Медный Всадник Полтавы

«Далече грянуло, Ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками
Могуч и радостен как бой...»

Шпак, никогда не служивший в армии, никогда не стоявший перед жерлом пушки, дулом ружья или штыком, нацеленным в его поэтические телеса, описывает батальную сцену без малейшего представления о ней! Единственный и последний раз в своей жизни он стоял перед дулом дуэльного пистолета Лепажа в поединке в Дантесом. До этого у Пушкина была пара  смехотворных «дуэлек», в которых заведомо было очевидно, что кончатся они бескровно.
Не стоял Пушкин на бруствере под пулями неприятеля, как это ПОСТОЯННО делал отважный военачальник и государственный деятель граф М.С. Воронцов, которого он же подлейшим образом оклеветал на века, навешивая лапшу на уши о «подлости» Воронцова всем-всем дуракам России. Сам же, будучи полным подлецом, вполне созревшим и достойным этого звания.

Итак, Пётр «промчался пред полками МОГУЧ И РАДОСТЕН, КАК БОЙ».
Бой может быть ожесточённым, кровавым, но никак НЕ могучим!
Но главное – впереди. Ещё один бессовестно лживый и нелепый эпитет: «РАДОСТЕН, как БОЙ!»
Для кого БОЙ может быть радостен? Для солдат, для офицеров убивающих и гибнущих? Это РАДОСТЬ? Или для Петра, стоящего на холмике, достаточно безопасно удалённом от поля боя, и «радостно» наблюдающего за ходом сражения, в котором гибнут тысячи людей, но к его нежному тельцу ни одна пуля или штык даже и не мечтают прикоснуться.
Ежели Я – в полной безопасности, то ДЛЯ МЕНЯ это -- «радостное» ЗРЕЛИЩЕ!!!
Жизнь ПРЕКРАСНА, когда Я – жрущий, но НЕ пожираемый!
Так же были «радостны» бои гладиаторов ДЛЯ СИДЯЩЕЙ НА СКАМЕЙКАХ КОЛЛИЗЕЯ ЧЕРНИ, ах, простите, «граждан» Рима.

И, как обычно у поэтов – полная амнезия,  Пушкин моментально забывает о том, что он сам написал несколькими строками раньше, ибо:

«Швед, русский – колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И СМЕРТЬ И АД СО ВСЕХ СТОРОН,»

А РАДОСТЬ -ТО, Г-н. Пушкин, ГДЕ??? Куда подевалась воспетая вами РАДОСТЬ БОЯ?

Пустопорожняя рифмоплётная болтовня.

«И падшими вся степь покрылась»
Забыл также поэт в порыве вдохновения разницу между словами ПАДШИЙ и ПАВШИЙ.
Павший – погибший в бою (часто употребительное словосочетание)
Падший – не означает УБИТЫЙ, а морально (обычно) упавший, сделавшиий нечто недостойное с точки зрения большинства или государства.
«Падший ангел»  – имеется в виду никак не умерший ангел, а некая святость, совершившая совсем не святой поступок. Достоевский обожал таких героев и, особенно, героинь. Сонечка Мармеладова, возлюбленная Родиона Раскольникова, («Топоркова-Зарубеева»  словами Никиты Богословского) «Святая грешница», продающая себя ради обеспечения регулярной выпивки её папаше. Вот, она-то -- не ПАВШАЯ, а  ПАДШАЯ! 
По-итальянски «Травиата».
Но, согласитесь, продавать себя чистой святой девушке и впрямь не грех, ради такой высокой и благонравной цели: А то, чем папане опохмелиться???

«И милость к ПАДШИМ призывал.
Намёк на декабристов, которых якобы защищал Пушкин. Обычное враньё.  Никого  он не защищал. Когда пошли аресты сообщников, Пушкин в полной панике сжёг все свои бумаги, в которых хоть раз упоминались имена декабристов. Дрожал мелкой дрожью и стиха своего даже не отправил к ним!
А когда был вызван в Петербург приехавшим фельдегерем, то только благодаря заступничеству губернатора Псковской губернии Адеркаса, его повезли как свободного человека, без наручников. На «беседу»  с императором Николаем Первым.

А «Всадник Медный»  при чём???
При том:
                «Так злодей
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!...
И грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу по пути роняя.»

Чувствуется сильное сходство с полтавским боем?

Вдохновясь поэтически, хоть и поэтом никогда не был и не буду, решил я, по  следам Пушкина, совместить рифмы, так сказать, провести реакцию СИНТЕЗА (компенсируя предыдущий АНАЛИЗ)  словесных молекул из обеих поэм воедино. Вдруг да получится какой-нибудь интересный «поэтический» полимер?
Нагрел, охладил,
Катализатором напоил,
Рентгеном облучил
И чрез змеевик самогонный пропустил.
Получил....

«Победа – времени вопросы:
Нева всё ломит, гнутся россы!
О, страшный час, о, страшный миг:
Ещё напор и росс бежит.

Нева волной вослед пустилась
Убийством топятся лучи
Зари. И трупами покрылась
Нева, как роем саранчи»
Здесь в этом «синтезе» я, так же, как и Пушкин, попробовал перенести, чуть-чуть изменив, строки из одной поэмы в другую.

«Страдает Пушкин, тёмен, мрачен,
Страданья полно взор его,
Червям готовый пир – прекрасен!
При кликах дома своего,
Он на кушетке умирает,
И чужеродных палачей
Он в мыслях матом обзывает.
А за беспомощных врачей,*
Морошки кубок подымает.»

* У диванчика, на котором Пушкин умирал в мучениях от перитонита, толпилось несколько врачей, ничем ему не помогавших. Даже не давших ему морфия! Среди них был и небезызвестный Владимир Даль, ВОЕННЫЙ ХИРУРГ!!! Будущий составитель «Словаря Живого Великорусскаго Языка». Очевидно, в этом он считал себя бОльшим специалистом, нежели в медицине.

Не берусь судить, ибо не читал...
8 V 2018
 


Рецензии