеряла высший смысл и превратилась в краткое время по удовлетворению животных потребностей. О существовании безсмертной души «ком грязи» даже не задумывается. «Хлеба и зрелищ» – и в этом все его устремления.
«Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовною жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения. Какое безумие! Точно дети, лишенные разума. А между тем развлечения – это уже общественный порок, уже общественная страсть!..» – говорил в беседе с сопастырями в 1904 году батюшка Иоанн Кронштадтский.
А в книге «Моя жизнь во Христе» он писал: «Удивительное дело, что христиане не нашли лучшего средства для препровождения драгоценного времени, как театр, и по происхождению и по значению своему сохраняющий характер языческий, идолопоклоннический, характер суетности, пустоты, вообще показывающий в себе полнейшее отражение всех страстей и безобразий мира сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской...
Все Небесное, святое, носящее печать христианства чуждо театру. Так ли стали христиане легкомысленны, что не находят лучшего средства к провождению драгоценного времени кроме театра и из-за него оставляют храм Божий, богослужение, и драгоценное праздничное время, данное Богом для поучения в Слове Божием, в спасительных размышлениях и в делах добродетели, безумно расточается на пустые дела, на смехотворство и глупые рукоплескания в театрах? Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры!..»
А в наше время уже дошли до того, что в Страстную Пятницу показывают в МХТ имени А.П. Чехова кощунственный спектакль по мотивам произведений британского содомита Оскара Уайльда.
В Слове на Успение Пресвятой Богородицы 1906 года отец Иоанн обличал современников: «Ныне страшное время безверия и отступления от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякого рода: многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев и духов. Нет для них ничего святого, нет души безсмертной, по их мечтаниям; нет Бога, нет воскресения и нет воздаяния по делам, нет суда нелицеприятного, точного, строгого за всякое дело и слово», а в 1908 году кронштадтский пастырь грозно изрек: «Россия, если отпадешь от своей веры, то уже не будешь Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок».
Не услышала тогда Россия посланных ей от Бога пророков Божиих и отдала себя в руки богоборцев, руководимых врагом спасения рода человеческого. Пала и превратилась в кровавое месиво.
Если не послушаем наших святых и мы в наше смутное время, особенно после всех катаклизмов, случившихся за последние годы, несомненно, погибнем окончательно, а с нами весь мир, ибо без Руси Православной потеряет смысл его существования в очах Божиих.
Где же выход из столь тягостного положения? Именно в возвращении к истинной вере и покаянии, в первую очередь, в грехах вероотступничества, богоборчества, клятвопреступления и цареборчества.
Показывая нам в своих словах и творениях, наполненных глубоким духовным смыслом, причины всенародных бедствий святитель Феофан Затворник и праведный Иоанн Кронштадтский и сегодня зовут наш народ на путь покаяния и обращения к Богу.
Предреченные ими страшные бедствия исполнились столетие назад. Сегодня мы вновь подошли к последней черте, поэтому и следуют одно за другим грозные предупреждения Божии – падения авиалайнеров, пожары, наводнения и другие катастрофические происшествия.
Неужели опять будем наступать на те же грабли? Тогда обрушатся на страну и народ еще более страшные несчастья. Это – духовный закон, о котором писал еще великий вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, – это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным».
Громовым гласом звучат сегодня слова великого кронштадтского пастыря: «Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчайше всех народов земных – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище – Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинного образования, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может».
Не слышат их наши современники. Ищут земного, а оно ускользает, ибо забывают о Небесном, отвергая слова Сына Человеческого: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Более того, уже исполняются слова святого апостола Петра: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 3-10).
«Наглые ругатели» проникли во все сферы общества и надеются вечно царствовать на земле. Но кто из людей остался навсегда жить в сей плачевной юдоли? Никто!
Как и их предшественники, забывают безбожники наших дней: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).
«Но досадно и до глубины души больно за тех наивных и неразумных русских людей, которые и тогда не понимали, да и теперь еще не понимают, кто, как и зачем толкал русский народ в пропасть безверия и разврата... Не время ли, не пора ли, хоть теперь, прозреть всем и каждому?!» – пишет подлинный светильник Православия XX века, архиепископ (Аверкий Таушев).
Небывалое духовно-нравственное разложение современного общества грозит неминуемой гибелью России и Страшным Судом Божиим.
Участь наша в наших руках. Господь не отнимает покаяния у человека до его последнего вздоха. «Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!» – пора уже последовать этому призыву святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Пока не поздно, отвергнуть все греховные скверны и вручить сердце свое Спасителю."
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
Свидетельство о публикации №118052808973